Драматический |
16+ |
Адольф Шапиро |
4 октября 2018 |
2 часа 10 минут, без антракта |
В этом сезоне в театре «Et Cetera» премьерой стал спектакль Адольфа Шапиро «Это так, если вам так кажется» по пьесе итальянского писателя Луиджи Пиранделло. Постановка на контрастах, заблуждениях, противоречиях и это прослеживается во всём.
Итальянские нотки начинают появляться с того момента как зрители входят в зал, здесь всех встречает «Человек от театра» (Елизавета Рыжих), с акцентом и фразами на итальянском поторапливает занимать свои места. Тут и возникает первое непонимание кто эта девушка, какова здесь её роль, зрители рассуждают: актриса или конферансье (в последствии окажется что правы те и другие). Начинается спектакль выходом всех актёров на сцену, но они ещё не герои, они только готовятся к спектаклю, примеряя костюмы, поправляя гримм и беседуя друг с другом — этакий «театр в театре». Но гаснет свет, звучит фрагмент из оперы и актёры на сцене замирают в различных позах.
По сюжету в дом, где живут синьор Агацци, синьора Амалия, их дочь Дина и её дядя Ламберто Лаудизи, заселилась синьора Фрола, точнее её определил сюда зять — синьор Понца. Почему зять поселил маму своей жены отдельно, почему ходит к ней каждый день и предаёт записки от дочери, почему дочь не пускает маму в свою квартиру и общается с ней с балкона? Эти вопросы тревожат умы обозначенной семьи, их друзей — четы Сирелли, и синьоры Чини. В своём любопытстве они затевают подставы и начинают расследование, в ходе которого выясняется что всё это из-за сумасшедшего человека, коим является ... синьора Фрола ... или синьор Понца ... ? Головоломка не только для героев, но и для зрителей, которые начинают делиться своим мнением прямо из зала и спектакль выходит за рамки сцены.
Когда актёры появляются из зрительного зала или уходят в него, они словно стирают невидимую черту между зрителями и сценой. У нас были первые места шестого ряда партера — это лучшие места, потому что здесь проходил разъярённый синьор Понца (Антон Пахомов) и в свете прожектора видно было напряженные связки и покрасневшие глаза, и здесь же появлялся комиссар Чентури (Сергей Плотников), а где ещё так близко увидишь заслуженного артиста России :)
Постановка до последних минут держала в напряжении, только в конце появилась женщина, вокруг которой закручен сюжет. Она откинула вуаль и всё стало понятно ... или запуталось снова, ведь весь спектакль — это доказательство того, что кто-то видит мир чёрным, а кто-то — белым.
Мария Трегубова (ученица Д. Крымова) ещё глубже показала нам это разделение через сценографию и костюмы. В светлом пространстве живут люди в белых одеждах, вот только помыслы их не так чисты, они упорно пытаются пролезть в чужую личную жизнь, добраться до истины, узнать чужую тайну. В чёрных костюмах предстают надорванные, но благородные души, им трудно жить со своей тайной, но они настолько пропитаны любовью и уважением друг к другу, что просто заслужили чтобы их оставили в покое. Есть и чёрно-белые персонажи, например синьора Чини (Евгений Тихомиров), она словно недавно появилась в обществе «белых людей» и ещё не до конца потеряла самоуважение, колеблется, но вот-вот «побелеет». Ламберто Лаудизи (Игорь Яцко) тоже двухцветный, кажется он держит нейтралитет, но похоже уже немножко сумасшедший. Весь спектакль наблюдала за ним, приятно увидеть ещё одного заслуженного артиста России на сцене.
Здесь ещё много интересных нескладностей: девушка-слуга представлятся мальчиком, балетная пачка и спортивная кофта, спортивный костюм и туфли на каблуках, фрак с кроссовками, мужчина в женской шляпке и лодочках, брюнетка в образе блондинки.
Есть плюс в черно-белых тонах, взгляд не размывается, зрители могут сосредоточиться на сюжете и диалогах, которых много, на прекрасной игре актёров. Мне очень понравилась Ирина Денисова, тонко и реалистично передала образ синьоры Фролы, я верила всему что она говорила, даже если героиня противоречила сама себе.
Спектакль с юмором, поставлен в жанре "притча", которая особенно актуальная в наше время, когда зачастую личная жизнь становится достоянием общественности. Но надо понимать, что «мир таков, каким он нам кажется».
Я бы ещё раз сходила на этот спектакль и на другие постановки театра «Et Cetera», изучаю репертуар.
создалось впечатление, что над этим спектаклем работал только художник по костюмам. Большой вопрос к режиссёру! как можно не видеть, или осознавать провал, но предлагать зрителю совершенно слабый результат. при всем уважении, спектакль " это так ( если вам так кажется)" не стоит этих денег и времени. не позволило воспитание выйти, т. к. места были в самом центре партера. на всем протяжении бездарно обыгрывается "философская" фраза "статуса из в контакте", с элементами жестов а-ля "Петросян", и якобы "репетиционными" вставками и актерами из зала. все это не спасает( не рекомендую
Спектакль стоит смотреть хотя бы ради работы художника Марии Трегубовой, она крутая! Здесь она убирает цвет, добавляя пространству воздуха. А фигуры людей выделяет причудливыми контурами, от чего они становятся картонными, рисованными, ненастоящими. Само пространство – это гримёрка, со столиками и зеркалами, тут же сцена с роялем и выход за кулисы. Герои чёрно-белые с выбеленными лицами, в париках или головных уборах.
Всё это напоминает современное прочтение комедии «дель арте», которая вдруг очень кстати иллюстрирует безумие сегодняшнего дня. Половину спектакля совсем не понимаешь, что происходит: кто-то кого-то где-то запер, а горожане выясняют, кто сошёл с ума. Потом включаешься в этот сложный мир двойных стандартов и привыкаешь к условности бытия. Совсем, как в жизни, не правда ли?
Может, Адольф Шапиро и «ставил не про это» ). Или пандемия не проходит бесследно. Но вот удалось пофыркать на злобу дня в Et Cetera.
В субботу побывала снова (после годичного перерыва) в Et Cetera, смотрела премьеру этого сезона "Это так (если вам так кажется)". Жанр спектакля обозначен как "притча", по пьесе Луиджи Пиранделло, написанной сто лет назад (это не просто красивые слова - пьеса написана в 1917). Режиссер спектакля - Адольф Шапиро, 12 лет назад поставивший в Et Cetera "451 по Фаренгейту".
Спектакль достаточно своеобразный, что, впрочем, вписывается в концепцию "притчи", наверное. Это... спектакль в спектакле и наоборот. Сложно описать, очень...
Начать с того, что входящих в зал зрителей приветствует на ломаном итальяно-русском "человек от театра" (Елизавета Рыжих).
Она бодро призывает всех скорее рассаживаться, покрикивает, и вообще такая... по-итальянски шумная. В спектакле эта милая девушка играет роль не то помощницы режиссера, ведущей спектакль, не то этакого "человека-невидимки" - следит за ходом пьесы, подает реплики, подсказывает, кому куда, подает/забирает вещи, фотографирует артистов палароидом. Мы, зрители, ее видим, но как бы "человек от театра" в действии не участвует - весьма интересное впечатление получается, надо сказать. Кстати, общаться и с зрителями она не перестает - так, мне перепала фотография, сделанная тем самым полароидом, прямо во время спектакля! Это ооочень интересный зрительский опыт, надо сказать - когда тебе со сцены вручают фото )))
Но дальше, дальше... Спектакль совершенно без действия - на самом деле фактически одни разговоры и обсуждения. Больше всего это похоже на нынешние страдания в интернете, когда куча народу начинает вдруг "докапываться до истины" какого-то совершенно незначительного и, главное, им не нужного и не важного момента чужой жизни. Вот и тут семья синьора Агацци, чета Сирелли, неизвестно откуда свалившаяся в эту компанию синьора Чинни и Префект внезапно задались вопросом, почему синьор Понцо прячет свою жену от собственной тещи, кто виноват, существует ли та жена и кто же пострадавшая сторона в этой истории.
Два часа идут обсуждения, выяснения и поиски истины, опрашиваются свидетели, страждущие взывают к самому синьору Понцо и синьоре Фроле, но упрямая истина все ускользает и в руки не дается. И только мудрый Ламберто Лаудизи изредка подает реплики, подталкивая общее внимание в сторону одной очень верной мысли. Это так... если вам так кажется. Сталкиваются две иллюзии: зятя, синьора Понцо и матери, синьоры Фролы, и что окажется правдой, предстоит разобраться.
Как ни странно, все эти двухчасовые разговоры смотрятся весьма неплохо, и даже с интересом. Правда мне лично категорически не хватило антракта, потому что в какой-то момент очень хотелось все это пообсуждать :)
Постановка почти черно-белая - вернее, более белая, чем какая-то еще. Белые декорации, белые костюмы основной "обсуждающей" группы, выбеленные лица.
Неожиданной индивидуальностью (правда в стиле "тетя маня из электрички") обладает синьора Чинни, а так же Лаудизи.
Если с Лаудизи все ясно, то Чинни будто случайно попала в этот спектакль и в эту компанию - настолько она "не отсюда". В довершение всего играет синьору Чинни Евгений Тихомиров. Вот тут мне не очень понятно, в чем был резон ставить мужчину на эту роль... Впрочем, Чинни из него великолепная получилась. Иногда появляется ощущение, что мужчинам удаются женские роли лучше, чем самим женщинам ))
В черное одеты Синьор Понца и синьора Фрола, их наряды кажутся самыми обычными, впрочем, "белых" персонажей одежды Понцы и Фролы удивляют и даже кажутся Знаком.
Вообще в этой постановке понамешано много из разных эпох иальянского театра - от элементов дель арте до опер (отдельное спасибо за музыку!). Пышные костюмы и напудренные парики рядом с спортивным костюмом и кроссовками. Оперные арии (хорошо - кусочки арий) и гимнастические упражнения. Внезапное включение в действие зрителей (раскрою сразу карты - подставных) и с аппетитом закусывающий бутербродами комиссар Чентури.
Спектакль поставлен не без юмора, и голову поломать придется. Играли все... хорошо. В рамках поставленной режиссером задачи, я бы сказала. Очень органична была девушка "от театра". Очень мощный образ у синьора Понцы, впрочем, как и у Фролы. Но в целом тут концепция, на мой взгляд, не предполагает прямого следования учению Станиславского, все очень... условно и выпукло.
Неоднозначная постановка. Скорее понравилось))) Посмотрю ли снова - точно нет. Порекомендую друзьям - пожалуй да).
Вот такая неоднозначность, в совпадении и с названием и со смыслом постановки... Спектакль яркий, динамичный, местами несколько наивный, как уже верно подметили мои уважаемые Ви-за -ви "... комедия дель - арте, или притча..." Все с характерным итальянским эмоциональным накалом. Красиво и профессионально реализовано. Так что же еще нужно искушенному театралу, спросите?. А я отвечу Вам,- чуть глубже смыслов, и /или оригинальных трактовок, раз уж выбрано философское направление.
Вот пишу сей отзыв, вспоминаю подробно ощущения от увиденного и знаете, в целом приятные эти ощущения!). А значит, это безусловно Театр, и в современной театральной Москве спектакль «Это так, если вам так кажется» - стоит посетить.