Спектакль в Москве

Спектакль в Москве Добрый человек из Сезуана

Постановка Театр им. Пушкина

Выбор «Афиши»
8.1
© Алекс Йоку/Театр им. Пушкина
1/3

Сердитая притча Юрия Бутусова

За одну из главных пьес ХХ века, в России неизбежно ассоциирующихся с Театром на Таганке, взялся Юрий Бутусов — лауреат прошлогодней «Золотой маски». И новая удача — незнакомая режиссеру до начала репетиций труппа Театра им. Пушкина, давно не имевшая дела с серьезным авторским театром, через брехтовскую драматургию раскрылась с совершенно неожиданной мощью.

Возраст16+
Дата премьеры1 февраля 2013
Продолжительность3 часа 20 минут, 1 антракт

Участники

14

Место проведения

АдресТверской б-р, 23
Логотип - Театр им. Пушкина

Рецензия «Афиши» на спектакль

9Новый шедевр Юрия Бутусова

Техника Юрия Бутусова узнаваема: как и в сатириконовской «Чайке», на сцене стоит гримерка; коробка сцены до основания оголена, как в «Человек = Человек» в Александринке; классические мужские костюмы в сочетании с блюзовыми стандартами — это из шекспировской трилогии; брызги воды и дожди из разного рода субстанций — оттуда же. Все это осталось бы набором трюков, если бы не было оправдано с точки зрения природы крайне неподатливой пьесы Брехта.

Знаменитая притча о невозможности выживания доброты и необходимости быть жестоким ставилась в России с однозначным успехом единожды — больше полувека назад спектаклем о китайской проститутке Шен Те, избранной богами для культивирования добрых чувств, открылся Театр на Таганке. Результат сложнейших трудов переводчиков оказался тщетным — ритмически выстроенный оригинал на немецком мог быть адаптирован к русской сцене лишь с громадными потерями. Главным образом пострадали так называемые зонги — коронные песенные номера, резюмирующие содержание сцен, звучащие на русском лишь неказистым отголоском поэзии XIX века. Именно зонги в спектакле Бутусова актеры исполнили на языке оригинала, в сопровождении буквального перевода в титрах на задней стене. Произошло невероятное — Брехт зазвучал без привкуса неестественности, языковой неказистости, зазвучал чисто, уверенно, в полный голос.

Самая психологически сильная сцена — пронзительный речитатив на немецком языке в исполнении Александры Урсуляк, по лицу героини которой от слез растекается тушь: «Прогнило что-то в вашем мире, боги!» И когда этот поток отчаяния дополняется беззвучным хихиканьем миловидной девушки, представляющей собой, собственно, всех богов разом (Анастасия Лебедева), становится ясно, что в этом мире не бывает хеппи-эндов. Просто гаснет свет.

20 февраля 2013
9

Спектакль хорош! Это очень серьезная работа.
Советую сходить на него тем, кто привык думать, искать, переоценивать, сопереживать и удивляться.
Тем кто хочет слегка повеселиться и провести с барышней приятный беззаботный вечерок на день святого Валентина ходить не советую.

Всю дорогу думала, как назвать в превосходной степени гения - не вспомнила...
У Бальзака в рассказе "Настойчивость любви" есть описание "что есть в мире любовь?" на двух страницах. Жаль, что моего словарного запаса не хватает, что бы высказать восхищение гениальностью Бутусова.
Отдельный восторг от хореографии ( порой казалось, что герои не танцуют, а волшебно перетекают из одного состояния в другое) и музыкального оформления (живая музыка - тонко чувствующие музыканты на сцене и эмоционально мощные вокальные, исполненные на высоком уровне, номера) .
Порадовала замечательная игра одаренных молодых артистов.
Особенно ярко играла талантливая Урсуляк Александра и очень трогательно смотрелась на сцене Лебедева Настя.
Слезы у меня текли в три ручья в финальной сцене, и не только у меня...
Финальные сцены в спектаклях Бутусова это отдельная тема, они эмоционально сильны, талантливы, необычны, пронизывают весь спектакль и создают целостность восприятия действа.
Юрий Николаевич, большое Вам спасибо за спектакль!
С уважением и любовью,
Клевитова Марина

И снова здравствуйте!
Вчера опять была в театре..
Второй раз смотреть спектакль мне оказалось сложнее, как не странно.
Первое действие сидела на последнем ряду партера, на втором перебралась обратно на первый ряд...
С последних рядов партера, хорошо видно всю картинку сцены, легко читается бегущая строка, но не видно трогательного момента, когда божеству бережно омывают стоптанные в кровь ноги, так и хотелось, что бы ее на мешки положили, как на пригорок, что бы все увидели и соприкоснулись с ней душевно...
А на первом ряду, как будто в самом действе находишься, и сопереживаешь больше...
О-о-очень длинным в этот раз показался монолог матери, о том, как сын устроился на фабрику..
Зато немецкие зонги, и вообще вся музыка сразу взрывались в сознании, как нечто сто раз услышанное, горькое и при этом невыносимо-буравящее твою душу, но очень сильное...
Удивляюсь и радуюсь, как Юрию Николаевичу удается найти столько необыкновенно талантливых молодых актеров, как Александр Матросов и Александр Арсентьев,
а игра Александры Урсуляк непередаваемо пронзительна, разрывающая душу на мелкие части, как трогательна и красива Настя Лебедева, как лучик осветляет она другую сторону души главной героини. Обе девочки прекрасны, и создают на сцене образ единого целого, как свет и тень.
Ведь полной темноты нет в природе, есть только отсутствие света....
А замечательная работа гениального хореографа Николая Реутова внесла свои яркие краски в этот черно-белый мир Брехта.

2 февраля 2013
1

Ужасно. Сплошное кривляние. Водонос (Матросов А.) это просто пародия на М. Галустяна в роли Джамшута. Как можно ТАК не уважать зрителей !!! Как можно самим ТАК опуститься. Смотрели и думали до чего же зависимая у актеров профессия - вот так вот в угоду бездарного режиссера кривляться перед зрителями. Безобразие. Стыд и срам.
ОТВРАТИТЕЛЬНО. Ушли в антракте и мы были не одни.

2 февраля 2013
9

Написать: "Сходите на "Добрый человек из Сезуана" в театр им. Пушкина - значит, не написать ничего. Любителям Ю. Бутусова посвящается........ Те же приемы: белое-черное-красное, вода, мука, двери, искусственные цветы, велосипеды (как в "Сне об осени" Ленсовета), черная краска на лицах, красная помада на лицах. Я улыбнулась когда вместо дождя посыпалась крупа (не знаю, какая именно). Пробило меня ближе к финалу на сцене судебного разбирательства. Очень красивая живая музыка - музыканты стараются, ни одной фальшивой ноты! Александра Урсуляк показывает всю мощь своего таланта! Сильная роль и ее прекрасное воплощение! Класс! Сильно!!! Особенно песни на немецком подчеркивают тоталитарную идею рабского труда. Очень понравилось!

19 ноября 2017
9

Все, что я могу сказать про этот спектакль - это ВАУ! )
Как хорошо, что я перетерпела желание уйти в течение первых 15 минут и все-таки досмотрела до конца. Это очень интересное действо! Живая музыка.
Супер-супер игра исполнительницы главной роли Александры Урсуляк.
Третий день пребываю под впечатлением

5 февраля 2015
9

Иди и смотри! Спорное прочтение Брехта, но тем и любопытное.
Сравнивать с классическим спектаклем Любимова нет смысла. Это Брехт 21 века.

3 февраля 2013
Все отзывы
6 спектаклей, на которые стоит сходить, — выбор Никиты Кукушкина
6
спектаклей, на которые стоит сходить, — выбор Никиты Кукушкина
18 апреля 2018
Спектакли недели: разговоры с «другим» и много Шекспира
Спектакли недели: разговоры с «другим» и много Шекспира
18 октября 2021
9 спектаклей октября в Петербурге
9
спектаклей октября в Петербурге
6 октября 2021
Спектакли недели: бельгийский танцевальный хоррор и новый Богомолов
Спектакли недели: бельгийский танцевальный хоррор и новый Богомолов
4 октября 2021