Драматический, Музыкальный |
12+ |
Юрий Квятковский |
1 час 40 минут, без антракта |
Козульски: неистовый коп, характер вспыльчивый, не женат. Яблонски: импозантный коп, характер спокойный, не женат. Черный коп: черный коп, характер жестокий, не женат. Пипи: безусый лейтенант, характер добрый, не женат. Вокруг них — две крутящиеся тумбы-декорации, в нужный момент перевоплощающиеся то в скоростной хайвей, то в полицейскую спальню. Против них — коварный преступник Джигурдамарис. На языках у них — дерзкий хип-хоп; чаще прочих звучат слова «дерьмо» и «жопа».
«Копов в огне» сделали несколько впередсмотрящих московских рэперов (сценарий написал Александр Легчаков из группы «Традиция»; звук спектаклю делал лучший здешний битмейкер Джем), выпускники школы-студии МХАТ и художница Полина Бахтина (декорации — отдельная песня: как будто мейерхольдовские сценографы насмотрелись боевиков категории «Б»). Словосочетание «хип-хоп-опера» само по себе звучит достаточно фантасмагорически; получилась и вправду дикость — но какая. «Копы» в стилистике группы захвата побеждают все клише, до которых могут дотянуться. Опера? Ну да, только вместо арий — злой и резкий рэп старой школы. Рэп? Ну да, только вместо исповедей бандитов и наркоторговцев — монологи тех, кто с ними воюет. Драматический сюжет? Ну да — будет и предатель, и внезапно обнаруженный родитель, и прочие коллизии латиноамериканского сериала, поставленные на попа. В результате получается гомерически смешная и какая-то вопиюще живая вещь; в каком-то смысле «Копы в огне» есть тот самый раблезианский очищающий праздник гротескно-телесного низа — прямо по Бахтину (и по Бахтиной, соответственно). Очищающий — почти буквально: понятно, конечно, что «Копы в огне» — слишком абсурдистская, обэриутская постановка, чтобы проводить параллели с окружающей жизнью, в которой с копами, как известно, тоже все непросто; но ведь и абсурд самой реальности зачастую принимает самые гротескно-телесные формы, так что почему бы, собственно, и нет? Во всяком случае, пафос финала, в котором невинность и добро торжествуют над менее приятными вещами, сложно не разделить; и это, конечно, не создание позитивного образа работника милиции, но по крайней мере смеховая терапия. И если совсем вкратце, «Копы в огне» — про то, как брюки одним движением превращаются в шорты, скоростной хайвей — в полицейскую спальню, а хорошо рассказанный анекдот — в остроумную злободневную притчу.