Дебютирующий режиссер Александр Никитин собрал композицию из фрагментов пушкинского «Моцарта и Сальери», «Идиота» и «Бесов» Достоевского, добавил к ним тексты писем Моцарта и выстроил из всего этого концерт. Как если бы актеры были музыкантами, а литературные тексты нотными. Впервые эту вещь Никитин показал в рамках проекта «Золотой осел», концептуальном смотре работ воспитанников «Мастерской индивидуальной режиссуры» Бориса Юхананова.
Сторителлинг |
16+ |
Александр Никитин |
16 июня 2018 |
2 часа 20 минут |
Нормальная попытка пост-модернистского театра придумать летний вечер посложней и позагадочней.
Возможность мыслить все формы через своеобразное смешение всего со всем дана нам,
И молодые режиссеры пользуются возможностью представить пространство спетакля как угодно. Главное – чтоб вИдение совпало с видением зрителей, хотя бы части.
С этим, похоже, проблема. Но ведь так случается часто.
В объединении частей просматривается некая логика
Первая часть – «положительно прекрасный» князь Мышкин верит в человечество на примере Платона Лебедева несмотря ни на что.
Вторая часть – бес Ставрогин, темнит и движется к смерти
Третья часть – поэма Пушкина «Моцарт и Сальери» по идее должна как-то объединить два образа (она не делает этого, но тут уж..) Бес плюс идиот не равно Пушкин, и все тут
Однако, индульгенцию нам тут же может выдать жанр представления, назначенный драматическим концертом.
И правда, раз концерт, то некая сборность вполне возможна и допустима
Еще есть финальная интермедия в стиле раблезианском задуманная, но получившаяся как получившаяся.
Концерт-драму начинает дуэт на тему малоизвестного текста из «Идиота»,
В радио- рупоре слышен женский голос, радио-ведущая. Похоже, объявляет «номер» и его исполнителей.
Плюс тот же голос сопровождает зрелище цитатами – Лев Шестов, Ницше, Оскар Уальд, конечно. И мне сдается – этот голос - внутренний голос, и может звучать в моей голове, или еще чьей-то.
Кстати, «копия копии» по Платону, то есть мой внутренний голос, тоже мог бы цитаток подкинуть, но хорошо что их и так хватает.
Тем временем вниманием завладевает визуальный ряд: это - драматические актеры.(мужики работают по правильной схеме, то есть пока женский голос молчит)
Перед нами сцена про предположительно украденные 400 рублей
Пока сцена идет, зритель обогащается знаниями (Тургеневу за один лист столько платили? Ну и грабёж)
Итак, на сцене- эшафоте
второстепенный персонаж романа «Идиот»
Платон Лебедев (Павел Кравец) по тексту: «чиновник, «дурно одетый господин», «лет сорока, сильного сложения, с красным носом и угреватым лицом», отец большого семейства, сильно пьющий и подобострастный. Постоянно признающий, что он «низок, низок».»
И князь Мышкин (Олег Курлов) проводят взаимный терапевтический сеанс.
Один больной лечит другого больного.
Понятно, что текст подобного рода весьма утомителен, так что хорошо, что можно смотреть, а не слушать.
Вот, например, князь Мышкин, в интересном халате (из кусочков, красиво) на груди – медальон, актер Олег Курлов – с весьма выразительным лицом, убедительный.
А вот Платон Лебедев, в исполнении Павла Кравеца – гипер-эмоционален. Не так уж дурно одет, но сапоги однако – плохой признак, красный нос вполне заменяет мощный союз лысины и бороды.
Вовремя пробегает девушка в красном платье (Мария Поночевная), танец с бокалом шампанского, увы, краток и мимолетен. Но все равно спасибо.
В том числе, за напоминание.
Брют есть в буфете, он поможет
В чем, не знаю, во всем помогает просто.
Но до того антракту
Сцена с генералом Иволгиным (Юрий Дуванов) – комическая
Генерал рассказывает доверчивому князю Мышкину, что в 1812 году, когда ему было 10 лет, он якобы служил пажом у Наполеона,и даже давал ему советы. Иволгин –хоть и генерал, а врун, как и его собутыльник Лебедев, у которого своя байка на ту же историческую тему. В детстве французские солдаты якобы отстрелили у него ногу, а он похоронил ее на Ваганьковском кладбище, и даже его не замечала, что у мужа искусственная нога.
Ха-ха-ха. Что касается шуток, то месть Петрашевскому кружку очевидна, а вот с юмором туго идет у Достоевского, как и в финальном дурковании актеров про горшок, гавно и Крымский мост.
Второй номер концерта привлекает ярко-желтым диваном и красным торшером.
Безумие нас поджидает еще бОЛьшее
Хорошее, что подкрепились вовремя.
«Бесы». Ставрогин и Лиза (Олег Курлов и Вера Кузнецова)
Кому-то и в Швейцарии удается испортить настроение. Сначала – себе, потом – другим.
Хотя сцена – живая. Про отношения всегда веселей, чем про деньги.
У Лизы – прическа, платье, туфли – все идеально («Весь город уже кричал об ее красоте»)
«Были из них и такие, которые уже возненавидели Лизавету Николаевну, и во-первых, за гордость..
Во-вторых, ненавидели ее за то, что она родственница губернаторши; в-третьих, за то, что она ежедневно прогуливается верхом»
В нашем концертном номере Лиза не прогуливается верхом на лошади, зато у нее внешность актрисы Веры Кузнецовой, ее же голос – хрипловатый, немного с дефектом, смена тембров, экспрессия и драматический талант.
«Глаза ее были поставлены как-то по-калмыцки, криво; была бледна, скулиста, смугла и худа лицом; но было же нечто в этом лице побеждающее и привлекающее! Какое-то могущество сказывалось в горящем взгляде ее темных глаз»
Все так и есть. Хотя глаза не криво, конечно. Федор Михайлович прям Пикассо в этом образе.
«Она действительно была больна. Что выдавалось в ней с первого взгляда — это ее болезненное, нервное, беспрерывное беспокойство»
«Ночь, проведённая со Ставрогиным, открывает Лизе глаза, она понимает, что совершила большую ошибку, что он её не любит и никогда не любил. В состоянии помутнённого сознания она покидает его поместье и вместе с Маврикием Николаевичем, прождавшим её под дождём, отправляется на пожарище к дому убитых Лебядкиных, где умирает на руках у спутника, избитая разъярённой толпой, считающих её сопричастной к преступлению.»
Это все очень по-достоевски.
Олег Курлов как Ставрогин – годный. Правда, совсем не бес.
Сомневающийся.
И на полу лежит не менее драматично, если сравнивать с Кузнецовой.
Третий номер, самый музыкальный
Хотя музыку Белоусова Александра сопровождением никак не назвать. Действующее лицо, полноценно.
Моцарт и Сальери Пушкина. Светлый текст, легкие простые рифмы. Слушалось прекрасно.
Но вдруг понимаю, что получаю все больше информации и все меньше смысла.
Что это за громадная кровать, с подушками? Эшафот-диван-постель?
Не угадала, что это значит. И даже сейчас лень разгадать.
Олег Курлов - конечно, Моцарт, тогда как Сальери – Юрий Дуванов.
Вместо старика-скрипача дают юнца с контрабасом. Размеры смещены, и мне это нравится.
Ура, Мария появилась, но, увы. всего лишь на раздаче. Подаст водки одному и яду другому.
Еще яблоко Адаму надо бы подать было. Забыли, мне кажется.
Финал – «сумбур вместо музыки»
Копрофагия великого композитора подается на блюде интермедии. Но не блестящей, мечущей искры, смех и ралдость людям, и все такое, а наоборот. Тоскливой.
Уважаемые Вера Кузнецова как кузина Моцарта – Анна Текла - и Евгений Капустин – просто брат, нам пора на выход. Всем. ВУместе с вами
А то и не смешно и не грустно получилось. А так занудство сплошное.
Спектакль состоит из трёх эпизодов.
Во-первых: начинается всё с денег.
Из романа "Идиот" выбрано событие - пропажа денег у Лебедева и его последующий диалог-расследования с Мышкиным.
Мышкин вкрадчив , ходит на цыпочках , втянув голову в плечи и с трудом выходит из себя , во всех смыслах этого слова.
Ему сложно поверить в подлость своих знакомых.
Ну не Идиот?
Лебедев бодр , ему не хватает шашки или револьвера.
Он обвинитель , он жаждет крови и возмездия.
И , хотя деньги украдены большие , именно о возврате их , речи не идёт.
Диалог кажется затянутым , ведь и так , довольно быстро, становится ясно , кто больше нуждается в деньгах и кого подозревать.
Личности каждого собутыльника , оставшегося у Лебедева ,подробно препарируются и доверия не вызывают.
Лебедев уходит , появляется Иволгин.
Одна птичья семейка сменяет другую.
И лишь мышка , втянув голову в плечи , участвует в Третейском суде , в любой момент готовая стать чьей-то жертвой.
Иволгин поёт песню про то , как лжив Лебедев.
Вспоминает Наполеона , свою ему службу в Москве в 10 летнем возрасте.
И подвергает сомнению , болтовню Лебедева про то , как ему отстрелили ногу и он её похоронил на Ваганьковском кладбище.
Тем самым подготавливая почву под абсурдность кражи денег.
Способный врать в одном и далее не остановится.
Занавес.
Во-вторых: искушение бесом.
Ставрыгин и Лиза после близости.
Лиза выглядит достаточно искушённой барышней и феминисткой.
Она готова вступить в связь без брака и может сама , первая , оставить мужчину.
Ставрыгин , человек обыкновенный , дают - берёт , взяв - выпускает.
Но всё же обидно , что после слов любви, раздаренных привычно , как это делают для глупых девчонок , ему смеются в лицо.
Хотя немного позже , Лиза всё же встанет на колени и будет целовать руки благодетеля , как только запахнет выгодой для неё.
Но , на то и бесы , чтобы предложить то , что не обрадует человека.
Лиза умрёт , Ставрыгин тоже.
Время жить они уже скучно использовали , настало время умирать.
Занавес.
К третьему акту мы готовимся основательно.
Пьём шампанское в антракте , делимся впечатлениями об уже увиденном.
В третьих: личность в быту и в творчестве.
Сальери готовится ко сну.
Сон разума рождает чудовищ.
К примеру , является Моцарт , сильно беспокоящий музыкальную элиту.
Моцарт живёт легко , в любви , делает долги, пишет "Реквием" за несколько дней.
Даже если вы человек независтливый , но такие люди раздражают.
Если ты не от мира сего , так и проваливай домой.
В этом мире царит труд , рабство , социальное неравенство и нечего тут умничать и приумножать таланты.
Моцарт будет отравлен.
Балерина , как случайная смерть , преподнесёт бокал , и мы будем следить за ней до последнего па , пока Моцарт умирает.
Занавес.
В конце мы видим молодого Моцарта , пишущего письмо развязного характера своей кузине.
Амадей пишет то , что видит , даже о том , что сидит на горшке и как ему легчает после.
Публика посмеивается , хоть её и задевает это.
Гений должен стоять на пьедестале.
Не надо сохранять его локоны , дурацкие письма и воспоминания.
Занавес.
Закадровый голос на радио безупречен , даже когда акцентирует паузы нечленораздельным "эээ".
Читает она не только Достоевского , но и высказывания известных философов.
Актёры потрясающие , ваше волшебство электризует.