Многословную и жесткую пьесу Мартина МакДонаха про писателя, оказавшегося заложником придуманных им самим кошмаров, екатеринбургский актер Олег Гетце превратил во вполне человеческую и не слишком страшную психологическую драму. Черная макдонаховская реальность здесь подана как существующая на самом деле: да, вот так пытают людей на дознании. Вот так могут убить невинного младенца, а вот так — доказать, что были правы, когда убивали. Словом, весь диспут, который так занимает МакДонаха и современную культуру в целом, в спектакле Гетце превратился в жизнь испорченных, больных людей, которые сегодня, по мнению режиссера, — правило, а не исключение.
Драматический |
Олег Гетце |
(3`00``, 1 антракт). |
Господин Катурян (Илья Скворцов), писатель из какой-то неназванной ближневосточной тоталитарной страны, сидел за столом и отвечал на вопросы. Допрос вели двое — следователь Тупольски (Геннадий Хошабов) и мастер набить морду Ариэль (Дмитрий Михайлов), которые, по старой традиции, разыгрывали хорошего-плохого полицейского. Катурян, автор жестоких рассказов про убийства детей, и его умственно отсталый брат Михал (Алексей Журавлев) обвинялись в убийствах детей, выполненных строго по сюжетам рассказов Катуряна. А безумие, царившее в полицейском участке, меж тем все нарастало.
«Человек-подушка» в постановке Екатеринбургского театра юного зрителя, срежиссированая Олегом Гетце, спектакль-пытка. Три часа слова пьесы МакДонаха (гения убийственных диалогов) въедаются в мозг, испытывают на прочность психику зрителя, ставя все с ног на голову и с головы на ноги. «Человек-подушка», самая абсурдная и, возможно, самая гениальная вещь МакДонаха, не столько, кажется, о преступлении и наказании, сколько об ответственности автора за свои тексты и поступки, о границах разумного и невыносимой жестокости.
Вся пьеса — это путешествие по ту строну. Если угодно, в ад. Стараниями актерского состава Екатеринбургского ТЮЗа чувствуешь себя не только зрителем, но и соучастником разворачивающихся перед тобой событий. Актеры живут в созданном ими эмоциональном поле, а скупые декорации вместе с куклами (отвечающими за флэшбеки главного героя) оказываются чрезвычайно многофункциональными.