Москва
8.8

Спектакль
Кафе «Идиот»

Постановка - Балет Москва
скачать приложение
Бот
Александр Пепеляев
Описание организатора
Описание Афиши
О спектакле
Что есть «Кафе Идиот»?  Это некое место, в которое приходит зритель, может быть, даже не думая ни о каком романе, где с ним мистическим, достоевским образом начинают происходить разные вещи. Он заворожено наблюдает за движением мысли, эмоции или тела актера, вглядывается в экран, следит за перемещением героев. Он силится отличить многочисленных Рогожиных от Мышкиных, а Настасью Филипповну — от Аглаи.
Это путь падения и поиск баланса, созданный методами визуального театра, который и зритель, и актеры проходят вместе. Это работа о том, как можно визуализировать те состояния, которые заложены в легендарном романе и пробуждаются в нас при его прочтении.
Герои останутся, но их будет несколько. Каждый актер попробует на себе известную двойственность, перевоплощаясь то в князя-эпилептика, то в купца-смутьяна, а затем и вовсе переходя на сторону наблюдателя. Задаваясь вопросами «Христос я или Антихрист?», «идиот или святой?», «могу ли я примерить на себя эти роли или останусь в стороне?», танцовщики вместе со зрителями пройдут путь познания себя и по-своему решат вопросы, поставленные в романе.
Эта постановка — своеобразный оммаж Пине Бауш в ее юбилейный год, отсылка к спектаклю «Кафе Мюллер», манифесту визуального театра. Девушка с завязанными глазами, не ведающая, куда поведет ее импульс, и молодой человек, услужливо убирающий стулья с ее пути, — что может ярче передать отношения Настасьи Филипповна и князя Мышкина?
О своей новой работе Александр Пепеляев отзывается так: это «мысли о мыслях», пропущенные через призму танца, звука и видеоэффектов.
«Я могу сказать, что ставлю о том, как человек сам себя мучает, сам себе отрезает свое счастье. Но все это пустые фразы. Я хочу, чтобы эти ощущения возникали у зрителя самостоятельно. Чтобы зрители уходили с клубком неразрешенных мыслей, эмоций. С эдаким after effect».
В выборе метода хореограф категоричен — это визуальный театр, призванный достучаться до зрителя и открыть ему самого себя.
«У нас нет ни одного слова из Достоевского. Мы можем оперировать только его темами. И мы не хотим и не можем рассказать роман, это бессмысленное занятие. Мы все равно ничего не сможем объяснить в театре. Мы можем сыграть сюжет, но самое важное происходит не в тексте».
Используя потенциал и гибкость танцовщиков современной труппы театра «Балет Москва», а также методики театра современного танца, Александр выстраивает свою работу так, чтобы зритель смог получить не только эстетическое удовольствие от красоты и графики тел, но и пережить вместе с танцовщиками микрокатарсис узнавания себя.
  • Кафе «Идиот» – афиша
  • Кафе «Идиот» – афиша
  • Кафе «Идиот» – афиша
  • Кафе «Идиот» – афиша
  • Кафе «Идиот» – афиша
Современный танец
16+
Александр Пепеляев
1 час 20 минут

Как вам спектакль?

Отзывы

8
Мария Ю
70 отзывов, 111 оценка, рейтинг 140
25 декабря 2018
Простой и выразительный язык совр. танца, который точно понравится внезапно приехавшим родственникам

Очень круто, когда 12 человек ансамблем танцуют без музыки, в полной тишине. Представьте, какая проделана работа и какая степень слаженности у коллектива.
Спектакль достаточно попсовый, хотящий, чтоб его поняли. Знакомая музыка, танец со стульями, взлёт девушки в белом вверх, страстные поддержки, белое неглиже. И, конечно, Пепеляев лучше всех нас знает, что это было уже всё, лет 20 тому назад. Но тут что-то другое, личное, побег в себя, предъявление прошлого.

3
0
7
Sangryl
768 отзывов, 9012 оценки, рейтинг 2113
23 декабря 2016

Достоевский in motion - таким оказался мой дебют в качестве зрителя визуального театра. «Идиот» превратился в историю о девочке из несчастливой фамилии в жестоком мире мужчин, а полтора моих часа прошли в упорном труде всех органов чувств – акклиматизация к иному языку выразительности взрывала вестибулярный аппарат.
Поначалу я, словно Алиса, падала в кроличью нору действа, лишившись разом всех координат – и отчаянно цепляясь за каждый звук, предмет или цвет, что удавалось ухватить. Однако, все эти мелькающие вехи были не более чем болотные огоньки – все внимание стекало к движению. Как и было написано в программке, движение было самоцелью, было единственным, что имело смысл, при этом вовсе игнорируя превращение в танец.
Мне было мало. Мышцы взывали поучаствовать в актерской вакханалии, градус напряжения нарастал – хотелось открутить настройки спектакля на максимум. Если уж motion –так иммерсивный, если уж Достоевский – то весь, вокруг – чтобы в темноте зала бродили, натыкаясь друг на друга зрители, а в освещенных углах шел одновременный Достоевский, визуальный одним взглядом. Если используются предметы, то больше, больше – до перформанса, до инсталляции. И сами движения – мне непроизвольно хотелось «оттюнинговать» эту хаотическую упорядоченность (как умеет это делать Тимофей Кулябин, например), чтобы у меня-зрителя от каждого точного попадания случался тысячевольтный разряд.
Изюминки постановщиков – от белого шлейфа, танцующего за всю труппу и отбрасывающего светы (а не тени, да!) до рафаэлевского ангелочка, на поверку оказавшегося настоящим бесёнком, или другого ангелочка, который так серьезно и выразительно воспроизводил взрослый текст, - все эти решения цепляли и уводили внимание, давая передышку. Но лично для меня самым эстетически устойчивым элементом всего спектакля оказались пропорции тел – именно они визуализировали красоту во всем спектакле. Из пяти Настасий Филлиповн лишь у двух пропорции тел (на мой вкус) «держали роль» - их совершенство оправдывало и объясняло всю историю со сто процентной достоверностью.
А заявленный в заглавии роман так и остался до самого конца пустым дверным проемом – не более, чем смысловой рамкой, которая тоже была не обязательна; история могла случится и вовсе без неё.

3
0
9
kerry mccartney
1 отзыв, 4 оценки, рейтинг 2
19 декабря 2016

Я поняла этот спектакль не сразу. Наверное только с третьего или четвертого раза. Когда смотрела в первый раз он меня заворожил настолько, что решила, что пока не пойму не успокоюсь. Со временем, конечно, все встало на свои места: я увидела то, чего не видела раньше, поняла скрытые смыслы. Но при этом не обошлось и без проблем - спектакль далеко не идеален. И на самом деле при детальном рассмотрении он оказался на удивление простым. Для не подготовленного зрителя, каким была я при первом просмотре спектакль даст много пищи для размышлений и массу удовольствия просто потому, что это нереально крутое зрелище с безумными танцевальными связками, их рефренами, прыжками, полетами и катарсисом в конце. Я плакала когда смотрела во второй раз. :)
Идти ли на этот спектакль? Безусловное, стопроцентное ДА! Как минимум потому, что это лауреат "Золотой Маски". Как максимум потому, что это лучший танцевальный спектакль Всея Руси. По крайней мере до сегодняшнего дня.
Команда Балета Москва способна на многое и кто знает, может быть мы вскоре увидим что-то, что будет еще круче...

2
0
9
Nadi Pan
1 отзыв, 1 оценка, рейтинг 1
8 октября 2016

Постановка очень понравилась. Зал камерный, людей мало, танцовщики очень близко - кажется, что ты сам находишься в центре этого вихря, энергетически совершенно захватывает. Много психологизма и экспрессии, собственно, что еще можно ожидать от Достоевского вкупе с Пиной Бауш. Много красивых визуальных и хореографических находок. Местами проживаешь эмоциональное состояние три-четыре-пять раз и, кажется, что погружаешься в транс, есть время окунуться туда и получить огромное удовольствие от пластического языка. С точки зрения формы - цельное, профессионально сделанное произведение.

1
0
7
Вера Леонова
1 отзыв, 1 оценка, рейтинг 1
7 октября 2016

Спектакль "Кафе Идиот" справляется, на мой взгляд, с наитруднейшей художественной задачей: он потрясающе передаёт атмосферу творчества Ф.М. Достоевского периода "идейных романов". Свет, спасение, которые представляются такими возможными, оказываются недостижимыми, в чем убеждаемся с каждой следующей сценой. Этому помогают также музыка, цветовое и интерактивное оформление. Час острейшего духовного напряжения, лично для меня разрешившегося катарсисом, что, конечно, было бы невозможно без полнонеценной эмоциональной отдачи танцоров.

1
0

Рекомендации для вас

Популярно сейчас

Афиша Daily
Все

Подборки Афиши
Все

В архиве