На сцене «Электротеатра Станиславский» три прогрессивных режиссера поставили чеховскую «Чайку». Первые два действия за авторством Юрия Муравицкого (известен по спектаклям в ЦИМе и «Практике», а также спектаклю-концерту «Riot Days», за который получил премию Herald Angel Award), второе и третье поставил Юрий Квятковский (постановщик «Копов в огне» и «Норманска»), третье и четвертое — Кирилл Вытоптов (его знают зрители «Современника» и «Мастерской Петра Фоменко»). При этом каждый по очереди играет роль экспериментатора Треплева в эпизодах друг у друга. Художник всех трех частей — Нана Абдрашитова. Проект придуман и воплощен продюсерской командой Vottebe, придумавшей формат ночных театральных мини-фестивалей.
Драматический |
18+ |
3 часа 40 минут, 2 антракта |
Письмо дяде Федору.
На мой взгляд, не каждая пьеса или еще какой-нибудь другой материал для постановки может вот так поделиться на три различные точки зрения. Для более-менее успешной реализации такого проекта нужна некоторая, весьма существенная доля непонимания истории, которую предлагает драматург или писатель. Чехов - как раз такой автор; тихий изящный ужас конфликтов, которые его интересуют, не поддаются однозначному захвату понимания. В самих его пьесах нет, как известно, резких драматических обрывов и эмоциональных центров, только вот почему-то плохо всем.
Здесь же - отличная театральная история, "нательная" для каждого актера - "Чайка", которая живет в любом театре. Только вот "весь мир - театр".
Итак, три истории.
Муравицкий делает подиумное шоу, в котором герои безучастно дефилируют, смотрят сквозь друг друга, ввинчивая свои реплики в пространство. Это общество анонимов, произносящих свои монологи, которые могли бы звучать где угодно и перед кем угодно. В то же время это абсолютно современная история про закрытую богемную творческую тусовку, которая устраивает естественный отбор каждому новоприбывшему (замечу, что пьеса не осовременена навязчиво, и одно - пьеса - ассоциируется с другим - "современностью" - само собой), где нет места новому - всему, что меняет расстановку фигур на сцене. Елена Морозова - настоящее украшение стола; ее Аркадина - это такая мать из рассказов пациента психоаналитика: страх и трепет, критика и соблазнение. Очень хищная и инцестуозная.
В целом, крепко и в осязаемом контакте с Чеховым получилось.
Затем идет Квятковский, который ставит игру прежде всего прочего и делает саму пьесу рабочим материалом для актеров, которые импровизируют от и до. Лично у меня было ощущения их творческого со-знания, какого-то языческого праздника, когда роли словно духи вселяются в каждого из участников.
В целом, весело и подвижно.
Наконец, Вытоптов. Он решил просто показать, что ему нравится. Ему нравятся сны и Дэвид Линч. И было бы очень нежно, горько и красиво показать сон-мечту Треплева, за которым уже все случилось по-житейски и равнодушно, но внутри которого его Нина приходит в образе Мерлин Монро, как настоящая сияющая мечта; и он тоскует, и она любит, но вместе им не быть. Да, было бы очень красиво, если бы не зазвучавшая тема из "Твин Пикс". Это слишком жирная ассоциация, которая орет на тебя: "ЭТО ЖЕ СОН, ЧУВАК". И да, режиссер тоже любит "Твин Пикс". Как и ты, дружок.
В целом, для любителей всего, что стоит рядом с "Твин Пикс".
В общем, очень интересно, более того, не слишком рационалистически и псевдоинтеллектуально. Елена Морозова тотальна, дайте ей все роли господи-уже-наконец.
И да, очень напрашивается такой опыт с "Гамлетом".