Спектакль

Спектакль Ворон

Постановка АРТО, Александринский театр

Выбор «Афиши»
7.7
© alexandrinsky.ru
1/13

Страшная сказка для взрослых с конструктивистскими аттракционами

В очень красивом спектакле авангардиста Николая Рощина на большой сцене Александринки, основанном на сказочной комедии Карло Гоцци, все персонажи носят почти идентичные маски и дреды. В стране Фраттомброза люди предельно обезличены, включая самого короля Миллона со всей его свитой. Без маски перед залом является только маг Норандо, мощно сыгранный Виктором Смирновым, который от начала и до конца в прямом смысле дирижирует процессом. Помимо парада конструктивистских аттракционов в зачет театру, несомненно, идет работа артистов, сочетающих в своей игре достоверность переживаний и убийственную иронию. А крошечная Елена Немзер даже и под маской Панталоны смотрится без преувеличения грандиозно.

Возраст16+
Продолжительность2 часа, без антракта

Участники

  6

Специальные предложения

Скачать приложение
Подарочные сертификаты

Рецензия «Афиши» на спектакль

9Гоцци в театре буто

Николай Рощин — персонаж поколения конца 1990-х, из тех, кому скоро сорок, кто родился в одной стране, окончил театральный институт в другой, а живет теперь в третьей — и, заметьте, без всякой эмиграции. Все эти годы его сверст­ники-режиссеры встраивались в театральный процесс и занимались кто чем: возрождением классики, отрицанием классики, «новой драмой», репертуарной рутиной, дешевой антрепризой или дорогими корпоративами. Маргинал Рощин, вооружившись именами Гротовского и Арто, упрямо торил свою дорогу, ездил учиться к Мину Танаке и Терзопулосу, строил свой театральный монастырь, а заодно и собственную биографию. Его сфера — лаборатория, архаика, театр-ритуал; область, в которой можно сделать прорыв, а можно красиво умничать, и где сакральное от подделки отделяет очень тонкая грань. Десять лет назад ­худрук РАМТа Алексей Бородин дал своему ученику Рощину карт-бланш, и из соединения лаборатории с репертуарным театром возник «Король-олень», одна из лучших постановок Гоцци на нашей сцене. Без всяких примет комедии дель арте в ее привычном псевдопраздничном изводе эта страшная сказка была ближе к средневековому площадному театру: в ней играли косноязычие, серое, бедное — условная пластика и «старинная» (самодельная) театральная машинерия. «Ворон», поставленный в этом сезоне в подвальчике на Сретенском бульваре, обозначил новый вариант отношений Рощина с Гоцци.

Места для зрителей располагаются с трех сторон вокруг белого прямоугольника просцениума, в глубине сцены работают раздвижные решетки. Черная прозодежда актеров, резкий свет, фиксированные мизансцены — в профиль, между двумя рядами зрителей; голоса — натужная гортань, взрыв на выдохе, почти лай. Комедия изо всех сил старается не быть смешной, и это поначалу кажется ее единственной сверхзадачей; но постепенно через зажатое существование начинает прорастать скупая ирония. Сначала вырывается жест, изображающий ворона; потом в звучании монотонных голосов абсурдными — а потому смешными — становятся все действия, понятия, слова. Сюжет фьябы (сказки) развивается как в голливудском кино: король Милон убил ворона, потерял покой и сон, и спасти его может только девушка, волосы которой черны как вороново крыло. Брат короля находит и похищает девушку, но ее отец насылает на него проклятие: от этих подарков король погибнет, а если брат предупредит его, то сам превратится в камень. Брат выкручивается как может, но все-таки превращается в камень — в этом спектакле неожиданно забавным образом, и спасти его можно только одним способом: убив несчастную девушку. С этого момента ритуальное действо, не теряя серьезного выражения лица, превращается в гомерически смешной гиньоль и в темпе гиньоля несется к финалу. Интересная деталь: примирения братьев с волшебником и чудесного воскрешения девушки, написанного Гоцци, здесь нет. А иначе Рощин не был бы Рощиным; как говорится, умерла так умерла.

8 февраля 2012
9


АРТО - это очень загадочный театр. Загадочный какими-то нездешними актерами, таинственным местом на Сретенском бульваре, своими редкими работами. Вот, последний раз видел их прекрасную Мистерию в 2008 году. Что происходило все эти годы- загадка. Но вот, новая постановка.

В Вороне артошники валяют дурака, но каким-то изысканным способом. Очень заразительно и иногда даже кажется, что они говорят серьезно, но выглядят недотепами, вызывая смех. Вот эта замысловатая правдивость, игра в то, что они играют серьезно, чтобы все думали, что они не прикидываются, а на самом деле дураки - одна из причин удачи спектакля.

Второе, что важно, это стиль, дизайнерская глянцевость АРТО от порога театрика до всех деталей спектакля. Ворон с одной стороны монохромен и минималистичен, с другой очень изобретателен на сценические приемы и реквизит. Чего стоит одна только бетономешалка!

Про актеров уже говорил, они очень молодцы! Дают и Доронину и Пипца и еще всего разного, сохраняя при этом свое очень выразительное лицо.

Удивительное шоу для ума и сердца!

18 марта 2012
5

Действие происходит в течении двух часов без антракта, дабы большая часть зрителей не ушла во время перерыва. Спектакль неимоверно скучный и банальный. Все действующие лица шаблонные и манера игры, произношения и тексты заезжены до дыр. Актерское мастерство отсутствует в принципе. Есть пару пошлых и порой даже вульгарных шуточек, которые вызывают легкий смешок у зала и всё. Нудно, скучно, банально. За счет попыток "необычных" декораций, и "юмора" можно с легкостью обозвать этот спектакль - "шоу клоунов-сварщиков". Если хотите просто "куда-нибудь" сходить, это то самое место.

29 декабря 2016
9

Какое яркое действие было на сцене! Ощущение, что ты смотришь спектакль в стиле Тарантино (когда кровищи полная сцена). Тут тебе и чудовища, и корабль, и абсолютно сюрреалистические маски, и даже летающий дракон. Декорации в процессе все время перестраиваются, трансформируются, перемещаются. Действие захватывает и уносит за собой в иную реальность. Даже на балконе МХТ (где спектакль показывали в рамках "Золотой маски") спектакль прекрасно воспринимался и чувствовался распыленный в воздухе сказочный дух.

Я бы не стала утверждать, что это спектакль глубоко философский. Это, скорее, фарс и насмешка над тем, что зритель рассчитывает увидеть трагедию, а получает entertainment в чистом виде.

Описывать происходящее на сцене почти бессмысленно. А вот сходить и получить дозу эндорфинов от этого спектакля я желаю, как петербуржцам, так и москвичам.

17 мая 2017
Как развидеть
Повод дойти до буфета
Не верю
4Скучно и пресно, не спасает даже реализм и сцены насилия

Спектакль-провал. Безглавое привидение брызжущее из артерии на шее реальной кровью по сцене... Декорации с кишками... Сцена казни... Отвратительно и непонятно какому режиссерское решение подкрепляет. В конце концов-то спектакль неважнецкий даже не по этому всему: это просто ужасно скучно.

15 января 2020
Браво
Современочка
9Однозначно советую людям с широкими лбами)

Ворон - отличный спектакль!
Не могу даже представить кому там могло быть ... скучно! Вы серьёзно? )
Игра великолепная! Совершенно не стандартные вставки ;)
Пошлые шутки, действительно, есть, но это и не детский спектакль.
Некоторое осовременивание вызывает тошноту, тут же всё гармонично. Смеялись даже дамы преклонного возраста (просто у людей либо есть чувство юмора, либо нет, да и расслабляться нужно уметь).
Ожидала, правда, более серьёзного повествования, но только рада увиденному!

12 сентября 2019
Все отзывы
5 спектаклей для тех, кто все еще предпочитает онлайн
5
спектаклей для тех, кто все еще предпочитает онлайн
5 спектаклей для тех, кто все еще предпочитает онлайн
6 черно-белых спектаклей
6
черно-белых спектаклей
6 черно-белых спектаклей
5 спектаклей, где все хорошо кончается
5
спектаклей, где все хорошо кончается
5 спектаклей, где все хорошо кончается
11 спектаклей про фантастических тварей
11
спектаклей про фантастических тварей
11 спектаклей про фантастических тварей
Создайте уникальную страницу своего события на «Афише»
Это возможность рассказать о нем многомиллионной аудитории и увеличить посещаемость