Игорь Караулов – русский поэт, публицист. Автор поэтических книг: «Перепад напряжения» (2003), «Продавцы пряностей» (2006), «Упорство маньяка» (2010), «Конец ночи» (2017), «Ау-ау. Стихи 2017 года» (2018), «Смирнов, Караулов, Данилов: Русские верлибры» (2019), «День святого Валентина» (2021), «Моя сторона истории» (2022), сборник статей «Трудный возраст века» (2020).
Лауреат Григорьевской поэтической премии. Победитель Волошинского литературного конкурса, участник Венецианской биеннале искусств.
Когда я проснулся, запахло весной.
Заботливый ветер и город больной.
Внезапная штопка забытых вещей.
Отчётливый гул воробьиных вестей.
Пойдёмте, найденыши, вместе со мной.
Мы будем гулять по Москве дровяной.
И вместе со мной поколение Зет
кораблики будет вертеть из газет.
Фигуры чертя, о своём гомоня.
Сначала со мной, а потом без меня.
Спектакль Нового Театра «Игорь Караулов. Поэзия.doc. «Сам по себе» - вторая постановка в рамках проекта Поэзия.doc. Проект, включающий четыре спектакля, посвящен нашим современникам – русским литераторам, чье творчество превращает в поэтическую метафору все то, чем живет страна здесь и сейчас. В спектакле отражена судьба поэта – не абстрактного художника, а конкретного человека, чья жизнь неотделима от сегодняшнего исторического контекста. Есть такое расхожее выражение: «ничего личного». В спектакле «Игорь Караулов. Поэзия.doc. «Сам по себе» - все с точностью наоборот: здесь только самое личное и самое откровенное. Герой бесстрашно отдает на суд зрителей не только свои стихи, но и жизненный опыт, из которого эти стихи родились. Знаменитая строка Анны Ахматовой «Когда б вы знали, из какого сора растут стихи, не ведая стыда» могла бы стать слоганом этого проекта.
Необычность содержания определила новаторство формы: спектакль «Игорь Караулов. Поэзия.doc. «Сам по себе» - не традиционная творческая встреча с автором, читающим свои стихи и раздающим автографы на недавно напечатанном сборнике, а полноценный спектакль, основанный на оригинальной пьесе. Автор пьесы – поэт Мария Ватутина, сама является героем проекта Поэзия.doc. И эта творческая рифма придает спектаклю особый смысл: кто может рассказать о поэте лучше, чем другой поэт?
Игорь Караулов:
Я всегда думал, что в моей биографии нет ничего драматического, что стихи даны мне вместо жизни, хотя многие мои стихи чётко привязаны к времени и месту. Но если замысел Эдуарда Боякова сделать спектакль обо мне как о человеке не был отброшен и дошёл до реализации, значит, что-то интересное в моей жизни было.
Кто-то скажет, что это слишком смело, когда ещё живого поэта играет актёр на сцене, но по крайней мере это совершенно новый способ работы с поэзией, отличный от традиционного авторского вечера, когда поэт читает стихи и немного рассказывает о себе.
Но это и не театрализованная исповедь, поскольку Игорь Караулов в пьесе Марии Ватутиной - это персонаж, отличающийся от реального человека, и мне ещё предстоит с ним познакомиться. Надеюсь, он понравится мне - и зрителю.
Меня интересует современность,
вся эта мутность, временность и бренность,
сиюминутность, шаткость, суета,
на шестерной законных два виста.
Конечно, есть и вечные красоты,
сияющие горние высоты,
невозмутимый звёздный небосвод,
но вновь поручик карты раздаёт.
Вот современность в лермонтовском духе:
летают пули, глупые свистухи,
а офицеры разливают грог,
пока судьба им отмеряет срок.
Любуюсь тем, что завтра станет прахом,
викторией, что обернётся крахом
и вновь восстанет, где её не ждут,
благословляя лёгкий бег минут.
Автор пьесы – Мария Ватутина
Режиссер-постановщик - Сергей Глазков
Художник-постановщик - Алиса Меликова
Автор идеи - Эдуард Бояков
Действующие лица:
Поэт – Игорь Караулов
Артисты – Ирина Линдт, Валентин Клементьев
Продолжительность спектакля 1 час 10 минут
Премьера 28 декабря 2023 года.
Проект Поэзия.doc. реализуется при поддержке Президентского фонда культурных инициатив.
Игорь Караулов:
Я всегда думал, что в моей биографии нет ничего драматического, что стихи даны мне вместо жизни, хотя многие мои стихи чётко привязаны к времени и месту. Но если замысел Эдуарда Боякова сделать спектакль обо мне как о человеке не был отброшен и дошёл до реализации, значит, что-то интересное в моей жизни было.
Кто-то скажет, что это слишком смело, когда ещё живого поэта играет актёр на сцене, но по крайней мере это совершенно новый способ работы с поэзией, отличный от традиционного авторского вечера, когда поэт читает стихи и немного рассказывает о себе.
Но это и не театрализованная исповедь, поскольку Игорь Караулов в пьесе Марии Ватутиной - это персонаж, отличающийся от реального человека, и мне ещё предстоит с ним познакомиться. Надеюсь, он понравится мне - и зрителю.
Меня интересует современность,
вся эта мутность, временность и бренность,
сиюминутность, шаткость, суета,
на шестерной законных два виста.
Конечно, есть и вечные красоты,
сияющие горние высоты,
невозмутимый звёздный небосвод,
но вновь поручик карты раздаёт.
Вот современность в лермонтовском духе:
летают пули, глупые свистухи,
а офицеры разливают грог,
пока судьба им отмеряет срок.
Любуюсь тем, что завтра станет прахом,
викторией, что обернётся крахом
и вновь восстанет, где её не ждут,
благословляя лёгкий бег минут.
• Перепад напряжения. 2003.
• Продавцы пряностей. 2006.
• Упорство маньяка. 2010.
• Конец ночи. 2017
• Ау-ау. Стихи 2017 года. 2018.
• Смирнов, Караулов, Данилов: Русские верлибры. 2019.
• Трудный возраст века. 2020.
• День святого Валентина. 2021.
• Моя сторона истории. 2022.
Если мы действительно сможем стать страной традиции, то безусловно поэзия останется, потому что традиция предполагает поэзию. Традиция не существует без поэзии, вот. И я, я не знаю, какие формы можно принять поэзию, если мы полностью разорвем с традицией. Другое дело, что мы сейчас совсем не страна традиции. Совсем нет.
У нас пока еще не страна семейных ценностей, у нас не страна, где уважается труд, у нас не страна, где уважается талант. Вот. А это, это основа, потому что когда мне говорят, что традиции, ну знаете, традиции, традиции, это когда белые, а не красные, когда православие, самодержавие, это не так. Это производные вещи от вот нескольких базовых вещей, вот, которые дают точку опоры. От семьи, от труда, от таланта. Вот. Потому что если этого нет, если, ну просто, тогда получается, что мы живем в совершенно иллюзорном мире, у нас нету, нету опоры на реальность. Мы потому и озаботились сейчас вот этой вот традицией, формулировкой традиций для себя, что у нас этого нет.
Если бы у нас это было, если бы мы жили в воздухе традиций, мы бы этого в воздухе не замечали, мы бы просто дышали бы им. А вот это то, что мы куда-то от традиций отклонились очень сильно, вот это проблема.
Жизнь должна быть устроена так, что, чтобы для поэзии было какое-то место в жизни человека.
Мы тут говорим, говорим, говорим себе о традиции, а искусственный интеллект, вот он развивается, нейросети развиваются. Идет, так сказать, «освоение» бюджета. Компьютеры сами генерируют информацию, сами ее потребляют.
Человек перестает быть человеком, но вот тут как раз и поэт, поэт как...
Поэт, как такой вот настоящий человек по преимуществу, да, он должен осмыслить себя как-то таковым. Что я и есть настоящий человек, я есть ваш островок подлинности. Да. Это вызов, это шанс вместе с тем найти свое место.