Театральная афиша Москвы

Спектакль Гамлет

6

Детективная драма о безуспешной борьбе с системой

Валерий Фокин и тольяттинский драматург Вадим Леванов переложили «Гамлета» прозаическим языком практического времени. Казалось бы, жителей «прогнившего государства» не пугают ни призраки, ни распавшаяся связь времен, ни тем более угрызения совести. Но они — и призраки, и совесть — просыпаются, когда их меньше всего ждут.

Галерея

Рецензия «Афиши» на спектакль

Фото Елена Ковальская
отзывы:
1039
оценок:
297
рейтинг:
1349
9

Номинанты будущей «Золотой маски»

«Гамлет», «Изотов» и «Дядя Ваня» — три премьеры Александринского прошлого сезона — номинированы на «Золотую маску» и приезжают в Москву задолго до фестиваля. На самом фестивале, который начнется в конце марта, их, вероятней всего, уже не будет. И этот факт, по идее, должен придать гастролям дополнительного веса. Хотя решающей роли эта информация не имеет. Потому что не всякий театровед с лету вспомнит, чье имя носит первый императорский театр, но всякий, кто мало-мальски следит за состоянием дел в российском театре, уже понял: Александринка сегодня — самый сильный театр страны. Профессор Алексей Бартошевич рассказывал, как в 70-х в Ленинграде увидел очередь к Александринке. Он не поверил своим глазам и пошел выяснять, за чем стоят. Оказалось, очередь стояла в товстоноговский БДТ. Просто была она такой длинной, что за­вернула с набережной Фонтанки на Невский. С тех пор, образно говоря, очередь повернула вспять. В 2006 году новый худрук Валерий Фокин принял реконструкцию театра, призванную вернуть Александринке облик тех времен, когда императорский театр находился в зените славы, то есть второй половины XIX века. В 2008 году он получил «Золотую маску» с формулировкой «За возрождение Александринского театра». Речь шла о том, что произошло вслед за реконструкцией. Фокин ставил сам — и, не страшась конкуренции, приглашал на постановку самых разных и самых сложных режиссеров. К труппе, которую полагали трупом, не просто вернулась дееспособность — оказалось, она способна решать самые разные режиссерские задачи. В «Дяде Ване» американца Андрея Щербана александринские актеры виртуозно свингуют между откровенным лицедейством и подробным психологизмом; в «Гамлете» Фокина несут на своих плечах жест­кую режиссерскую конструкцию; в «Изотове» Андрея Могучего, где поездка лирического героя в Комарово оборачивается экзистенциальным приключе­нием, актерское существование зыбко, как и сама материя спектакля, которую Могучий ткет из настоящего и флешбэков, действительности и сновидений.

Кстати, о загадках: Александрой Федоровной звали жену Николая I, которому Карло Росси строил здание театра в 1832 году.

Отзывы пользователей о спектакле «Гамлет»

Фото Юля Ухаботина
отзывы:
21
оценок:
21
рейтинг:
35
5

Гамлет с кастрюлей на голове

Взять известное классическое произведение, порезать авторский сюжет и приправить его парой-тройкой пошлых шуточек, - кажется, именно так выглядит рецепт хорошего спектакля по-фокински. Иначе после просмотра «Гамлета» на сцене Александринского театра и не скажешь.

Ожидать от Фокина, заливавшего в императорском театре каток, одевавшего чиновников в купальники и чего только ни делавшего, можно было многого. Поэтому принцу датскому (Дмитрий Лысенков) с кастрюлей на голове и Офелии (Янина Лакоба) в ночной рубашке уже никто не удивился. Своих героев режиссер вроде как поместил в наше время. «Вроде как», потому что шекспировские диалоги все-таки проскальзывают сквозь «привет, чувак!» и прочие присущие, по мнению автора, современному обществу выражения. Костюмы – тоже ни то, ни сё: то строгий вариант «белый верх – черный низ», то уже знакомая нам кастрюля, то все-таки исторические наряды. Вы уж как-нибудь определитесь, господин режиссер.
Обидно, что Гамлет у Фокина получился смешным. Да и сама пьеса из трагедии превратилась в легкий фарс с драматическим финалом. Сочувствовать герою, который как дурачок, носится по сцене и изображает обезьяну, или нескончаемо пьет со своими «однокашниками» прозрачную жидкость, как-то не получается. Взамен сложной фигуры с многоуровневой трактовкой получился шут. Ничем не хуже бедного Йорика.
И если авторскую трактовку шекспировской трагедии еще понять можно – мол, современное искусство, коцептуальный взгляд и все такое, то обилие приклеенных к сюжету пошловатых шуточек совсем непонятно. Это что, тоже такой хитрый авторский ход? Веяние времени? Без них совсем нельзя было обойтись? Взамен ответов на все эти вопросы возникает твердая уверенность, что пикантный юморок, от которого Шекспир бы в гробу перевернулся (да не один раз) сделан на потребу публике. Это насколько сильно нужно не уважать зрителя, чтобы подумав про себя «пипл схавает» заставлять Гамлета мять ягодицы придворной даме, превращать главного героя в алкаша и демонстрировать всем его изрыгания. Что, без этого совсем никак – сюжет полетит? Тогда не нужен такой сюжет, если строится он на низком и телесном.
Спектакль насквозь пропитан эпатажем, от первой и до последней минуты. Вызов зрителю бросает появление на сцене двух девиц спортивного вида с громадными овчарками на поводках. На место ищейкам приходит Горацио (Андрей Матюков) тинейджерского вида – в толстовке, с рюкзаком за плечами и в кедах. Завершается спектакль все теми же кедами – теперь уже на ногах Гамлета – и собаками. Видать, так автор сделал глубокий смысловой ход и «закольцевал» композицию.
Единственное, что действительно впечатляет в спектакле, так это декорации. На сцене соорудили огромную, до потолка, конструкцию, напоминающую не то трибуну, не то строительные леса. Мартышка-Гамлет то и дело скачет по ним, да так, что у зрителей замирает сердце: только бы не сорвался. По этой же трибуне лязгает доспехами облаченный в латы призрак, по ней же будет убегать от смертельной шпаги король. Действительно впечатляющая вещь. Это я про трибуну.

Ю.М.

Фото Роман Бабалуев
отзывы:
13
оценок:
194
рейтинг:
8
1

Редкостная чушь. Понахватанные отовсюду приемы, никак не связанные в общее целое, мешанина бреда. Мотивы Гамлета из спектакля совершенно непонятны, как непонятна и композиция спектакля. Почему сначала действие происходит в современности, а потом переносится в прошлое (в смысле костюмов) - понятно, что действие надо заполнять каким-нибудь "сценическим текстом", но, может быть, как-то мотивировать это?

Зачем Гамлет таскает пандус, зачем кидает в яму чучело жаренного поросенка, зачем выскакивает в середине спектакля мужик в костюме зайца? Загадка на загадке и нет им решений...

Игра двух хороших актеров - исполнителей роли Гамлеты и Гертруды - не спасают эту чудовищную вакханалию, да и может ли актер спасти спектакль, когда режиссер - бездарь?

Впрочем, чего же и ждать от спектакля, который отталкивается от желания режиссера повернуться к зрителям задом.

Фото Алексей Новиков
отзывы:
69
оценок:
132
рейтинг:
45
5

В прошлом году в Ленинграде на новый год повсюду висели аскетичные плакаты Александринского театра, сообщающие о премьере "Гамлета". Мечты сбываются, и в этом году фестиваль "Золотая маска" привез спектакль Валерия Фокина в Эмск. И не сбываются: роль жениха и укротителя даются Дмитрию Лысенкову лучше датских принцев. И дело не столько в актере - он честно старается быть откровенным, сколько в том, что Гамлеты бывают намного более удачными по духу - не исключая и последнего Остермайера. Сцена усилиями Александра Боровского претерпевает художественную инверсию в утопический конструктивизм. Выстроенный в полный размер стадион обращен кзади, где и происходит главное лицедейство. В центре - выход, закулисье, ступени, с которых сбегают вниз и поднимаются наверх персонажи трагедии. Царит на сцене тоталитарная демократия, конденсирующаяся в бабах в камуфляже с овчарками и однояйцевыми Розенкранцем и Гильденстерном, инициирующими в голове бесхребетного Гамлета диалог с отцом. Весь мир, как известно, тюрьма. А Дания, хоть и избежавшая позорных показательных процессов с поркой нефтебаронов и смертью адвокатов без оказания медицинской помощи, - худшая из них. И пока у нас арестовывают за экстремизм - что бы означало? - художников-акционистов, но впрочем, я отвлекаюсь, это совершенно другая история. Здесь нам наконец-то объясняют почему топится бритоголовая Офелия - она носит ребенка смертельно уставшего от нее наследника престола. Все так просто, что невольно задаешься вопросом как тебе самому это раньше не приходило в голову. На фоне классического выверенного текста попадаются редкие актуальные перлы драматурга Вадима Леванова: "У меня печень интеллектуала ... вырабатывает недостаточно желчи" и "Вы бл*дство выдаете за наивность". Многозначительное замедление действия вкупе с цветной иллюминацией лишает постановку драйва, но безусловно выводит на орбиту вневременья. Разворот корпуса в сторону деконструкции шекспировской пьесы стоит признать незавершенным.

Фото Nadya Kerimova
отзывы:
1
оценок:
3
рейтинг:
1
7

Хороший спектакль. Затягивает. В особенности хорош Дмитрий Лысенков. Однако сидеть в духоте без антракта очень тяжело. Кресла не удобные и это сильно снижает удовольствие от спектакля.

Фото Мара Петрова-Водкина
отзывы:
3
оценок:
10
рейтинг:
0
3

Очень не понравилось, скучно и пошло. Не вижу оправдания ни комуфляжу ни мату со сцены, псевдо современно, тускло. Жалко сцену изуродованную громоздкими декорациями. Не понятно, что хотелось сказать автору (сценария), а то что понятно не вызывает отклика, спектакль лет на 20 опоздал. Жалко актеров в чьи уста вкадывают такой бездарный текст, они не виноваты, видно , что стараются.

Встречайте новую «Афишу» Рассказываем о всех нововведениях Afisha.ru

Встречайте
новую «Афишу»

Ежедневно мы собираем главные городские
развлечения и рассказываем о них вам.

  • Что нового:

    В ба­зе «Афи­ши» сот­ни
    событий: спек­таклей, фильмов,
    выс­тавок и мы помогаем
    выбирать лучшие из них.

  • Что нового:

    У каждого события есть
    короткий приговор, помогающий определиться с выбором.

  • Что нового:

    Теперь найти сеансы в 3D
    или на языке оригинала
    с субтитрами еще проще.

  • Что нового:

    Не стойте в очереди,
    покупайте билеты онлайн!

  • Надеемся,
    вам понравится!

    Продолжить