Театральная афиша Москвы

Спектакль Событие

Постановка МХТ им. Чехова
7.3
оценить

Константин Богомолов ставит Набокова

Тридцатые предвоенные, Ментона, семья русских эмигрантов оцепенела в ожидании, что сейчас их придут убивать. Константин Богомолов поставил на большой сцене пьесу Набокова, развернув ее действие на фоне занимающейся фашистской зари: из динамиков несется «дойче зольдатен унд ди официрен», на витрине краской выводят звезду Давида. Главные роли у Марины Зудиной и Сергея Чонишвили. Мать героини Зудиной играет Александр Семчев.

Лучшие отзывы о спектакле «Событие»

Фото Эмилия Деменцова
отзывы:
135
оценок:
140
рейтинг:
151
9

«Событие» на сцене МХТ им. Чехова в кавычках и без…
Зрителей встречает закрытый занавес с проецирующимся на него лицом младенца. Читавшие пьесу Владимира Набокова знают, что главная ее героиня оплакивает умершего сына. Нечитавшие видят в этом завязку истории, либо намек на то, что через три звонка здесь родится сюжет. Но у театра нет читателей. Только зрители, глядящие и вглядывающиеся, смотрящие и смотрящиеся («театр – зеркало жизни»), всматривающиеся и высматривающие. «Событие» Константина Богомолова независимо от точек и остроты зрения срывает пелену с глаз. История о не ведающих и не видящих располагает к прозрению.
Сюжет по сути анекдотичен – выхваченный эпизод из жизни Любови (Марина Зудина) – жены художника, любовницы его приятеля, возлюбленной отвергнутого любимого, раз покушавшегося на ее жизнь и обещавшего довести задуманное до кровавой развязки. Новость о досрочном освобождении из тюрьмы мстителя нарушает отлаженную как конвейер жизнь семьи русских эмигрантов и их обители – провинциального немецкого городка. В общем, как говорит мать главной героини (непревзойденный в ролях детей и женщин Александр Семчев), писательница-графоманка Антонина Павловна (привет от Чехова): «Можно было бы перенести на сцену, почти не меняя, только сгущая немножко».

Константин Богомолов, известный литературными скрещиваниями и буквосмешениями в этот раз остался верен слову автора, не изменив, однако, себе. Несмотря на следование букве от написанной утонченным языком, полной литературных ассоциаций, юмора, балансирующей между трагедией и фарсом истории не осталось и следа. Изменился дух. «Событие», завершенное в 1938 году режиссер дополнил событиями 1937 и последующих допобедных годов. «Сгустил немножко», выпарил из пьесы игривость, игристость, оставил зрителя вне игры слов, воображения, случая…

Сцена будто препарирована (сценография Ларисы Ломакиной). Внизу - воспроизведенный до мелочей интерьер меблированных комнат, где страница за страницей разворачивается история. Вверху – стена дома, окна, витрина лавки, улица. На ней тоже – История. О ней напомнит красочный, радужный видеоряд: улыбающиеся лица, яркие костюмы, веселый парад. Прекрасный бодрый праздник. Со свастикой. Ритм парада отзовется нагнетающим ходом часов в комнате с низким потолком. Более никаких пересечений – истории верхнего и нижнего уровней будут развиваться параллельно, друг от друга не зависящим образом. Вверху будет наглядное, внизу – неприглядное. И наоборот.

«Событие» Богомолова – это со-бытие героев спектакля. Вот горничная (ее, словно бы следуя заветам К.С. Станиславского о том, что большие актеры не должны чуждаться маленьких ролей, играет Роза Хайруллина) дотошно сервирует стол, подает завтрак, убирает. На столе печенье. Уточняют, берлинское. Здесь на нижнем ярусе, где мелькают призраки прошлого и бередятся незажившие раны, герои «едят, пьют, любят, ходят, носят свои пиджаки», говорят вяло и нехотя, недоговаривают, а порой и проговаривают скороговоркой никому не нужные слова. Наверху проходят одинокие фигуры, останавливаются, ждут. Всё и все подчинены ожиданию – зрители ждут действия, герои – неминуемого события. Оно не оправдает, но превзойдет все ожидания.

«Глухой ад» – определяет общую атмосферу художник Трощейкин (Сергей Чонишвили) – «Сзади – театральная ветошь всей нашей жизни, <…> а спереди – темная

глубина и глаза, глаза, глаза, глядящие на нас, ждущие нашей гибели». Множество пауз перемежается с музыкальными паузами (композитор Фаустас Латенас). «Что день грядущий мне готовит?» поет патефон посреди «бдения и сна», «Разве у вас не бывает в жизни подобных минут?» вопрошает со второго яруса девушка на костылях (Ольга Литвинова). Учащенное, затрудненное дыхание аккомпанирует тишине – здесь, под низким потолком с низкими страстями душно, удушливо. Проветривают комнату под звуки немецкого марша, врывающегося через окно. Окно закрывают.

На нижнем ярусе готовятся к развязке, а на верхнем – все только начинается. Внизу поют о луне, словно бы вспоминая соломоново «ничто не вечно под луной». На верху восходит звезда: на витрине лавки крупно пишут краткое «JUDE» и припечатывают звездой Давида. «Если я был бы ростовщик, бакалейщик, как бы меня берегли» – заблуждался художник, малюя портреты и не замечая полотен истории за окном. А ведь это были лишь эскизы.

Фассбиндеровскую тишину нарушает музыка П.И. Чайковского. Падает оперный снег, опускается экран с разноцветными радужными кадрами, отдавая дань моде на расцвечивание истории. На экране, словно прожженном шестиконечной звездой, вновь возникают гитлерюгенд, а потом и другие югенд. Из еврейского гетто. В довоенной пьесе мать оплакивала одного ребенка. Пройдет несколько лет, и мир будет оплакивать миллионы детей. Глаза ребенка, лежащего на тротуаре, высохшего от голода, смотрят в зал. Разноцветная смерть без прикрас. Масштабное полотно, зародившееся на узких улочках под закрытыми промолчавшими окнами. Проекция лица ребенка покрывается трупными пятнами под упоительный немецкий тенор, выводящий «Благословен и тьмы приход». Вот так обещанное в программке драматическое действие обернулось драмой человечества. Созрели «учености плоды Германии туманной».

«Нельзя жить, в сослагательном наклонении», – говорят в спектакле. «У страха глаза велики» твердит народная мудрость. Не того боимся, потому близоруки, заверяет режиссер. Событие – явление, от воли человека не зависящее, учит юриспруденция. Многое зависит от нас – учит история. Спектакль Константина Богомолова – это бомба замедленного действия. Гробовая тишина и растерянные аплодисменты – не конец. Трехчасовое действо отзовется в памяти не раз. Назвать спектаклем «Событие» трудно, в нем мало театрального. Убрать кавычки из названия верней всего.

»Комсомольская правда» http://kp.ru/daily/25823/2800642/

6
0
30 января 2012
Фото Марина
отзывы:
38
оценок:
175
рейтинг:
37
5

Не произошло и не случилось.
Скучное недействие в прекрасных декорациях и с хорошими актёрами.
Намёки и аллюзии , которые нет интереса разгадывать, потому что действие вязнет в недействие, а Событие так и не происходит.
Наверное, можно было бы разглядывать интерьеры или получать удовольствие от текста Набокова или сравнивать Верника здесь с Верником раньше, или найти какой-то другой интерес. Мне не удалось; рада , искренне, за тех кто нашёл глубину и получил удовольствие от спектакля. Видимо, это- не для всех.

3
0
13 мая 2012
Фото Дай Ненашев
отзывы:
62
оценок:
83
рейтинг:
194
3

Пьеса, ориентированная на русскую эмиграцию и созданная для эмигрантского театра 30-х годов, которая поднимает темы мещанства, актуальные для того времени и того общества. Вольный аналог гоголевского "Ревизора", интересный скорее приемами, чем смыслом. В спектакле задействованы прекрасные (речь не о Вернике) актеры, но абсолютно казуистические намеки и символизм со стороны режиссера, которые ничего не подчеркивают, ни на что не намекают, а лишь разбивают внимание и заставляют безрезультатно гадать, к чему всё это. А ни к чему. Режиссер просто тупо копирует концепцию нестреляющего ружья. "Неуместность" и "недоумение", пожалуй, самые очевидные прилагательные, которые возникли сегодня после просмотра. Талантливый автор и талантливые актеры не есть 100% успех, для этого всё таки нужно ещё кое что, чего Богомолову, видимо, не хватило.

3
0
23 января 2012
Фото Tatiana Lukina
отзывы:
3
оценок:
5
рейтинг:
3
5

Думаю, перед просмотром стоит прочитать пьесу Набокова, пару рецензий на неё и на спектакль от продвинутых критиков, а так же навести исторические справки о времени, в котором происходит действие спектакля. В противном случае у неопытного и неподготовленного зрителя (как я, например) есть риск сильно разочароваться, ничего не понять, уснуть)
Спектакль очень долгий, невыразительный, изматывающий ожиданием чего-то, словом, настоящий "глухой ад".
Драма здесь какая-то плоская, тошнотворно повседневная, несмотря на ужасы времен гитлеровской германии, на фоне которых она разворачивается. Актеры порой так странно и невыразительно исполняют свои роли, что даже неловко. Хотя это, как оказалось, специальный выразительный прием, раскрывающий характер персонажа.
Песня "Разве у вас не бывает в жизни таких минут?", которую исполняла девочка на костылях - самый яркий, пронзительный и, пожалуй, единственный эпизод спектакля, который, кажется, навсегда запал мне в душу.

2
0
16 октября 2014
Фото Ирина
отзывы:
3
оценок:
10
рейтинг:
3
7

Спектакль очень понравился! Во-первых, актеры играли блистательно! Всегда субъективно относилась к игре Зудиной, но в этом спектакле она очень органична, убедительна. Чонишвили, Верник, Семчев играли очень достойно. Очень понравилась Дарья Мороз. У неё в спектакле небольшая роль акушерки, но как же здорово она сыграла настоящую арийку: стальные нотки в голосе, полное неприятие евреев. Многих сцена, где героиню Мороз стошнило у магазина старого еврея, смутила, вызвала даже негодование, но я думаю, что это помогло понять то, ЧТО происходило с людьми в конце 30-ых годов в Германии. Этому пониманию способствует и хроника того времени. Интересным показалось то, что гостям на именинах матери выбелили лица. Сразу возник вопрос: что Богомолов хотел показать? Мне показалось, что это фарфоровые лица мертвецов. Это люди, в жизни которых нет никакой перспективы. Сцена именин маменьки заворожила, очень понравилась. На этой позитивной ноте закончился первый акт. А вот второй совсем не понравился, показался скомканным и неярким обрывком. В целом спектакль заставляет думать, анализировать. Тем, кому нравятся такие мыслительные процессы, смотреть обязательно!

2
0
24 января 2012

Галерея