Театральная афиша Москвы
Расписание и билеты

Спектакль Маскарад. Воспоминания будущего, Санкт-Петербург

6.8

Сцена Александринки как пятое измерение

Место проведения

Александринский театр
Театр, который восстал из праха
Архитектурный шедевр Карла Росси, названный в честь жены Николая I. До революции считался главной театральной площадкой империи; в историю xx века вошли постановки Мейерхольда и Вивьена. С 2003 года Александринку возглавляет столичный режиссер и менеджер Валерий Фокин, и при нем она фактически обрела статус российской «Комеди Франсез». На большой сцене идут оригинальные интерпретации классики в режиссуре самого Фокина, маститого экспериментатора Андрея Могучего (в том числе пронзительный спектакль «Счастье») и видных иностранцев — грека Теодороса Терзопулоса, поляка Кристиана Люпы и других. На пятом этаже театра работает эффектный музей костюма и бутафории, куда можно попасть перед спектаклем и в антракте. В мае 2013 года в непосредственной близости от Александринки, между улицей Зодчего Росси и набережной Фонтанки, открылась новая сцена — самая продвинутая в плане технического оснащения площадка в городе. Руководит ею Могучий.
касса+7 (812) 312 15 45
адрес
официальный сайт

Галерея

Рецензия «Афиши» на спектакль

Фото Жанна Зарецкая
отзывы:
614
оценок:
207
рейтинг:
569

Экспедиция в эпоху театрального романтизма и в «Маскарад» Лермонтова — Мейерхольда

Известный всем и каждому народный артист России Николай Сергеевич Мартон в сегодняшнем костюме и с целлофановым пакетиком из супермаркета при полном свете встает со своего места в девятом ряду, идет по проходу, поднимается на сцену, достает из пакета маску и треуголку, надевает их — и становится Неизвестным, героем драмы Лермонтова «Маскарад», практически самой судьбой. С ним (с ней) убийца Арбенин будет вести диалог весь второй акт, сняв парик, без «масок», на равных. Первый же акт — маскарад во всех смыслах. Начиная с того, что другой народный артист России, корифей труппы Льва Додина, Петр Семак является в портретном гриме Юрия Юрьева, игравшего Арбенина в легендарном «Маскараде» Всеволода Мейерхольда в феврале 1917 года, и полностью повторяет юрьевскую интонационную партитуру и картинные позы. Другие герои режиссеру нынешнего «Маскарада» Валерию Фокину не требуются. Арбенин заполняет собой все пространство, смотрится этаким театральным исполином, каких теперь не делают, и умудряется в три реплики убедить нас, что все остальное в этом театре — несущественно. Есть, правда, в «Воспоминаниях будущего» еще одна деталь, которая работает на уровне генетический театральной памяти, — траурный занавес художника Александра Головина, который в 1917 году похоронил не только несчастную Нину Арбенину, но и старую Россию.

Отзывы пользователей о спектакле «Маскарад. Воспоминания будущего»

Фото Алина Терентьева
отзывы:
2
оценок:
3
рейтинг:
9
9

Пышная, изысканная, выписанная филигранным почерком постановка - поклон в сторону Мейерхольдовской предреволюционной постановки, которую Шкловский описывает как последнюю вспышку на театральном горизонте имперской России. Впрочем, к модному в определенных кругах ура-патриотизму постановка Фокина не имеет никакого отношения, представляя собой чисто эстетическое явление. Перехватывает дух от тщательной реконструкции мирискуснического стиля постановки, от прекрасных занавесов по эскизам Головина, от не поблекших с десятилетиями красок подлинных костюмов начала двадцатого века.
Прекрасен прием с расширением сцены в глубину зеркальным отображением ее и всего происходящего с помощью видеоинсталляции в черно-белом цвете. Непосвященному зрителю остается только гадать, является ли прокрученная кинолента подлинной, а движения актеров - отображением, или все это лишь прекрасная стилизация.
Улыбку узнавания вызывает "фирменный прием" Мейерхольда: смену декораций открытым приемом с помощью лакеев в напудренных париках и пышных ливреях (реверанс в сторону арапчат Всеволода Эмильевича).
Впрочем, не обошлось, конечно, без режиссерской иронии, когда в жуткой картине персонального ада Арбенина среди оргии хохочущих масок на секунду выплывают фигуры в стиле группы Металлика.
Особой встряской оказывается безэмоциональный, леденящий своим спокойствием монолог убийцы в исполнении Петра Семака. Возможно, спорным является его место в композиции спектакля, но действует он как ушат холодной воды, сразу же переводя случившееся из эстетически-романтического плана - в реальный, подчеркивая грязь и мерзость акта убийства (рассказ о расчлененке в мешках "челноков" под детские мультики). Правда, этот интересный режиссерский ход несколько нивелирует следующую далее утонченную сцену похорон Нины, не давая снова попасть под обаяние старинной постановки с ее эстетизмом и некой условностью.
Большое уважение и восхищение, как всегда вызывает работа Н.С. Мартона в роли Неизвестного, и очень приятно и трогательно было присутствовать при поздравлении его с 80-летним юбилем, прозвучавшим во время общего поклона артистов на премьере. В ответной короткой речи народный артист сказал, что мечтает сыграть в 100-м спектакле "Воспоминания будущего" на сцене Александринского театра. Что ж, долгих лет жизни постановке!

Фото Елена Самукова
отзывы:
213
оценок:
217
рейтинг:
281
9

Бывают счастливые моменты в жизни, когда все совпадает. В тот вечер, когда я увидела этот спектакль, радость рождения новой роли любимого актера Петра Семака усилилась премьерным праздничным настроением и эстетическим удовольствием от увиденного действа. Спектакль редкой, завораживающей красоты переливается разными гранями и звучит как симфония. Сценография, музыка, пластика, интонации голосов, стилизованные декорации и костюмы, идеально вписанные в ампирные интерьеры Александринского театра, производят впечатление единого целого.
В реконструированные картины спектакля Мейерхольда вторгаются современные визуальные и вербальные формы. Спектакль Валерия Фокина, по сути, о метаморфозах человеческой драмы, отраженной Лермонтовым и Мейерхольдом, и о временных метаморфозах театра. Как будто история, начавшаяся с венецианских маскарадов XVIII века, сконцентрировалась в двухчасовом действии на сцене театра и разворачивается в воображении зрителей в обратной временной перспективе. Что-то меняется с течением времени, а что-то остается постоянным и в нашей собственной жизни, и в жизни театра, города и мира. Автомобили вместо карет, современные костюмы вместо смокингов, другая речь, другие мелодии, но те же драмы жизни, другие маски, но тот же маскарад. Действие разыгрывается и перед современными зрителями и перед дамами эпохи Лермонтова, сидящими в боковой ложе, для которых спектакль является воспоминанием будущих веков. Для Арбенина реминисценцией будущего является его современная ипостась, появившаяся в начале второго акта.
Приглашение Валерием Фокиным на роль Арбенина Петра Семака стало большой удачей для спектакля. Его яркий полифонический талант великолепно выражает и психические диссонансы Арбенина и метаморфозы роли. Чувствуется, как он вживается в новую для себя стилистику. Его работы – это всегда развитие в сторону полноты и глубины ощущений и вариаций создаваемых образов. Так что самое интересное еще впереди.

Фото Надежда Карпова
отзывы:
165
оценок:
165
рейтинг:
170
9

Первым, но однозначно, очень ярким, моим впечатлением о Петербурге стал Александринский театр и его «Маскарад. Воспоминания будущего». О, найти театр для похода в Петербурге в этот определенный день было делом непростым: театр Музкомедии отправился на гастроли (в декабре, я в шоке), в МДТ был «Гамлет» и билеты проданы, в БДТ просто ничего, в театре Ленсовета репетиционный день. Оставался один Александринский и музыкальные. К счастью, этот театр не подвел. Я видела раньше на «Маске» их «Ворона» и осталась в восторге. А «Маскарад» - одна из самых известных их постановок. И она великолепна.

«Маскарад» - это прежде всего режиссерская постановка. Это стиль. Это тщательно подобранные костюмы, лаконичные, но идеально вписывающиеся в действие декорации, четко выверенная хореография. «Маскарад» начинается с витрин, где находятся «куклы» - актеры. Они медленно начинают двигаться, четко, идеально. Постепенно появляются и главные герои – Арбенин, Нина, причем первый (про вторую не помню) оказывается в витрине со своей кукольной копией и в том же положении. Эффектно. Герои произносят точно лермонтовский текст, но подано, сделано это так современно, так вкусно, так идеально!

Спектакль четко поставлен на Арбенина. Есть любопытная сцена с его одеванием: на заднем плане кадры хроники из спектакля Мейерхольда, а на сцене это же точно повторяют актеры. Даже эта деталь говорит о том, кто здесь главный герой. А герой невероятно здорово справляется. Он говорит много-много стихотворных слов, но какие-то его действия, выстроенные сцены – это настолько увлекательно, это просто завораживает. Арбениных вообще у театра два – молодой (Дмитрий Лысенков, как раз он играл в мое посещение) и в возрасте (Петр Семак). С учетом акцента на Арбенине страшно увлекательно представить, какая может быть альтернатива, и как изменится этот идеально четкий спектакль. Но вернемся к нашему Арбенину: о, это маньяк, опасный тип, весьма самовлюблённый и эгоцентричный, его молодая, во многом привлекательная, но опасно привлекательная энергия буквально наполняет зал. Он холодный и горящий одновременно. Трудно даже вообразить, что он может сделать и что он сделает сейчас. Такой пресыщенный светской жизнью человек, в то же время возомнивший себя выше других, даже своей жены, которую он считает, что любит, а на деле хочет лишь власти над нею. Нина здесь далеко не главный персонаж, можно сказать, что второстепенный. В целом, просто светлый характер, режиссеру она явно интересна лишь для взаимодействия с Арбениным.

А сам Арбенин не зря интересен режиссеру: он проводит параллель с современностью, снимая в начале второго действия с актера все условно историческое, давая ему микрофон-стойку, заставляя говорить своим обычным голосом. Этот странный современник так жалок в своем признании преступления, он так противопоставляется гордецу Арбенину, пытающемуся быть почти величественным, и еще предопределяет его судьбу – сожаление о совершенной ошибке. А ведь мотивы у лермонтовского героя и современника одни – якобы обман, который дает не право, но мнение о наличии права решать, кто может жить, а кто нет. Все это было всегда, вопрос лишь в каком виде это было.

Маскарад, пышные костюмы, хореографически точно двигающиеся актеры, витрины – все это пронизывает спектакль, смешивает хаос в голове героя и реальность, одно подменяется другим, просто маньяк очевидно начинает еще и сходить с ума. Эмоции Арбенина буквально оживают в этих актерах, которые то смеются над ним, то увлеченно как бы совокупляются, то раздается бесконечно долго брошенная Арбениным фраза. Можно сказать, что мы буквально оказываемся в его голове, и маскарад, от которого он стремится уйти – он там, а не где-то в бальном зале. Витрины то появляются, то скрываются вновь где-то под сценой, актеры в костюмах то дразнят, то убегают. Эти актеры массовых сцен всегда будто куклы-марионетки: они лишь играют свою роль, их эмоции искусственные, выстроенные, синхронные. Ничего настоящего. Лишь, может быть, Нина, а в конце еще пара героев. Все это преследует, и то ли это игра воображения, то ли правда. В оформлении костюмов преобладают темные насыщенные цвета и блестки, все великолепно сочетается друг с другом, с выстроенным светом. В итоге создает атмосферу.

Спектакль продолжается всего 2 часа, и не теряет свою динамику ни на секунду. Этот блестящий, стильный, вкусный спектакль оставляет невероятное послевкусие. Для меня это ярчайшее впечатление от Петербурга, и одно из лучших театральных впечатлений этого сезона. Пока что оба спектакля этого театра понравились невероятно, видимо, Александринский сильнее БДТ, хоть я и считала ранее иначе. Это огонь, это просто невероятно. Я просто счастлива, что видела эту постановку. Надо однозначно ловить спектакли Александринского театра на «Маске», потому что тенденция намечается уникальная. Очень нравится стиль. Прямо жалко, что такой великолепный театр не у нас, но повод съездить в Питер однозначно. Просто восхитительно.

Фото Лана Грачч
отзывы:
58
оценок:
58
рейтинг:
2
7

Постановка одноименной пьесы Лермонтова в театральных традициях Владислава Мейерхольда, интриги – скандалы - расследования в а-ля Царской России. Сюжет – в результате кознь и интриг, порядочная женщина и жена обвиняется в измене мужу, тот не разобравшись в положении вещей, ослепленный ревностью и болью предательства убивает свою супругу. Естественно вскрывается правда и невинность убитой. Очень приятный синтез новых технологий и атмосферы Лермонтовкой эпохи. Прекрасная актерская игра - полная передача чувств и переживаний главных героев. Очень яркое и эмоциально.

Фото Irena Kristo
отзывы:
23
оценок:
25
рейтинг:
2
7

Что такое этот новый "Маскарад" Валерия Фокина, созданный по режиссерской партитуре самого Всеволода Мейерхольда? Попытка реконструировать ТОТ, прошлый "Маскарад", где Арбенина играл - Юрий Юрьев, с декорациями и бутафорией Александра Головина, который создавал их в течение шести лет, с 1911 года по 1917, как и создавался сам Мейерхольдовский "Маскарад".
Известный театральный критик Александр Кугель писал: "Он создает его, как собственный "Вавилон". Вавилон, премьера которого оборвалась, так как началась Первая мировая война, Вавилон, вышедший в итоге в феврале 1917 года, во время революции. Это спектакль-символ своего времени, ставший свидетелем окончании Российской Империи и императорского театра... Спектакль, на котором по истине отпевали и хоронили ту Россию-матушку, и это очень-очень и очень чувствовалось и ощущалось тогда... А сейчас...
Сейчас нельзя не сказать о СТАРОМ "Маскараде", который попытался реконструировать Валерий Фокин. Конечно, это все равно, другой спектакль, но стремящийся отправить нас, зрителей ТУДА, в 1917 год, в 25-ое февраля (дата премьеры спектакля), в старую школу театрального мастерства и игры, где не говорили "просто", а играли с особым, свойственным тому времени стилем и подачей.

Для заинтересовавшихся спектаклем "Маскарад. Воспоминание будущего", полная рецензия на спектакль:
http://irenkristo.livejournal.com/5704.html

Встречайте новую «Афишу» Рассказываем о всех нововведениях Afisha.ru

Встречайте
новую «Афишу»

Ежедневно мы собираем главные городские
развлечения и рассказываем о них вам.

  • Что нового:

    В ба­зе «Афи­ши» сот­ни
    событий: спек­таклей, фильмов,
    выс­тавок и мы помогаем
    выбирать лучшие из них.

  • Что нового:

    У каждого события есть
    короткий приговор, помогающий определиться с выбором.

  • Что нового:

    Теперь найти сеансы в 3D
    или на языке оригинала
    с субтитрами еще проще.

  • Что нового:

    Не стойте в очереди,
    покупайте билеты онлайн!

  • Надеемся,
    вам понравится!

    Продолжить