Три сестры живут под властью тоталитарной матери и очень хотят интима. На этом выстроен сюжет пьесы Федерико Гарсиа Лорки, которую в «Электротеатре» помещают в ритуализированный контекст. Все красиво, но спектакль должен идти ровно в два раза меньше.
Драматический |
18+ |
Алиса Селецкая |
2 часа 50 минут, 2 антракта |
Талантливооооооо!!!!!! Готова аплодировать стоя пже , когда меня последнюю будут выводить из зала))))) Смотреть ВСЕМ!!!! Спектакль генеальный!!!! Браво! Браво! Бравоооооооо!!!!!
В первый раз смотрела постановку этой пьесы Лорки в ГИТИСе, когда ее ставил курс Каменьковича-Крымова. В том прочтении всех героинь играли мужчины, что вроде бы должно было придать рельефности сценическому проживанию ситуации пьесы. Однако истерию женского вожделения мужчинам не передать.
Второй раз я посмотрела "Дом Бернарды Альбы" уже в Электротеатре. Это был мой "первый раз". Поставила спектакль ученица Бориса Юхананова (художественного руководителя этого театра) - Алиса Селецкая. Спустя немаленькое число просмотренных мной спектаклей в Электротеатре, это по сей день одна из лучших постановок для меня.
В постановке есть хор, отсылающий к древнегреческой театральной традиции. Собственно, функция хора в древнегреческом хоре - это высказывание. Высказывание того, что не может быть проделано героями. И это раздвоение на мир внутренний и внешний очень работает в "женском" спектакле.
Сам же спектакль - о женщинах, хотя и о мужчинах тоже. О женщинах без мужчин, но полностью управляемые этим отсутствием.
Для меня-зрителя изначально провисал сам конфликтообразующий момент - почему запрет Альбы общаться дочерям с мужчинами становится настолько тотальным, что это уже не вписывается в контекст траура? Тогда можно задать себе следущий вопрос: когда женщина против общения других женщин с мужчинами? И я увидела не просто родительскую строгость, а ревность, утрату и желание забить эту чувственность, запинать ногами. В то же время дочери не являются здесь сентиментальными персонажами. Они агрессивны и также тотальны, как и их мать. Складывается временная перспектива, образующая единство этих состояний - молодости и зрелости.
Тем временем на сцене очень жарко. Мне сперва действительно казалось, что это дичь и переигрывание - так кричать со сцены. Но теперь я понимаю, что это скорее проблема собственного опыта и наблюдений. И чем дальше я смотрела, тем больше я чувствовала это безумие женской телесности. Красный цвет декораций действительно кипел. И это при том, что сама постановка, вернее перемещение героев, их пластика очень статична, скульптурна.
Короче, это очень талантливая работа молодого режиссера, где есть куча прекрасных находок и ассоциаций. Пьесе Лорки, которая наверняка на бумаге выглядит крайне средне, очень повезло.
Спектакль - по пьесе Ф.Г.Лорки, психологическая драма, о событиях в доме Бернарды Альбы - деспотичной жестокой хозяйки дома, эгоистичной до предела, у которой 5 дочерей, но деньги на приданое есть только у одной - самой старшей, которой 39. Младшей 20. И все они дико хотят замуж - дико, в животной страсти и тоске по любому мужчине, который появляется на горизонте. Но мать еще и траур на 8 лет объявляет (по только что умершему мужу и отцу 4х из 5ти дочерей) - чтобы ни один мужчина к дому не приближался.
Вы можете себе представить чисто женский коллектив? А чисто женский коллектив из одиноких женщин? В большинстве случаев это серпентарий. А семью, где тиранша-мать - фанатичный деспот, 5 "голодных" дочерей без надежды выйти замуж, служанки (тоже женщины) и сумасшедшая мать хозяйки дома? Это сублимация сумасшествия, безумие в самой высокой степени. Задавленные матерью, несчастные девушки превращаются в гадюшник, доносят друг на друга, шпионят, злословят. И кипение в закрытом сосуде доходит до взрыва - смерти одной из сестер.
Что понравилось: тонкие оттенки эмоций и некоторые события по ходу пьесы были переданы разными стихами Лорки, не входившими первоначально в пьесу. Так вот, о беременности было рассказано "Песней нерожденного ребенка". А о тоске увядающих старых дев - "Песня сухого апельсинового дерева". Это красиво. Это, пожалуй, вообще самое красивое в спектакле - стихи Лорки. Минимализм и лаконичность декораций тоже понравились.
Не понравилось: сильная драматическая история рассказана очень поверхностно, нет ни накала страстей (а это всё же Испания!!), ни силы характеров; история вызывает не те чувства, которые должна бы вызывать. В пьесе Лорки у каждой героини - свой характер, свой способ бунта, свой вид скрытого протеста, но в спектакле они все сливаются в одно черное пятно. Ну, может быть, Мартирио только выделяется (Вера Кузнецова) - ее скрытая сила всё же иногда проявлялась.
Сопереживать героиням не хочется, как не сопереживаешь жалобам чужих людей в соцсетях - в погоне за оригинальностью подачи серьёзный и сложный смысл пьесы растворился. Актрисы играют, а не живут. И если в пьесе Лорки - это сильные женские характеры в подавляющих и разрушающих обстоятельствах, то в спектакле - не видно ни характеров, ни силы, ни бунта. И только Понсия (Людмила Розанова) - была почти такой, как хотелось бы. Не понравилась и роль Марии-Хосефы (сумасшедшей матери)- почему она моложе своей старшей внучки?? - и какую функцию она выполняет в спектакле, кроме сумасшествия? По пьесе Лорки - это голос разума, а здесь что-то невнятное.
Периодическая зомби-образность выглядела чужеродно, а "спанч боб сквепенс" - вообще потряс неуместностью.
Не понравилось.
21 мая в Электротеатрн Станиславский посмотрела спектакль "Дом Бернарды Альба", по пьесе великого Федерико Гарсиа Лорки, написанной в 1936 году.
Пьеса шла, правда, не в основном здании Электротеатра, а на его Малой сцене.
Интересно, что знакомство со спектаклем началось задолго до начала действия на сцене. На стенах вестибюля демонстрировались слайды с черно-белыми фотографиями сцен спектакля.
И лишь потом зрителей пригласили в зал.
В одной деревне на юге Испании жила-была женщина, только что ставшая вдовой. Муж не оставил ей наследства. Зато оставил пятерых дочерей. Без приданного, без надежды найти мужа. Что происходит с молодыми (и уже не очень) девушками, запертыми властной матерью в доме, и рассказывает спектакль "Дом Бернарды Альба", поставленный молодым режиссером Алисой Селецкой.
Не буду рассказывать сюжет пьесы (последней пьесы Лорки, написанной незадолго до смерти). Расскажу только о том, какой эту пьесу представила режиссер.
Сцена в черно-красных тонах, минимум декораций.
Авангардная музыка, написанная Дарьей Звездиной и Даниилом Пинчен. Примечательно, что композиторы сами исполняют свою музыку. Хор, постоянно находящийся на сцене, тянущий заунывные мелодии.
Одним из действующих лиц выступает швейная машинка. Ее монотонный, ненавязчивый, но присутствующий стук, сопровождает действие.
В спектакле заняты только женщины. Даже роль мальчика (к сожалению, я так и не поняла смысл его включения в спектакль) исполняет девушка.
Помимо самого текста пьесы в спектакль включены и другие произведения Федерико Гарсиа Лорки. Его стихи, отрывки из других произведений. Все это гармонично и к месту.
Актрисы играют надрывно, больно. Так как и надо играть одиночество. А оно в спектакле повсюду, несмотря на то, что дом перенаселен людьми. Иногда надрыв переходит в крик, вой, писк. Абсурдность происходящего буквально придавливает.
Спектакль произвел тяжелое впечатление. Обозрение вывернутых наружу искалеченных душ не может доставить удовольствие. Черные одежды актрис в первом акте, белые - во втором лишь подчеркивают невозможность всего происходящего на сцене.
Определенно, спектакль Алисы Селецкой "Дом Бернарды Альба" не есть спектакль для развлечения. Как впрочем, и сама оригинальная пьеса. Вряд ли я захочу ее пересмотреть.
Но увидеть все-таки это стоит. Хотя бы для того, чтобы познакомиться с творчеством Великого Лорки (или освежить свои знания). А также чтобы увидеть результат работы оригинального, определенно талантливого режиссера, сумевшего из отдельно взятой пьесы сотворить нечто невообразимо-потрясающее (в прямом смысле), соединившее в себе текст, музыку, хореографию.
Я, конечно, не любитель авангардных спектаклей. Все-таки моему сердцу ближе классика. Но спектакль "Дом Бернарды Альба" не оставил равнодушной и меня.