Театральная афиша Москвы
Москва

Спектакль Евгений Онегин

6.3
оценить
  • жанр
    Опера
  • 3 часа 45 минут, 2 антракта
    16+

Спектакль Андрия Жолдака: любителям милой старины просьба не беспокоиться

Как только провокатор Жолдак ступил на священную территорию пушкинско-чайковских лирических картин, оттуда мигом выдуло малиновые береты, поэтов и сердобольных нянь — собственно, всю лирику. Жесткий, в прямом смысле шумный, избыточный в деталях сценический текст будто игнорирует происходящее в оркестре, а точнее — разыгрывает новую историю на фоне заученной с детства музыки. Пожалуй, впервые в России к Чайковскому не стали прикручивать болтами мхатовский психологизм и представили «Онегина» как театр метафизический.

Создатели
Режиссёр:

Рецензия «Афиши» на спектакль

Фото Ольга Манулкина
отзывы:
435
оценок:
274
рейтинг:
99
7

Оперный дебют Андрея Жолдака

В двадцатых числах октября в Петербурге можно увидеть и услышать трех «Онегиных»: в Мариинском дают тридцатилетней давности постановку Юрия Темирканова, в «Санкт-Петербург Опере» — постановку Юрия Александрова всего на десять лет моложе; в Михайловском же — премьера. Этот «Онегин» — первая работа в оперном театре Андрея Жолдака, украинского режиссера, успешно работающего в Европе.

Пригласить Жолдака в оперу придумал Дмитрий Ренанский, который выступает в постановке консультантом по музыкальной драматургии. Сначала, правда, планировалась «Жизнь с идиотом» Альфреда Шнитке — импульсом послужил драматический спектакль по Ерофееву, который Жолдак поставил в Румынии. Работа шла, макет декораций был готов, спектакль анонсирован, но за два месяца до начала репетиций его закрыли. «Онегина» директор Михайловского Владимир Кехман давно хотел увидеть на сцене своего театра и предлагал его разным режиссерам, из которых выбор Жолдака, вероятно, самый неожиданный.

Собрана сильная постановочная команда. Сценографию вместе с Жолдаком делает Моника Пормале, художник Нового рижского театра, фотограф, автор инсталляций, проектов и выставок. Художники по костюмам — известные латвийские дизайнеры Роланд Петеркопс и Марите Мастина-Петеркопа. Художник по свету — Эй Джей Вайссбард, сотрудничавший с Робертом Уилсоном, Петером Штайном, Питером Гринуэем и Дэвидом Кроненбергом.

В каждой из партий — солист Михайловского и приглашенный артист. Онегина репетируют Борис Пинхасович и Янис Апейнис (из Латвийского оперного). Татьяну — михайловская Татьяна Рягузова и мариинская Гелена Гаскарова. Оба Ленских — дебютанты, но, говорят, выдающиеся. Дирижирует Михаил Татарников.

0

Отзывы пользователей о спектакле «Евгений Онегин»

Фото Вадим Козлов
отзывы:
2
оценок:
2
рейтинг:
4
1

Постановка "Евгения Онегина" с режиссурой Андрия Жолдак - это самая большая ошибка руководства театра за все его время существования. Великолепные артисты отработали все, что требовал режиссер, - но спасти великое произведение от насмешек зала не смогли. Изобразить Пушкина (его героев) в черно - белом цвете мог человек только совершенно не разбирающийся в русской поэзии и литературе. Пушкин не нуждается в субтитрах "что такое хорошо, и что такое - плохо". Присутствие "Черномора" невесть как залетевшего в покои Татьяны из "Русланы и Людмилы" , поглаживающего хористок пониже спины (развернутых задом к зрителю) - добавило градус похабности к действиям Ленского - хватающего попеременно за "пониже талии" то Ольгу - то Татьяну, после чего стало совершенно непонятным его возмущение танцами Ольги и Онегина (по крайней мере их танцы были более пристойны). Перемещающийся по сцене холодильник, стиральная машина с неработающим отжимом белья, утечка воды с потолка (видимо от протекающего водопровода соседей сверху) - все это крайне усугубило и без того удручающую картину на фоне стен, перенесенных из лечебного учреждения, а в конце "перфоманса" - обугленных, видимо, в результате пожара, вызванного перетаскиваем софитов старательными гувернантками под руководством маразматика - дворецкого. Ужас. Позор. Отвращение.

4
Фото Клара Хивен
отзывы:
29
оценок:
29
рейтинг:
44
1

Если у вас есть слух (про вкус и прочие театральные тонкости я молчу) ни за что не ходите на "Евгения Онегина" Жолдака. Оперу вы всё равно там не услышите.
Я не буду писать о "цветовых решениях" "режиссёра" (на мой взгляд, полной бездарности), о его "видении" персонажей, банках с молоком на сцене, хоре, стоящем спиной и к зрителям, и к Лариной, которая к хору обращается, о глыбах льда, которые самозабвенно бьют на сцене персонажи, и прочих "новшествах".
Я хочу сказать только о том, что музыку было практически не слышно. Те, кто находился на сцене (артистами назвать можно не всех), активно топали, гремели, перетаскивали мебель, звенели металлическими элементами одежды, хлопали дверьми, рассыпали металлические шарики, короче, создавали всевозможные шумовые эффекты. Оркестр классически исполнял партитуру и был, видимо, сильно мешающим, так сказать, инородным элементом для режиссёра. Костью в глотке, я бы сказала. Как и Пётр Ильич Чайковский. Впрочем, это и не удивительно, бездарность всегда завидует гению...
Я выдержала первое действие, хотя готова была уйти ровно после увертюры...

P.S. Я должна поставить оценку... Нарисую 1. Имейте в виду, что это минус столько, на сколько хватит фантазии.

2
Фото Елена Кузьмина
отзывы:
2
оценок:
3
рейтинг:
3
1

Отвратительно.Верните деньги и заплатите моральную компенсацию.Это все,что хочется сказать по поводу новой постановки "Евгения Онегина". Кто пригласил больных людей на создания этой постановки,костюмов и освещения в данный театр.Можно также реставрировать картины великих художников ,размазав дерьмо по полотну.Превратить Татьяну в истеричку и закончить оперу половым актом -это прорыв в классическом театре.
Лить молоко на голову Ленскому в гробу, какашки сыпать на Татьяну,колоть лед во время арии письма Татьяны- это безусловно "шедевр" мысли. Мне очень жаль исполнителей ,которые участвовали в этом фарсе.

2
Фото Ilya Rapoport
отзывы:
1
оценок:
1
рейтинг:
2
5

Вчера был на еще одной премьере "Евгений Онегин (добрый мой приятель)" в небольшом театре "АЛЕКО" на Гагарина 42. Точнее это был предпремьерный показ, а премьера назначена на 3 ноября. Очень интересная постановка созданная молодыми режиссерами Мариной Голяковой и Викторией Сысоевой. Прекрасная режиссерская работа, замечательные молодые голоса. Рекомендую. Получил большое удовольствие.
сайт театра www.teatr-aleko.ru

2
Фото Григорий Борисов
отзывы:
8
оценок:
11
рейтинг:
9
9

Спектакль Михайловского театра "Евгений Онегин" в постановке Андрия Жолдака не без малого рассекает сознание и держит в сильнейшем напряжении на протяжении всего спектакля. Авторы спектакля успешно идут к современному музыкальному театру, в очередной раз указывая Опере Иванне на её место в пыльном сундуке.

Наполненный символами и знаками, подчас не к чему не обязывающих, спектакль обрастает строгими и эстетскими декорациями (Жолдак и Моника Пармале) и костюмами(рижский дизайнерский дуэт MAREUNROL'S). Весь спектакль в колористическом решении существует в биполярной плоскости: чёрное и белое. В начале чёрен только Онегин, но через него чернота, подобно чуме распространяется на вех персонажей. В первом действии зрителя погружают в идеальное белое пространство комнаты, в принципе ассоциирующейся с представлением о позапрошлом веке, где обитают подростковые надежды пылких и порывистых Татьяны, Ольги и Ленского, и куда вторгается со всей демонической мощью Онегин, чтобы уже во втором действии начать развязывать катастрофу - снести жизни, погрузить в вечную темноту, втянуть в неминуемый, перманентный крах все и вся. Все первое действие режиссер учит зрителей своему удивительному языку: в этом доме по особенному относятся к молоку, храня его в особом чулане, веря в его магические целительные свойства, такое же отношение ко льду - но лед холодный, безжизненный элемент - злое начало. Вода, льющиеся на героев с верху, тонкой стрункой, призвана отчистить ото лжи. Центрами спектакля становятся арии, Татьяна в сцене письма порывисто колет лёд, а Ольга в момент ариозо Ленского раскручивают черную юлу, намекая на детскость ссоры. Сцена дуэли поставлена мастерски, режиссер предоставляет пространство сухой страшной реальности: слуги стелют черную дорожку, герои сходятся, появляется Татьяна вся в черном и одновременно с роковым выстрелом бьет вазу с растением, Ленский падает в раскрытые лежащие напольные часы, под грохот оркестра его пытаются спасти искупав в молоке, а на пол швыряют куски льда. В Третье действие открывается то ли спиритическим сеансом, то ли чёрной мессой, но с появлением Онегина мы понимаем, что назад дороги нет, катастрофа уже произошла, судьбы разрушены, новые потрясения невозможны - всё умерло. И когда в конце повторяют вступление и зрителю предстаёт ироническая семейная идиллия якобы счастливой жизни семьи Греминых. Этот спектакль рассказать невозможно, в прочем он достоин вдумчивого просмотра.

Дирижер Михаил Татаринков дарит московским меломанам предельно сконцентрированного Чайковского, маэстро дает медленные скрупулезно выверенные темпы, чувственную интонацию и безусловно соучаствует экзистенциальной драме на сцене. Молодые артисты Михайловского театра не всегда на мой взгляд дорастают до трагических масштабов, но самоотверженность и профессионализм впечатляет. Онегин — Янис Апейнис создает грандиозный образ разрушителя, русского Фауста, предвестника катастрофы: сухой вокально, но актерски более чем убедительный. Татьяна — Татьяна Рягузова потрясающая вокалистка, не всегда точная в интонации, но блестящая актриса, старательно выписывающая свою роль. Ленский — Евгений Ахмедов, создавший убедительный образ нервного очкарика - подростка, довольно неплохой di grazia тенор, с чистой уверенной подачей, но к определенному моменту уставший. Ольга — Ирина Шишкова, замечательная певица с устойчивым красивым низом. Ларина — Екатерина Егорова, ни разу не старуха.

1

Галерея