Москва
Написать отзыв

Все отзывы о спектакле

LIVE Постановка МТЮЗ

7.4
оценить
Как вам спектакль?
Фото пользователя
  • 10
  • 9
  • 8
  • 7
  • 6
  • 5
  • 4
  • 3
  • 2
  • 1
Отзывы по рейтингу пользователя
  • По дате
  • По рейтингу пользователя
  • По рейтингу рецензии
Фото Анна К
Фото Анна К
отзывы: 54
оценки: 264
рейтинг: 149
5

Спасибо Лескову за великолепную повесть! Спасибо артистам - они старались... Прекрасные декорации. Ну вот, пожалуй, и все. Не верю...ни любви, ни страсти (если о ней была речь), ни трагедии, ни заявленной жалости к главной героине в финале. Коммерческий проект про "любить по-русски", балалайку (играющую отчего-то в гитарном ладу) и неуместно пафосные речи. Увы.

3
0
...
9 декабря 2013
Фото Георгий Каптелин
Фото Георгий Каптелин
отзывы: 29
оценки: 49
рейтинг: 101
5

Была такая фраза-анекдот по мотивам "Поля чудес": угадал все буквы, не смог назвать слова. Мне очень понравились декорации. Отличная игра актеров, особенно Баринова. Прекрасная сценография! Но режиссерская работа оставила неприятный осадок. Слишком много натурализма, физилогичности и даже местами пошлости. Я против таких приемов. Хотя, может быть, просто не стоит ходить на это спектакль уставшим после работы...

1
0
...
1 апреля 2015
Фото KoshkO
Фото KoshkO
отзывы: 52
оценки: 69
рейтинг: 101
9

Леди Макбет Мценского уезда в юности была одной из самых любимых моих книг. Потому что лучше женская абсолютная любовь, не знающая никаких границ и запретов, доводящая до беды, описана только в моей также горячо любимой "Анне Каренине". О сильной женщине, о сильной нездоровой любви и страсти к мужчине, на которую способны только женщины, но могут описать и мужчины. Спасибо Лескову за бессмертную, потрясающую во все времена вещь. Спасибо Гинкесу, который напомнил московским театральными зрителям об этом потрясающем произведении в МТЮЗе. Спасибо и Лизе Боярской, не могу сказать, что играет она на 5 , однако, все же передает нужную гамму чувств. Я, наверное, впервые за долгие годы плакала в театре. Впрочем, наверное, кому вещь не близка, понять будет трудно.

0
0
...
9 декабря 2013
Фото светлана дягилева
Фото светлана дягилева
отзывы: 117
оценки: 168
рейтинг: 90
9

Спектакль "Леди Макбет нашего уезда" мне хотелось увидеть по нескольким причинам. Во-первых, там играет Игорь Балалаев, который поет в "Монте-Кристо", "Графе Орлове", а с этого сезона в "Джейн Эйр" (на который мы никак не выберемся с подругой). Мне хотелось увидеть артиста в спектакле театра, в котором он служит. Ведь он драматический артист изначально. Во-вторых, на этот спектакль приезжает Лиза Боярская из Питера. Специально на этот спектакль, в котором играет без замен. В-третьих, за эту роль Боярская получила букет премий. В-четвертых, новый театр. В общем, все говорило за то, чтобы я выбралась.
Я невероятно рада, что увидела спектакль! Давно я не видела ничего подобного! Очень сильный спектакль! 2:20 без антракта на одном дыхании! Не знаю, всем или нет я бы стала рекомендовать смотреть, но многим точно.
Текст Лескова в оригинале, но название изменили, не стали указывать Мценский уезд. События могли произойти где угодно, поэтому логично. В интервью Кама Гинкас (режиссер спектакля, я бы еще его работы посмотрела) сказал, что изначально у Лескова не было привязки к местности, поэтому еще решили изменить название.
Интересно то, что герои говорят не только друг с другом, но и говорят о себе в третьем лице, читают монологи с описанием природы. Я впервые такой прием увидела в спектакле. Необычно получилось, но очень по месту.
Я читала книгу, поэтому открытием сюжет для меня не стал, но текст заиграл по-новому. До меня в какой-то степени донесли, почему Катерина Львовна столько наворотила. Всё просто: от скуки всё началось, а пожив вольной жизнью, не захотелось с ней расставаться. Даже жаль немного становится героиню.
Декораций немного, действие происходит между двумя стенами. Из декораций еще есть сани, которые перевоплощаются периодически в кровать.
Особую роль играют шинели в спектакле. В самом начале появляются актеры спиной к залу в шинелях по голову. Получается, видно одно тело. Сразу намек на каторгу, как я поняла, где люди уже не люди, а тела. Возможно, это я так понимаю, но мне было интересно.
В начале Катерина Львовна странно и бешено себя ведет, но вполне логично, потому что сама же говорит, что от скуки все. В общем эмоции улеглись, пересказывать спектакль смысла нет, надо его смотреть) Интересных моментов очень много. Смерть героев показывают не буквально, чудящегося кота во сне интересно интерпретируют, артисты периодически поют народные песни, в которые стоит вслушаться (о чем я периодически забывала).
Об артистах плохого ничего сказать не могу. Понравились все главные герои. Боярская очень здорово играла, я даже не ожидала от нее такой прыти во всех смыслах. Выглядит потрясающе! Игорь Балалаев ей не уступает актерски, но роль его уходит немного на задний план, все же Катерина Львовна главная не только в названии. При этом артисту принесли огромедный букет красных роз)) После Лизы Боярской, которую он во время спектакля таскал разными способами, думаю, розы были пушинкой)
Залу понравилось, конечно не всем, но тем не менее партер встал. Это здорово.
На меня спектакль произвел сильное впечатление, я сидела и периодически откатывалась непроизвольно назад. Возможно это из-за близкого расположения ко мне артистов, а в одном моменте прямо на меня летели сани, я даже слегка испугалась. Но я все же склонна думать, что это от воздействия спектакля меня так двигало.

1
0
...
18 декабря 2014
Фото Nataly Zelenskaya
Фото Nataly Zelenskaya
отзывы: 111
оценки: 134
рейтинг: 67
5

На мой взгляд, весьма своеобразное видение режиссером на русской классики. Конечно, Катерина Львовна далеко не "благочестивая овечка", но на протяжении всего спектакля задирать юбку и расставлять ноги явно не очень в тему. У Лескова она умна, холодна, расчетлива и знает себе цену. Но тем не менее Боярская очень понравилась в этой роли. Главный герой совсем не впечатлил как объект любовного безумия и страсти. Ну разве что совсем-совсем от скуки (основная мысль произведения). Баринов прекрасен. Лично мне смотреть было тяжело: затянуто, вульгарно (примитивные сцены секса) ,да еще без антракта. Выдерживали не все...

0
0
...
14 декабря 2017
Фото Илья
Фото Илья
отзывы: 17
оценки: 30
рейтинг: 55
9
Новый великий спектакль Гинкаса

Первым в моей жизни спектаклем Гинкаса был "Черный Монах" - там Игорь Ясулович являлся из бездны темного партера и нырял туда обратно, а Сергей Маковецкий к концу спектакля сходил с ума вместе со зрителями (последние, разумеется, от испытываемого катарсиса). С тех пор я пересмотрел не один спектакль мастера, но ни разу он не приближался вплотную к созданному 14 лет назад эталону инсценировки русской малой прозы.

И вот - свершилось.

Сергей Бархин выстроил на сцене удивительное пространство из дерева, наклоненное к зрителю, которое уходит вглубь сцены. На его вершине, в самой глубине - повозка, где в объятиях Сергея Катерина Измайлова испытывает минуты высшего счастья. После этого, убив по очереди свекра, мужа и племянника, она будет катиться в сторону зрителя по наклонной плоскости сцены, шаг за шагом, и наконец, утонет в схватке с соперницей на каторге. Гинкас, как обычно, не переделывает оригинал в пьесу: герои просто передают другу друг прозаический текст из уст в уста (вплоть до фраз вроде "Вышла пауза", которые приобретают даже оттенок комического), но делают это так, что будто проживают каждое слово, каждый звук, каждую запятую. Игорь Балалаев (Сергей) играет на балалайке и хлещет себя хлыстом, а Валерий Баринов из сурового свекра Бориса Тимофеевича вдруг превращается в кота, которого никак не может поймать Катерина Львовна. Масштаб удивительных по своей красоте режиссерских находок поражает, их перечисление может вполне составить неплохой театральный учебник.

Остается добавить лишь, что Елизавета Боярская - великая актриса.

4
0
...
30 ноября 2013
Фото Dzongka Dzongka
Фото Dzongka Dzongka
отзывы: 39
оценки: 39
рейтинг: 44
Браво
8
Впечатляет!

Трагичная история молодой купчихи Екатерины Львовны Измайловой, убившей трех человек из-за поистине демонической любви и страсти и отправленной за содеянное на каторгу, самим Лесковым, знавшим толк в криминальных "убойных" делах по своей работе в уголовной палате, подана с долей юмора, порою черного, хотя сам писатель признавался, что создавая этот скорбный очерк "под влиянием взвинченных нервов и одиночества чуть не доходил до бреда. Мне становилось временами невыносимо жутко, волос поднимался дыбом, я застывал при малейшем шорохе, который производил сам движением ноги или поворотом шеи." Повествование таким и получилось, местами смешным, ироничным, и жутким - помышляла ли молодая женщина 24-х лет, вышедшая замуж в свои 19, что убьет и сурового хозяина дома, свекра-старика, и безвольного мужа, по возрасту ей в отцы годящегося, и совсем уж невинную душу, семилетнего ребенка, невольно вставшего на пути ее безоблачного счастья с любовником.


Кама Гинкас идеально уловил ироничное отношение Лескова к своим персонажам, не говоря уж о понимании трагичности происходящего. И сотворил на сцене МТЮЗ два чуда чудесных.


Во-первых, он мастер высочайшего класса, гений режиссуры в отношении мизансцен. Его спектакли надо показывать всем начинающим театральным режиссерам, чтобы разбирали, как можно без эпатажа ради эпатажа, без излишней вульгарности заинтересовать зрителя классикой. Сцена, в которых убиенный свекор является Измайловой во сне в образе кота, и они вдвоем показывают пластический этюд, кувыркаясь на оскверненном супружеском ложе, заставляет рот открыть от изумления. Частично персонажи читают текст Лескова, казалось бы, прием сомнительный, чего тут читать в театре, играть надо! Но как это делается.. Вот и во второй, и в третий раз, и не единожды челюсть снова падает от изумления. То все тот же свекор ошарашенно выслушивает, как его отравили, да как он умер, мимикой передавая отношение к происходящему, то Катерина Львовна озвучивает происходившее в суде и свой равнодушный отказ от ребенка, а то со всей жизненной силой, бурлящей в крови молодой страстной женщины, описывает цветущий яблоневый сад и свое томление и наслаждение от любовных ласк.


А во-вторых, Гинкас потрясающе выполняет свою режиссерскую работу с актерами. Там где и не ждал от актера/актрисы чего-то выше среднего уровня, получаешь великолепную игру, а там, где ждал высокого класса - просто гениальную.


Работа Елизаветы Боярской безупречна, Боярская показывает Екатерину то молодой озорной девчонкой, маящейся от дикой скуки в одиночестве в пустующем купеческом доме, то влюбленной страстной молодой женщиной, то пропащей душой, погружающейся в пучину зла и безумия. Валерий Баринов в роли свекра Екатерины, Бориса Тимофеевича, выдает что-то запредельное, купец и жестоко патриархален, и комичен, и зловещ. Игорь Балалаев - герой-любовник; скользкий тип этот Серега, и в его душе черти поселились, а обнимает страстно и поет хорошо, молодец-удалец с балалайкой. Александру Тараньжину досталась роль ничем не примечательного мужа Екатерины, теряющегося в тени грозного отца, но этот квартет в целом Боярская, Баринов, Балалаев, Тараньжин и актеры массовки идеально вписываются в предложенные режиссером трактовки образов Лескова.


Примечательно, что режиссер использовал первоначальное название лесковского очерка "Леди Макбет Мценского уезда". Где он, Мценский тот уезд? А наш уезд - вот он, рядом, вокруг нас.


Над хореографическими этюдами поработал Константин Мишин, тут и кот-свекор с его "курны-мурны", и марш каторжан, превращающийся в зловещий танец, и устрашающие размахивания хлыстами - все это усиливает драматургию спектакля. Сценография Сергея Бархина - одно и то же пространство в серо-ржавых тонах, но с помощью игры света оно изменяется, то замкнутое, увешанное образами и олицетворяющее душный купеческий дом, то расширяющееся до двора и сада, а то и вовсе превращающееся в унылый тракт, по которому бредут осужденные в арестантских шинелях, наброшенных на белые рубахи. С дороги на каторгу спектакль начинается, ею же и заканчивается, создавая красивую и метафоричную закольцованность.


Молитвенное песнопение разливается в воздухе, из шинелей медленно-тоскливо вытягиваются вверх людские силуэты, вслушиваясь в божественную музыку (в спектакле звучит "Жертва вечерняя" Павла Чеснокова в исполнении Ирины Архиповой, Бориса Христова, Хора Суздальского мужского монастыря) с надеждой, не отмолят ли грешников, но нет никакой музыки небес, лишь ветер тоскливо завывает.


"Безотраднейшая картина: горсть людей, оторванных от света и лишенных всякой тени надежд на лучшее будущее, тонет в холодной чёрной грязи. Кругом все до ужаса безобразно: бесконечная грязь, серое небо, обезлиственные, мокрые ракиты и в растопыренных их сучьях нахохлившаяся ворона. Ветер то стонет, то злится, то воет и рвёт. В этих адских, душу раздирающих звуках, которые довершают весь ужас картины, звучат советы жены библейского Иова: «Прокляни день твоего рождения и умри»."

0
0
...
23 мая 2019
Фото ма
Фото ма
отзывы: 31
оценки: 26
рейтинг: 44
1

плохая постановка на мой взгляд! Если бы это поставил американец, то такая бы постановка была оправдана. Такое поверхностное прочтение пьесы и русских людей! Никаких оттенков характера русской женщины и ее переживаний! Все в американском стиле для 16-летних подростков! Он пришел- она увидела- они посмотрели друг на друга и тп. Упрощено по-максимуму. Очень ровно в эмоциях и однозначно в постановке. А завертелось все, оказывается, от скуки - вот главная мысль, которую доносит режиссер до зрителей! На мой взгляд, все закручивается от победы желаний над самой Катериной! Творю, что хочу и никто мне не помеха в моих желаниях - вот должна быть какая главная мысль, а не скука!!!! Это замечательное произведение актуально, как никогда! Жаль, постановка подкачала! Мне нравится актриса (исполнительница главной роли в этом спектакле) Елизавета Боярская в любых проявлениях, но я бы задумалась на ее месте о смене театра. У БТД был замечательный спектакль "Власть тьмы" - если бы режиссер посмотрел этот спектакль и сделал бы выводы и работу над ошибками.

2
0
...
4 января 2015
Фото Алексей
Фото Алексей
отзывы: 32
оценки: 44
рейтинг: 33
7

В целом понравилось. Елизавета произвела положительное впечатление, ожидал намного меньше. Любовные сцены были особенно удачными. Не пять, но посмотреть стоит.

0
0
...
9 июня 2015
Фото Татьяна Щеголева
Фото Татьяна Щеголева
отзывы: 22
оценки: 23
рейтинг: 25
9

Спектакль тяжелый. Напряжение, накал трагедии, катарсис. Зрители просто не дышат.
Герои говорят о себе в третьем лице, но через пять минут ты перестаешь это замечать. В спектакле нет антракта и понятно почему. Тебя так засасывает происходящее на сцене, что невозможно отвлечься на что-то другое, пойти в буфет, посплетничать с подружкой. Как меняется героиня Елизаветы Боярской в течении спектакля. Вот она
задорная и улыбчивая девушка в начале , мающаяся от скуки в богатом доме свекра. И вот она , охваченная тяжелой черной любовью , готовая платить за свое счастье преступлениями и чужими жизнями. Ребенок, о котором она страстно мечтала вначале, становится не нужным, ее единственная одержимость-Сергей, которого она не перестает любить, даже когда он не выдерживает тяжести общих грехов и оказывается вместе с Катериной в остроге. Как-то прочитала высказывание критика Татьяны Москвиной, что она не может оценить степень таланта актрисы Боярской, потому что ее нечеловеческая красота все собой заслоняет. Так вот в театре это становится очевидным. Актриса Боярская невероятно одаренный человек. Она не боится быть некрасивой, и в момент, когда черная душа ее героини становится просто пугающей, то красота тоже исчезает. Появляется буквально другое лицо, чужое, измученное, страдающее. И любящее!!
Аплодисменты после спектакля , наверное, нужны актерам, но они не были шквалом, потому что аплодировать не хотелось, потрясение было таким глубоким, что хотелось просто молча выйти.
Браво Кама Гинкас, браво МТЮЗ!!

0
0
...
17 декабря 2016
Фото Elena I
Фото Elena I
отзывы: 19
оценки: 50
рейтинг: 23
9

Имхо, Театр с большой буквы Т.
Боярская великолепна, впоочм, в спектакле все актеры хороши.
Получила колоссальное удовольствие.
Единственно, хотелось бы порекомендовать все же прочитать повесть, или хотя бы краткое еее изложение- в инете есть.
Если не знать, на что идешь- то впечатление от собственно опостановки может оказаться омрачено неожиданнностью жестокости происходящего на сцене.

0
0
...
15 декабря 2016
Фото Elena Shmyreva
Фото Elena Shmyreva
отзывы: 144
оценки: 144
рейтинг: 20
7
Качественная постановка сурового сюжета

Любовь и кровь
У меня забег по драмам. Короткий. Три разных театра, три разных произведения. Одно из событий постановка в Театр МТЮЗ «Леди Макбет нашего уезда». Ощущаю, что правильно сделала, что уложила просмотры в три дня. Не растягиваешь надолго переживания. Сюжет этой повести Лескова, полагаю, многим известен. Читая произведение, у каждого создаются свои образы Катерины Львовны, ее супруга Зиновий Борисыча , свекра Бориса Тимофеевича и любовника Сергея. Режиссер Кама Гинкас пригласил на роль молодой купчихи Лизу Боярскую. В ее исполнении Катерина Львовна независимая молодая женщина, которой тесно и скучно в мужнином доме. Скука и тоска толкают ее на измену. И, раз почувствовав свободу, она не может остановиться и делает все, чтобы освободиться от семейной жизни со ставшим так быстро ненавистным законным супругом.
Спокойно, без сожаления травит она своего свекра, совершенно замечательно роль которого исполняет Валерий Баринов. Несколько позднее он появляется в повествовании как потусторонняя сущность, терзающая душу Катерины за совершенное преступление.
Пока супруг занят делами в дальних краях, Катерина Львовна может без боязни проводить время со своим полюбовником приказчиком Сергеем. В нем чувствуется свобода и веселость, именно то, чего так не хватает Катерине.
Лишь позднее Катерина поймет, что свобода ее избранника не допускает никаких привязанностей. Ему нужно положение и деньги, которые может принести связь с молодой хозяйкой. Как только она теряет положение, его интерес сводится на нет, но Катерина, несмотря на осознание вероломства Сергея, не может избавиться от болезненной привязанности.
К большому сожалению, на мой женский взгляд, чисто внешне не было видно явного превосходства избранника по сравнению с законным мужем. Игорь Балалаев, исполнявший роль Сергея, конечно выглядел более раскованным и языкастым. Александр Тараньжин в роли супруга Зиновия Борисовича смотрелся спокойным, надежным, скучноватым, но не настолько, чтобы понять, чем же так достал. То есть этот странный любовный заскок Катерины для меня остался не слишком объясним.
И самое ужасное во всей истории то, как много крови пролито за эту вспыхнувшую страсть. Как душа черствеет от преступлений, притупляется понимание неправильности поступков, нарастает ощущение вседозволенности. Лиза Боярская отлично передает эту трансформацию. Из скучающей, легкомысленной, вспоминающей детские и юношеские забавы женщины она превращается в не замечающую собственной жестокости собственницу и убийцу.
Спектакль не из легких. Но отличные актерские работы и сама постановка достойны того, чтобы вы с ним познакомились.

0
0
...
26 июня 2018
Фото Анна Гришина
Фото Анна Гришина
отзывы: 45
оценки: 45
рейтинг: 17
7

Когда выходишь из зала, шатаясь и находясь в прострации, то значит, зацепило, задело, оставило отпечаток в душе. Есть в этом спектакле что-то магическое, только вот что? Не сказать, что все гладко, интересно, не натянуто, но если остается такое послевкусие, то задача спектакля выполнена. И тронула игра Лизы Боярской, прирожденная актриса, живущая сценой, отдающая всю себя зрителю.

0
0
...
6 апреля 2016
Фото ms_sunshine94
Фото ms_sunshine94
отзывы: 124
оценки: 124
рейтинг: 15
Поучительно
8
Тяжело, но интересно

Режиссер МТЮЗа, Кама Гинкас, обращается не только к творчеству европейских и американских писателей, но и к русским авторам. А спектакль «Леди Макбет нашего уезда», поставленный по знаменитой повести Н.Лескова, является лауреатом театральной премии «Хрустальная Турандот» в номинациях «Лучший спектакль» и «Лучшая женская роль» и лауреатом премии Станиславского в номинации «Событие сезона».

Главные роли, Катерину Львовну и Сергея, играют Елизавета Боярская и Игорь Балалаев. Елизавету очень интересно было впервые увидеть не на телеэкране, а в качестве театральной актрисой, а Игоря Балалаева – непривычно: мне, конечно, известно, что он в труппе МТЮЗа, но знаю я его в основном как ведущего артиста Театра Оперетты, и не далее как за пару дней до «Леди Макбет…» я видела его в роли Монте-Кристо в одноименном мюзикле.

«Леди Макбет..» - история страшная сама по себе, но замена в названии «Мценского» уезда на «нашего», придает ей внепространственную окраску: такое могло произойти в любом месте нашей необъятной страны.

Стоит предупредить, что спектакль идет всего пару часов, но он очень тяжелый психологически, и это гнетущее впечатление возникает еще до его начала, когда видишь пустую сцену под уклоном, какие-то ведра, деревянный стол и телегу с сеном вдалеке. Легкого сюжета ждать не приходится: ведь речь идет о молодой девушке Катерине, выданной замуж за богатого пожилого Зиновия Борисовича (Александр Тараньжин), живущей с ним и свекром Борисом Тимофеевичем (Валерий Баринов). Бездетная Катерина мается со скуки в большом доме в глуши, постоянно попрекаемая мужем и его отцом, и живая, веселая девушка так и тянется на задний двор, где ей интереснее общаться с дворовыми и приказчиком Сергеем.

Само собой разумеется, что Сергей и Катерина влюбляются друг в друга: она жалуется ему на жизнь, на отсутствие детей: «Мне бы ребеночка, я бы с ним нянчилась…». Они ночует вместе, до тех пор, пока свекор Борис Тимофеевич не замечает красную рубашку Сергей, вылезающего из окна Катерины. Сергей высечен кнутом, а Катерине старик угрожает все рассказать ее мужу, и это событие становится роковым для всех участников истории. Совсем скоро Борис Тимофеевич тихонько умрет от странных грибочков, которыми его угостила Катерина.

Но Катерина Львовна еще остается «живой»: ее, может, и не мучает совесть, но во сне к ней часто приходит какой-то кот, который затем превращается в отравленного свекра. Вообще, самое страшное в «Леди Макбет..» - это наблюдать, как ломается под гнетом скуки традиционного уклада купеческой жизни, а затем – слепой страсти, молодая женщина: в начале у нее распущенные волосы, она бегает, прыгает, веселится. Чем дальше, тем более холодной и замкнутой она становится. Сначала так почтительно подающая мужу чай, когда он возвращается после отлучки домой и застает ее с Сергеем в постели, с какой ненавистью она с ним говорит! Неожиданно даже для Сергея, она устраивает им с мужем «очную ставку», и после совместного убийства Зиновия Борисовича точка невозврата пройдена. Катерине Львовне уже ничего не страшно, убить человека, вставшего на ее пути – проще простого. Теперь она уже не бегает распустехой: волосы убраны в пучок, и она часто курит.

Возникает чувство, что с каждым убийством Катерина Львовна все меньше ценит человеческую жизнь. Сначала старик, потом муж… а когда очередь доходит до малолетнего племянника-наследника, задушенного подушкой прямо в канун церковного праздника, расплата наконец приходит. Да, на суде Катерина честно скажет, что сделала все это ради счастливой жизни с Сергеем. Но нужна ли была Сергею такая жертва? Думается, что, задумав развлечься с очередной (да, не первой) барыней, он и не подозревал, что окажется через несколько лет с ней на каторге. А Катерине Львовне и каторга с любимым – радость. И прежде столь желанный ребенок, которым она беременна от Сергея, ей уже не нужен, все в ней омертвело: «Да ну его совсем…».

Елизавета Боярская – хорошая актриса, мне она показалась более чем убедительной в этой сложной роли, хотя я видела много негативных отзывов. Игорь Балалаев органичен и графом (в «Монте-Кристо» или в «Хищниках»), и простым приказчиком в красной рубахе, а как много ему приходится носить Елизавету на руках! Валерия Баринова, сыгравшего отравленного свекра, все же как-то жаль, наверное, имидж актера так действует :)

Опечалил только смазанный финал: его уместили буквально в десять минут, и неясно, что конкретно произошло и почему – все очень схематично. Мне кажется, лучше было бы еще немного раскрыть последние эпизоды. Но, с другой стороны, может, оно и к лучшему: в спектакле и так достаточно «мрачноты», чтобы еще акцентировать внимание на тяготах каторжной жизни.

Спектакль, пожалуй, все же порекомендую, хоть он и тяжелый – но приходить на него надо в соответствующем настроении. 8 из 10.

0
0
...
29 мая 2019
Фото Николай Шуваев
Фото Николай Шуваев
отзывы: 56
оценки: 56
рейтинг: 11
7

Записки дилетанта.


№ 43. МТЮЗ. Леди Макбет нашего уезда (Николай Лесков). Реж. Кама Гинкас.


Страшнее влюблённой бабы зверя нет.


«Леди Макбет нашего уезда» - душераздирающий русский триллер от знатока народной жизни Николая Лескова, имеющего негласный титул «самого русского из русских писателей». Именно так называлась повесть, опубликованная в 1865 году. Это был первый очерк из несостоявшейся серии о характерах русских женщин, который Лесков назвал «историей мрачной, в строгих тонах выдержанным этюдом о сильном и страстном женском характере». Всё смешалось в доме купцов Измайловых: скука, секс, страсть, супружеская измена, месть и убийства людей, от велика до мала. Для режиссёра Камы Гинкаса, поклонника Достоевского, хладнокровного патриарха режиссирующего весь этот Содом, это «очень русская тема личной свободы и ее границ… история омертвения, распада открытой к счастью юной души. История душегубства». Любопытно, что 20 лет назад Гинкас с тем же художником Бархиным ставил «Макбет» оригинальный, Шекспировский. Надо сказать, что наша, отечественная «леди Макбет» по жестокости сумела оригинал переплюнуть, осуществив все три преступления самолично. В роли одержимой любовницы и беспощадной убийцы выступила приглашённая в театр актриса и красавица Елизавета Боярская.


Cюжет прост – молодая купчиха (детей за пять лет супружеской жизни так и не нажили), запертая в четырёх душных и «до одури» тоскливых стенах «купеческого терема с высоким забором и спущенными цепными собакам», похожим скорее на тюрьму, задыхается от скуки и от строгих порядков: «никто, как водится, не обращал на эту скуку ее ни малейшего внимания». Но будучи натурой страстной и обладая сильным характером Екатерина находит отдушину и выход в любовной связи с «красивым молодцем» в красной рубахе Сергеем, работающим приказчиком: «всем вор взял – что ростом, что лицом, что красотой, и улестит и до греха доведет». Почувствовав себя наконец-то счастливой: «посмотри, Сережа, рай-то, рай-то какой! …ты меня так целуй, чтоб вот с этой яблони, что над нами, молодой цвет на землю посыпался», женщина буквально сходит с ума и пускаясь во все тяжкие начинает физически устранять все препятствия на пути к долгожданному «раю», ведь скрывать происходящее в доме на глазах у всех в принципе невозможно: «она обезумела от своего счастия; кровь её кипела, и она не могла более ничего слушать». Сначала на тот свет отправляется свёкор - «умер, поевши грибков». «Справившись с этим делом, Катерина Львовна уж совсем разошлась» - затем убит муж: «по виску и щеке Зиновия Борисыча тоненьким шнурочком бежала алая кровь». Под конец задушен малолетний племянник Фёдор, претендующий на наследство: «Катерина Львовна одним движением закрыла детское личико страдальца большою пуховою подушкою и сама навалилась на нее крепкой, упругой грудью». Преступления становятся известны, проходит суд. Но по пути на каторгу Сергей охладевает к бывшей возлюбленной, издевательски изменяя то с одной, то с другой каторжанками, попутно находя удовольствие в злобном глумлении над Катериной, по-прежнему влюблённой в него: «она видит опять Сергея, а с ним ей и каторжный путь цветет счастием». Он слишком озлоблен, устал от неё, наигрался. Оскорблённая и опустошённая женщина, лишённая единственного смысла в жизни не в силах смириться и убивает ненавистную соперницу, утопив в тёмных волнах и её и себя: «бросилась на Сонетку, как сильная щука на мягкоперую плотицу, и обе более уже не показались». Слова «я с тобою, друг мой сердечный, извини меня, – живая не расстанусь» оказались пророческими.


Режиссура у Гинкаса лаконичная, динамичная, выразительная, можно сказать кинематографичная. Все происходит быстро, по существу, прямо на глазах. «Лишнее» отрезано, зритель видит лишь рельефный «крупный план». «Рамкой», фоном разворачивающихся событий выступает объёмное «пространство» Сергея Бархина с сильным эффектом «наваливающейся» на зрителя перспективы, дополнительно акцентирующей внимание на актёрах, на центре сцены выполненной в виде внутреннего прямоугольного пространства избы, где всё сплошь из дерева: крашенный коричневой краской пол, состоящий из гигантских, эпического размера досок и таких же заметно сужающиеся к авансцене стен, деревянных саней, устланных овчинными тулупами, которые будут служить ложем для любовников, колесо, бочка, шайка, гипертрофированная четырёхметровая швабра (использованная в очень по-американски киношной сексуальной сцене в дальнейшем, когда Сергей страстно «пригвождает» этим длинным предметом Екатерину Львовну к стене). Быт здесь простой, сухой, простоволосый, неотёсанный, под стать обитателям, носящим, что мужчина, что женщина, грубые кирзовые сапоги.


Вот, неподвижно сидят хозяева и пьют чай из блюдец громко хлюпая. Они немы и похожи на истуканов (Бориса Тимофеевича играет Валерий Баринов), а особенно муж, Зиновий Борисович (Александр Тараньжин). Это угрюмый, как бы отсутствующий интроверт, старше жены на три десятка лет, сосредоточенный на себе, не радующийся красивой жене. Сильным контрастом на фоне мужчин выглядит живая, бурная, радостная, находящаяся в постоянном озорном движении импульсивная Катерина, скачущая вприпрыжку вокруг. Как много жизни, энергии, эротики, и неудовлетворённых желаний в этой сексуальной молодой женщине, лежащей и изнывающей на полу. Ей мучительно скучно. Её лёгкое платье возбуждающе задирается, порхает, но до неё никому нет дела, дотронуться даже некому. Она щекочет хозяев, пытаясь расшевелить, но тщетно, им всё нипочём. Уж слишком они разные. Плохие ли они? Нет, просто другие. Слишком другие. А при такой разнице потенциалов электрический разряд выйдет сильнейшим. Так и получается. На дворе появляется дерзкий мужчина, жующий яблоко (неслучайно!) (в исполнении Сергея Балалаева), который сразу отвечает взаимностью, говорит с Катериной на одном языке и тут же идёт, что важно, на физический контакт. У обоих появляется желание прикоснуться, обладать друг другом. Он груб, но ей по нутру его сила, она сама такая же. После сопротивления - ему приходится взять её силой - она сдаётся: «Сергей поднял хозяйку, как ребенка, на руки и унес ее в темный угол» и у молодых начинается любовный запой: «и всю эту неделю жена его, что ночь, до самого бела света гуляла с Сергеем». Измена оказывается точкой невозврата для обоих и началом жуткой трансформации Екатерины, превращения её в чудовище, для которого утоление собственной страсти становится единственным смыслом: «Катерина Львовна теперь готова была за Сергея в огонь, в воду, в темницу и на крест». Не испугавшись, она заступается за Сергея перед застукавшим его Борисом Тимофеевичем. С течением времени, событие за событием, Катерина серьёзнеет, голос из легкомысленного и весёлого, становится ниже, глуше, серьёзнее. Чем дальше, тем больше – её тон становится всё более резким, приземлённым, циничным, в конце концов хриплым. Это голос фанатичной, опустившейся морально, побитой жизнью женщины. Недавняя звонкая девчонка Екатерина Львовна превращается в мрачную тётку, рычащую низким голосом.


Отношения мужчины и женщины Гинкас показывает без прикрас, прямолинейно - вот «голодная» до любви Екатерина, вот красивый «злодей» Сергей. Между этими самкой и самцом, влекомыми инстинктом, половой связи не может не быть. Постельные сцены между неуклюже барахтающимися в санях любовникам показаны без прикрас, без романтического флёра, прямо перед зрителями. Вот, они в перерывах между утехами едят, разговаривая с набитым ртом.


Режиссёр также применяет метод зрительной «полифонии» оттеняющий поступки героев, когда за постельными сценами любовников пристально, вытянув шею наблюдает стоящий подле муж, находящийся на самом деле далеко в это время. Или Борис Тимофеевич, не раз появляющийся в «кошмарах» Екатерины в виде развязного и зловещего кота, исступлённо и мучительно шепчущего про «потрескавшиеся кишочки» или не раз тихо стоящий поодаль и смотрящий за происходящим и являющийся безмолвным свидетелем, немым укором.


Актёры у Гинкаса часто говорят про себя в третьем лице или просто зачитывают авторский текст. Выглядит это необычно, но убедительно. Вот, Екатерина, болтая ногами рассказывает, как отравила Бориса Тимофеевича, сравнивая убитого с крысой. Далее, сцены насилия не изображаются, а проговариваются и получается это зловеще. В случае с удушением Феди этот метод дополнен символизмом, когда на глазах зрителей посреди сцены неторопливо, в присутствии мальчика сначала сколачивают гробик, а затем его будущая убийца Екатерина заботливо выстилает гроб простынёй и кладёт туда подушку. Федя послушно ложится в него, складывая ручки на груди. Дополнительный акцент на мальчике делается светом. Ритм действия также меняется – по мере нарастания трагичности, когда герои всё сильнее вязнут, запутываются в кровавых обстоятельствах, скорость и движения замедляется, время растягивается, жуть нарастает, становится всё неприятнее. Любовники становятся невесёлыми, убийство ребёнка становится высшей точкой, пределом, за которым немедленно наступает расплата.


Действие в этом тёмном, но богатом на события и страсти спектакле закольцовано, начинаясь с конца, с каторжной песни арестантов, даже не арестантов, а безликих шинелей, их символизирующих. Каторжной же коллективной песней спектакль и заканчивается. Таким образом, с самого начала задаётся особое настроение, драматический градус. Тема, поднятая в спектакле Гинкасом, вполне не случайна: «Это спектакль о том, как опасно «душить» человека, задыхаясь от несвободы, он может превратиться в зверя». И действительно, если долго сдерживать в клетке не находящую выхода силу, то рано или поздно она вырвется наружу, причинив лишь разрушения. Хочется надеяться, что этот трагический и поучительный спектакль увидит и поймёт как можно большее количество действующих политиков…

0
0
...
8 января 2017
Фото Ирина Огурцова
Фото Ирина Огурцова
отзывы: 44
оценки: 44
рейтинг: 5
9

Леди Макбет нашего уезда. МТЮЗ. 21.06.2018.

Спектакль смотрела не в первый раз.
Каждый раз удивлялась точности построения действия (Кама Гинкас!). Эту постановку надо смотреть, что называется, не моргая, иначе есть шанс пропустить некую наносекунду или гранулу миллиграмма — и именно в этот момент всенепременно произойдет что-то очень важное, что пропускать нельзя. Очень страшное. Или очень красивое.

История эта нереально страшная. Она про то, как, полюбив глубоко и страстно, женщина от этой своей любви превращается в монстра. И — убивает, убивает, убивает... Старика. Мужчину. Ребенка...
В спектакле нет луж крови и трупов, валяющихся в них со страшными ранами. Тут просто озвучивается: убит так-то и так-то... а сам убиенный еще какое-то время находится тут же, среди живых, только как-ты немного удивляется своему новому положению.

Но и — история эта невероятно красивая. Ибо она про любовь.
И вот тут уже нет условностей. Страстно приоткрытые губы, вздрагивающие пальцы, кто касаются любимого лица... Особенно когда сидишь близко — честное слово — это откровенная эротика.
Впрочем, не нужно даже касаний. В спектакле есть несколько моментов, связанных с едой...
Когда по жаре все домашние спят во дворе, под звездным небом, на которое, сквозь ветки яблони, любуется Катерина — потом все едят из маленьких сверточков, и Сергей слизывает что-то с пальцев...
Когда Катерина кормит Сергея булкой, намазанной вареньем и он запивает еду из носика чайника.
Наконец, когда Сергей достает из кадушки соленый огурец... Ох, уж этот огурец! Честное слово — сплошная эротика.

И одновременно — когда родня Катерины пьет свой утренний чай... ведь тоже — еда. Но ничего более антиэротичного придумать нельзя.

В спектакле фантастическая сценография, придуманная Сергеем Бархиным. Наклонный помост, сужаясь, уходит вдаль. В полную черноту. Толстые стены с крохотными окнами-бойницами. Колесо — без телеги и сани — без лошади.
И много-много икон. Вернее, много серебряных окладов, в которых нет ликов. И лампады не горят. Нет глаз, которые бы увидели зло и могли его предотвратить... Впрочем, книжечка с житиями святых у Феди Лямина не отвратила его убийства — но привлекла, хоть с опозданием, людей и к раскаянию Сергея привела.

Хотя — как это: нет глаз? Глаз-то как раз много. Это - дворня, которая всё видит, все понимает, но молчит, когда страшное происходит.
Потом эти же люди превращаются в арестантов (с долгой молитвы-песнопения, кстати, начинается спектакль).
Но... Вот почему тут все безглазые и безликие? Это словно античный хор, который тоже всё видел, всё комментировал (иногда даже то, что только должно было произойти), но — нимало не вмешивался в действие.

На главных ролях — Звёзды, которые еще к тому же и актеры хорошие: Е.Боярская, И.Балалаев, В.Баринов, А. Тараньжин (замечательный!).

А в результате — спектакль, который смотреть хочется вновь и вновь. И который смотреть очень страшно.

0
0
...
22 июня 2018
Фото Александр Афонин
Фото Александр Афонин
отзывы: 11
оценки: 18
рейтинг: 5
5

Постановка увы средняя, совершенно нету музыкального сопровождения,что совершенно не передает трагизм пьесы. Баринов конечно это фигура, Хоризма. Удивила Боярская, не сомненно есть талант, но думаю можно было его из нее посильней вытащить. Классическая постановка спектакля, гениального нету ни чего,увы, но и такие нужны спектакли.

1
0
...
2 апреля 2014
Фото Лиза Еф
Фото Лиза Еф
отзывы: 35
оценки: 35
рейтинг: 4
До слёз
10

Не даром в русском языке рифмуются слова любовь-кровь, любить-убить – видимо есть что-то в нас, соответствующее этому – когда задумываешься, становится страшно. И страшно читать очерк Лескова «Леди Макбет Мценского уезда» - очерк будет пострашнее «Макбета» - а еще страшнее смотреть это на сцене. Не даром Шостакович убрал их своей оперы самую жуткую сцену – убийство ребенка – его Катерина Измайлова все-таки романтизирована, да и музыка красивая, так что эта трагедия в опере не столь трагична. А вот в спектакле МТЮЗа режиссер Кама Гинкас даже лишил Катерину права на красивую смерть – у Лескова она бросается в реку, утаскивая за собой соперницу, а у Гинкаса погибает в мерзкой драке, изнасилованная толпой. Но, с другой стороны, Кама Гинкас зрителей щадит: актеры читают текст Лескова, говоря про себя как бы от третьего лица – «он пришел», «она сказала» - в результате возникает некоторое отстранение от ужаса происходящего. Пространство, выстроенное на сцене Сергеем Бархиным, тоже оптимизма не добавляет – мрачные стены амбаров, сходящиеся к пропасти, куда уходят жертвы Катерининой любви, а любит она яростно, принося страшные жертвы – жизни свекра, мужа, маленького Феди. В конечном счете она жертвует этой любви и свою жизнь. Спектакль МТЮЗа начинается с каторжан, каторжанами и заканчивается, Кама Гинкас как бы закольцовывает действие – на сцене мрачные фигуры без голов, без надежды, без будущего. Как у Есенина: «И идут по той дороге люди, люди в кандалах». А еще пение церковного хора, просящее отмолить грешников, но на стенах висят лишь оклады без икон – отмолить не удастся. Спектакль смотрится на одном дыхании, действие завораживает, кажется, нет возможности ни вздохнуть, ни моргнуть лишний раз. Все-таки Кама Гинкас гениальный режиссер, и актеров на свои спектакли подбирает гениально – никого из иных в ролях невозможно и представить. Прежде всего Валерий Баринов в роли свекра, роль небольшая, но так сыграть удивление от собственной смерти дано не каждому. Сергей Игоря Балалаева – такого полюбить можно только от безысходности - Сергей балансирует над пропастью предательства и скатывается туда безусильно. Катерина Львовна Елизаветы Боярской за два часа спектакля ни на минуту не покидает сцены, ее характер стремительно меняется от беззаботно скучающей купчихи к отвратительной убийце детей, в конце ей не нужен и собственный ребенок, о котором она так мечтала: «да ну его совсем». Пожалуй, спектакль МТЮЗа «Леди Макбет нашего уезда» второй раз посмотреть я вряд ли захочу, но забыть его точно не удастся.
https://2ekzegeza2.livejournal.com/114467.html

0
0
...
20 июня 2019
Фото Anushik
Фото Anushik
отзывы: 1
оценки: 1
рейтинг: 1
3

Минут 40 ожидали, что происходящее на сцене наконец пройдет вглубь,но не случилось этого. Слова,действия героев ни к чему не приводили, не выводили,будто тратились впустую, не оживали, не имели ценности, заряда.Столько сил мобилизуется, прекрасных артистов,а о чём, к чему, зачем - не донесли.

1
0
...
4 ноября 2015
Фото Максим Макаров
Фото Максим Макаров
отзывы: 1
оценки: 1
рейтинг: 0
1

Ужасно. Шел с таким воодушевлением и надеждой, которую через 10 минут после начала спектакля растоптала излишняя наигранность сцен,с нелогичными всплесками эмоций и невнятной речью главного героя. Ушли с негативными эмоциями. Не рекомендуем

0
0
...
2 сентября 2017
Фото александр зуев
Фото александр зуев
отзывы: 1
оценки: 1
рейтинг: 0
3

30.09.2014. Театр Балт.дом. Публика разношерстная: студенты театр.вузов, офигиваюшие от "новых форм", артисты и родственники-друзья занятых в спектакле(они в основном и дарили цветы), люди, похожие на директоров заводов сов. времени и парт. начальство и т.д. Во время спектакля никогда еще не слышал столько сигналов невыключенных телефонов(говорит об "элитности" публики). Кто-то кашлял, кто-то зевал, ерзал в кресле. Оглядываясь на публику, не заметил я особо горящих глаз и задержавших дыхание... Но, действо закончилось и.... гром аплодисментов. Видимо так заканчиваются все великие спектакли великих режиссеров... Как простой зритель. хотел бы спросить про серые шинели, про нужность антракта, про тяжеловесность. , про сюжет и его интересность и еще про многое... (все-то остальные наверное все поняли0. Одно для меня случилось6 я стал лучшее относиться к Лизе. Все...

0
0
...
1 октября 2014
Фото Василий Котуранов
Фото Василий Котуранов
отзывы: 1
оценки: 4
рейтинг: 0
9

Тема роковой женщины занимает большое пространство в творчестве Камы Гинкаса: Медея, Гедда Габлер, теперь Катерина Львовна, куда уж жёстче. Мысль обнажить в наших душах антипод Немезиды и по Станиславскому, найдя спрятанное глубоко под покровом крови добро, показать его изумлённому зрителю, устрашить его, давно и сложно развивается в голове Камы Гинкаса. Первый раз он коснулся её ещё в 1983 году – поставив Гедду Габлер в театре Моссовета, теперь Александринский театр в Санкт-Петербурге и Елизавета Боярская в Москве.
Вынужденный полемизировать с Владимиром Соловьёвым, Кама Гинкас кричит: «Убивай! Убей всех – это единственный путь победить», но посмотрев в голубые глаза маленького Феди, прикоснувшись к его длинным русым волосам, он как бы осекается. Ребёнок – мечта Катерины Львовны (Елизавета Боярская), может только из-за него падает та в руки Сергея (Игорь Балалаев), она бросает его на пол и, забыв, продолжает кружить свой дьявольский танец. Зал оказывается в эпицентре бесконечности, смысл выкручиваясь поглощает самого себя, и выбрасывает зрителя на следующую сторону неудержимой петли.
Кама Гинкас немного подталкивает нас вперёд и показывает направление, путь сострадания и любви, не нужна Сонетка спрятанная в спектакле, чулки лишь тонкой линией подчёркивают красные размазанные губы Катерины Львовны, бросающие зрителей в бешенный водоворот, вихрь глаз Елизаветы Боярской, скрывающих за животной дикостью всё отчаяние человека, дошедшего до пика тёмного пути.
Тимофей Борисович (Валерий Баринов) и Зиновий Тимофеевич (Сергей Балалаев) с самого начала, ещё и до своей смерти, являются как бы частью декораций, только после их нового воплощения, девушка получает чуть больше внимание чем незамеченный обеденный стол, и то – от своего свёкра в облике Чеширского кота из снов несчастной.
Уходящие чёрной точкой в глубину сцены, декорации Сергея Бархина, уводят зрителя к самому основанию исстрадавшейся и высокомерной души сильного и великого, но сломленного и извращённого русского человека. Только делая оттиск с реальной истории Лесков мог создать настолько пронзительную повесть, к несчастью этот оттиск очень точно подходит для наших дней.
Спектакль показывает зрителю самые страшные стороны его души, но не бросает его в одиночестве, после моментов пикового ужаса и отчаяния, всегда «выходит пауза» и зал сливается в едином порыве смеха, если конечно зритель готов выпустить, или уже отпустил, внутреннее зло, мешающее ему встать на дорогу добра, становления сильной и благородной, сострадающей сущности.
Завершая хочется сказать, то что лично мне стало ясно только после этого спектакля, Кама Гинкас выдающийся режиссёр, при всём его опыте и возрасте, он не ломает актёров. Выстроив спектакль вокруг рвущейся и стремительной, бурной энергетики Елизаветы Боярской, он не притронулся к её современной, немного озарной натуре подростка, пропитал этой натурой спектакль и именно её энергия, кажущаяся сначала абсолютно неуместной, переплетаясь с мастерством Владимира Баринова и обоянием Софии Сливиной, помогает зрителю освободиться от его демонов через смех, а оказавшись у своего основания, вспомнив детство, не стесняться тёплых ручейков слёз.

0
0
...
29 января 2014
Фото Ольга Дмитрiева
Фото Ольга Дмитрiева
отзывы: 3
оценки: 3
рейтинг: 0
9

Жутко и страшно мне стало, когда я рассматривала декорации.
Это уникальный спектакль. Здесь каждый актёр на своём месте и невозможно выделить кого-то одного. Важнее работа всей команды. И режиссёра.
О чём спектакль? О любви? О предательстве? О страсти? О невозможности быть чем-то, чем ты не являешься? О том, что преступив черту единожды, обратно ты уже никогда не вернёшься? Ни о чём. Обо всём сразу. Обо мне. Обо всех. О каждом из вас.
Мне хочется, чтобы все-все-все увидели этот спектакль.

0
0
...
26 января 2014