Москва

Спектакль
Как боги

Постановка - МХАТ Горького
скачать приложение
100+ идейБотПлати частями
О спектакле
Драматический
16+
3 часа

Участники

Как вам спектакль?

Рецензия Афиши

3
Алексей Киселёв
110 отзывов, 280 оценок, рейтинг 639
12 декабря 2014
Катастрофически ретроградный спектакль про новых русских

В зловещем здании на Тверском бульваре, в цитадели консерватизма под названием МХАТ им. Горького (пожалуйста, никогда не путайте этот театр с тем, что основали Станиславский с Немировичем-Данченко) артисты доступно играют два акта мелодрамы «Как боги» на тысячный зал без микрофонов, и все слышно. Больше хорошего о новом спектакле Татьяны Дорониной сказать, увы, нечего.

В декорациях квартиры в духе самого радикального постсоветского мещанства на поворотном круге разыгрывается пьеса Юрия Полякова, из которой понятно: автор предпочитает «Путинку», страсть как не любит актуальное искусство и верит в существование новых русских. Если бы не эти три детали, можно было бы предположить, что опус сочинен и вовсе в конце XIX века незамеченным подражателем Островского. С обильным потоком бульварной чепухи пьесу (и спектакль) роднит низкокачественный юмор про виагру и «отсохший стручок», бестолковые дивертисменты на ровном месте, линейное повествование и наличие комфортной морали на выбор («изменять нехорошо», «раньше было лучше», «все тайное становится явным», etc.).

Сюжет: в богатую московскую семью (молодящаяся жена, тихо пьющий муж, безмозглая дочь — нимфетка) отставного дипломата, фаната китайской культуры (эту роль откровенно по-ширвиндтовски декламирует Александр Титоренко), попадает сибирский мужлан (боксерского вида Александр Хатников, почему-то рычащий Высоцким), который хочет жить как античные боги. В итоге, понятно, измена, картинные истерики, беременность, шантаж и (вот тут неожиданно) взрыв. Периодически сдвигается занавес, в тишине звучит Крис Ри или бесхарактерная мелодия типа «ждите ответа», пока работники сцены меняют обстановку, а артисты переодеваются.

Если чем и выделяется сие витиеватое полотно на фоне родственной ей дребедени, так это воинственностью по отношению к вымышленному идеологическому врагу. Не столько даже в политическом смысле, это само собой: «Россия не Европа» тут сквозит ненавязчивым рефреном сквозь каждый монолог. Любопытно усердное отстаивание «реализма», со сцены в зал буквально сообщается: «Пикассо и Кандинский не искусство». Во избежание двусмыслицы тут же выносят картину — портрет женщины с зеленым лицом и пятью глазами; по сюжету у некоего абстрактного автора вот этой вот картины «скоро выставка на «Винзаводе». То есть мы натурально имеем дело с взаправдашней эстетической полемикой, в кои-то веки — на территории творчества. Спектакль глаголет: «Я реализм». И как было бы здорово, будь это правдой, следуй команда режиссера заветам Станиславского и букве пьесы: зрители бы увидели достоверный рублевский быт, учуяли бы запах верблюжьего навоза и водки, а слух бы щекотали матерные пассажи неотесанного альфа-самца. И показал бы МХАТ им. Горького скромным театральным экспериментаторам свою кузькину мать: на одной из крупнейших площадок города, на Тверском бульваре, — документальная криминальная драма большой формы со взрывами и сексом, с политикой, неприкрытым национализмом (по пьесе выходит, что во всем виноват некий чеченец Ваха Джахарович) и живыми слезами отчаяния, смешавшимися с соплями и тушью.

Но есть нюанс: ни на язвительно упоминаемом «Винзаводе», ни на реалистических вербатимах «Театр.doc» и «Практики», ни на спектаклях главного реалиста современности Алвиса Херманиса, равно как и звезды постдраматического театра Дмитрия Волкострелова, авторы, разумеется, не бывали. Другая проблема: адресатом оказывается не просвещенный театрал, а наполняющие зал отряды солдат-срочников, которым ну вообще все равно. Поэтому вот этот спор с воображаемым оппонентом — единственная живая затея всего мероприятия, — с наглым, ничего не умеющим, не чувствующим и не знающим псевдохудожником, обличает лишь некомпетентность и невежество создателей спектакля. Впрочем, этические и эстетические вопросы здесь почтительно отступают перед игривыми афоризмами Полякова в духе «президентам, как и девушкам, правду лучше не говорить», а неконтролируемое пускание желчи на ура-патриотических дрожжах заслоняют искрометные шутки про стручок. Так что все нормально.

4
0

Отзывы

7
Екатерина Писарева
33 отзыва, 67 оценок, рейтинг 38
12 ноября 2014

По иронии судьбы в МХАТе им. Горького я, учившаяся пять лет по адресу «Тверской бульвар, 25», была непозволительно давно. Иначе как «театр Дорониной» его не воспринимала, хотя и знала о его первоначальных создателях – Станиславском и Немировиче-Данченко. Что символично – первой сознательно просмотренной мною театральной постановкой была именно мхатовская легендарная «Синяя птица», покорившая и очаровавшая меня навеки. Мне кажется, именно за этой «птицей счастья» я и последовала – дорога вела в театр, вернее, через него.
И вот сегодня я снова оказалась в этих знакомых стенах, на премьерном спектакле по пьесе Юрия Полякова «Как боги», который показывали в рамках юбилейной программы писателя. К творчеству Полякова я отношусь с уважением, даже несмотря на то, что не очень жалую современную литературу. Надо признать, Юрий Михайлович – прекрасный стилист, умело обращающийся с литературным языком, что, отчасти, упрощает и одновременно усложняет работу режиссера над инсценировкой. Написать умелый трагифарс для театра так же сложно, как и поставить его. Особенно женскими «руками». Но Татьяна Доронина достойно справилась с задачей, у нее получилось поставить это произведение так, чтобы зритель смог полностью погрузиться в действие, от души посмеяться, прожить вместе с героями непростую историю – и не уйти опечаленным.

Главная героиня спектакля, Вера Николаевна (в исполнении Ирины Фадиной), женщина средних лет, живущая с бывшим дипломатом Леонидом Ивановичем Гаврюшиным (Александр Титоренко) и дочерью, вульгарной девицей по имени Алёна (Вера Лаптева). Супруг Веры – мужчина эксцентричный, увлекающийся восточной философией и выполняющий переводы китайской поэзии, время от времени (когда в подпитии, т.е. постоянно) ведущий беседы с самураем-домовым (Олег Цветанович) и играющий сам с собой в шахматы, абстрагируясь от реальной жизни. А реальность жизни такова, что его друг, бизнесмен Эдуард Никитич Непочатый (Сергей Галкин), за его спиной зазывает «махнуть» в Ниццу Веру, что дочь Алёна ведет разгульный образ жизни, то и дело приводя домой то бармена, то байкера, то художника, что жена вынуждена преподавать уроки этикета, чтобы у семьи был заработок. Но Леонид Иванович, дипломат с замашками бывшего провинциального актера, внимания ни на что не обращает, относясь ко всему с конфуцианским спокойствием. Все меняется, когда в дом Гаврюшиных попадает бизнесмен Артём Михайлович (Александр Хатников), по протекции Непочатого направленный к Вере Николаевне брать уроки этикета. С первого взгляда Артём влюбляется в свою учительницу, однако не все так просто, когда вмешивается кто-то третий. А именно – дочь Веры Алёна, по уши в него влюбившаяся. Но Артём, первоначально закрутивший «лайт» роман с Алёной, недолго думая вступает в любовную связь с ее матерью Верой. Связь не столько порочную, сколько безнадежную. Дерзкий, молодой, горячий, Артём хочет брать от жизни все (следуя завету Станиславского) «здесь и сейчас», хочет жить «как боги», не боясь никого и ничего, не думая о последствиях. Но, по классике жанра, тех, кто хочет помериться силами с богами, ждет суровое наказание…
Несмотря на непростой (но для меня предсказуемый) финал, спектакль «Как боги» понравился мне именно своей легкостью и жизненностью. Как и вся проза Полякова, спектакль донельзя афористичен – по всему полотну действия рассыпаны фразы, которые хочется растащить на цитаты. Татьяна Васильевна очень бережно отнеслась к тексту произведения, обрамив его ненавязчивыми режиссерскими решениями. Даже насыщенная сценография народного художника Владимира Серебровского смотрелась уместно – предметы не заслоняли, не «переигрывали» актеров.
Так что, вопреки расхожему мнению, оказалось, МХАТ вовсе не «нафталинный» театр, а классический, что значит - актуальный.
P.S. Окончательные выводы делать рано. Чтобы удостовериться, в ближайшее время постараюсь тщательнее ознакомиться с текущим репертуаром.

4
0
9
Мария Дорохова
19 отзывов, 20 оценок, рейтинг 38
20 февраля 2015

Смотрится на одном дыхании. Интересный сюжет и потрясающие декорации вместе с продуманными до мелочей костюмами сразу после открытия занавеса погружают зрителя в повседневную жизнь современной семьи-интеллигентов, которая тесно переплетается с жизнью представителей русского бизнеса (читай "новых русских"). Актеры играют так, что создается полное ощущение, что они живут на сцене. Каждая роль продумана до мелочей, характерна и интересна. Я получила огромное удовольствие и уже несколько дней нахожусь под впечатлением. Спасибо актерам, спасибо режиссеру, спасибо всей команде. Я не буду говорить о сути сюжета спектакля - сама история, думаю, навеяна реальными событиями (как говорят в кино), но то, как смогли передать всю гамму чувства и переживаний актеры - вот это стоит посмотреть. Стоит посмотреть ради того, чтобы сделать собственные вывода, увидеть что-то свое в эмоциях, передаче времени действия и характеров героев. Спасибо еще раз!

1
0
9
Сергей Андреев
1 отзыв, 1 оценка, рейтинг 1
11 января 2015

Хочу сказать огромное спасибо МХАТ им.Горького и лично Т.В.Дорониной за актуальные и злободневные постановки. Татьяна Васильевна на сцене своего театра всеми силами борется с бездуховностью и "золотым тельцом", заполонившим за последние неск.десятков лет все сферы нашей жизни. Куда ни пойди - всюду деньги, но ведь должна же и им быть какая-то альтернатива. Ведь не всё за них можно купить. Например, такие понятия, как любовь, уважение к людям, интерес к делу, которым ты занят, милосердие к слабому и всё то же Искусство нельзя отождествлять с материальными ценностями, они находятся намного выше этого. К сожалению, некоторые люди об этом забывают, или хотят забыть. Но на одной власти денег далеко не уедешь, должны быть другие истинные и основополагающие ценности, присущие всему человечеству и каждому отдельно взятому государству. Без понимания этого любое государство ждёт неминуемый крах.
Отдельно хочу сказать о спектакле "Как боги", после просмотра которого пишу эту рецензию. Спектакль тронул меня до глубины души, до слёз. Помимо вышеперечисленного он ещё о том, что каждый человек должен быть занят своим делом. Нельзя русскому парню с открытой душой лезть в дикий российский бизнес, да ещё связываться с чеченской мафией. Это самоубийство. Те подвиги, которые совершает русский человек на ратном поле, к сожалению, в условиях дикого современного капитализма его же могут погубить. Капитализм - гибельный путь для России, да и для всего мира. Надеюсь, со временем мы это поймём. Здравый смысл, душа и человечность рано или поздно возьмут верх над корыстолюбием, алчностью и бескультурьем.
Спасибо Вам, Татьяна Васильевна, за Ваши замечательные постановки, за то, что пытаетесь достучаться до наших душ и разума, у кого они ещё остались. Ваши спектакли никогда не оставляют равнодушными, они на разрыв души, до слёз. Это очень важно и актуально до сих пор, хотя, к сожалению, пока это глас вопиющего в пустыне.
С огромным уважением,
Сергей из Москвы, 34 года.

1
0
9
Никита Николаев
1 отзыв, 1 оценка, рейтинг 1
17 декабря 2014

Советую и всё тут. Сходил и не пожалел ни времени, ни денег. Есть над чем и задуматься, и посмеяться, и поплакать. Легкая трагикомедия, за игрой актеров очень интересно наблюдать.

1
0
10
Nadya Chudaleva
1 отзыв, 1 оценка, рейтинг 0
11 сентября 2020

Мы были большой компанией - 8 человек и спектакль поразил нас на столько, что следующие 3 дня мы не могли больше говорить ни о чем другом. История цепанула до слез, и при этом в спектакле много крылатых фраз и юмора. Это тот случай, когда хочется пересмотреть ещё раз.

0
0

Рекомендации для вас

Популярно сейчас

Афиша Daily
Все

Подборки Афиши
Все