Вдова Генрика Ибсена сходит с ума

Жена культового норвежского драматурга Генрика Ибсена, овдовев, не покидала дом до самой смерти, проведя в затворничестве восемь лет. Этот исторический факт — в основе пьесы Юна Фоссе, которого так часто сравнивают с Ибсеном. Три героини — три Сюзанны разных возрастов — ведут монолог с отсутствующим гением. В спектакле Александра Огарева роль Сюзанны в возрасте исполняет Евгения Симонова, обладательница «Золотой маски» (кстати, за роль жены Льва Толстого).

Место проведения

Школа драматического искусства

Школа драматического искусства

8.7
Самое удивительное театральное здание Москвы, в котором ставят спектакли композиторы и художники
Сам театр «Школа драматического искусства» создан в 1987 году режиссером-экспериментатором Анатолием Васильевым, всемирно почитаемым гуру театра высокой дисциплины и артистического ритуала. Здание на Сретенке появилось в 2003 году, и оно удивительное. Проект вместе с группой архитекторов сочинял и сам Васильев. Тут нет ни одной сцены в привычном понимании этого слова, зато есть много просторных светлых залов с белыми стенами и деревянным полом. Маэстро вскоре поссорился с городскими властями и уехал ставить спектакли во Францию. С тех пор в «ШДИ» поселились его ученики, в театре действует хор, устраиваются концерты и поэтические чтения, а главный резидент на сегодня — «Лаборатория Дмитрия Крымова».
касса +7 (495) 632 93 44
адрес
подробнее
режим работы пн-вс 12.00–15.00, 16.00–20.30
официальный сайт
Как вам спектакль?
Фото пользователя
  • 10
  • 9
  • 8
  • 7
  • 6
  • 5
  • 4
  • 3
  • 2
  • 1

Лучшие отзывы о спектакле «Сюзанна»

Фото Николай Голенкин
Фото Николай Голенкин
отзывы: 78
оценки: 77
рейтинг: 13
7

Был на спектакле 01.12.2018.
Рекомендую к просмотру. Есть в этом спектакле некая зачаровывающая магия.
Спектакль похож по настроению на «Норвежские читки» - спектакль, идущий в этом же театре.
На протяжении всего действия из уст главных героинь звучит простой, незамысловатый, повторяющийся текст. Таким образом зритель постепенно погружается в неспешный, размеренный ритм спектакля.
По идее, спектакль сделан под Евгению Симонову, которая несет основную нагрузку.
Но… В моем представлении, она сыграла эту роль не очень достоверно (или так ее попросил играть режиссер?).
Она, ну никак не походила на пожилого, больного ревматизмом человека, который самостоятельно не мог выйти на улицу. Даже включение в образ пожилой Сюзанны палочки (на которую она не столько опиралась, сколько показательно стучала ею об пол) не сделало образ правдивым. Симоновой надо было поручить роль «средней» Сюзанны - звонкий голос актрисы, ее порывистая походка, общий образ, скорее соответствуют женщине среднего возраста.
Получилось, что вот эта звонкость, порывистость актрисы как-то выпадали из спокойного течения спектакля. Так мне показалось, может я и не прав.
Тем не менее, это не мешает мне рекомендовать спектакль к просмотру. Хорошая, достойная работа.

0
0
...
3 декабря 2018
Фото Мадикен К
Фото Мадикен К
отзывы: 73
оценки: 73
рейтинг: 25
10
Три ипостаси Сюзанны

В апреле в Москве прошел фестиваль Юна Фоссе, где были представлены постановки по пьесам этого норвежского драматурга. Если честно, я не встречала переводов его произведений, было бы интересно их прочитать и сравнить с тем, что мы видим на сцене. Удивителен выбор именно этого непростого, далеко не всеми принимаемого автора. Ему свойственны монотонные повторы фраз, некий литературный примитивизм создаваемых образов. Все эти качества есть и в спектакле «Сюзанна» Школы драматического искусства. На сцене мы видим жену известного норвежского писателя Генриха Ибсена одновременно в трех возрастах, - совсем юной, во время знакомства с Ибсеном, затем матерью семилетнего мальчика, и уже вдовой. Все три женщины выступают как единое целое, как одна, но в трех ипостасях. Мне кажется, что автор выбрал для своих героинь несколько фактов из биографии, несколько душевных переживаний, которые проходят лейтмотивом через все этапы взросления этой женщины. И весь спектакль каждая ипостась Сюзанны транслирует нам это одно переживание, возможно слегка меняя его интонацию. Но при всем этом, спектакль нельзя назвать монотонным или скучным. Следить за трансформацией чувств, но при этом за неизменным бесконечным ожиданием, ревностью и болью, которые пронзают всю жизнь героини довольно интересно. Кроме того текстовые повторы режиссер и хореограф очень гармонично наложили на повторы сценических движений.
Все актрисы на сцене одинаково хороши и органичны. Но Евгения Симонова все-таки выделяется. Она бесподобно красива. Весь спектакль восхищалась её игрой, осанкой, фигурой.
Хоровая группа привела меня в восторг, тем более, что театр драматический, а не музыкальный. Все девушки потрясающе талантливы.
Спектакль проходит в Тау-зале. Это необычное пространство в форме греческой буквы тау, к которому гостей довольно долго ведут по внутренним коридорам и лестницам театра, поэтому на спектакли, проходящие в этом зале, лучше не опаздывать. В зале всего 6 рядов, хороший подъем.
Если вам интересно добавить штрихи к портрету известного норвежского писателя Генриха Ибсена или интересуетесь скандинавской литературой и театром, то эта недлинная зарисовка - то, что надо.

0
0
...
26 июня 2018
Фото Людмила Гаврилова
Фото Людмила Гаврилова
отзывы: 69
оценки: 69
рейтинг: 22
5

На "Сюзанне" в "Тау-зале" мне было сложно досидеть до конца, не смотря на камерный комфорт помещения и Евгению Симонову. Симонова и еще две актрисы, юная и зрелая, играют жену Хенрика Ибсена после смерти писателя. Сам Ибсен заинтересовал меня после того, как по его "Призракам" сделали аж два иммерсивных спектакля в Москве и в Питере. Но тут я ударилась лбом о пьесу Юна Фоссе, которого все начали взахлеб ставить. Схема Фоссе вкратце такова: персонажи встречаются черт знает где (типа кладбища, и это неплохо!), говорят черт знает о чем (и режиссер может это находчиво оформить), но не занимаются черти чем, к сожалению! Только бла-бла-бла, никаких поступков, ружье не стреляет. По мне, так мода на Фоссе - дурной знак. Нам бы сейчас таких пьес, чтобы взбудоражить и возмутить умы, да освободить уже Кирилла Серебренникова из плена Кощеева )
Кроме того, "Сюзанна" - бесплодно мужская история. Зритель так и не узнает, на какие образы Ибсена вдохновила его жена, чем он сам и вообще мир ей обязаны? "Я и есть Ибсен", - заявляет Сюзанна по ходу пьесы. Значит, все же не только изменами мужа забита ее голова. Духовными - по переписке, и физическими - со служанками. Кстати, дородные, наглые, вертлявые служанки подчистую переиграли трех главных героинь! Я запомню именно их, и это никуда не годится.
Безусловное удовольствие мне доставила архитектура театра, который похож на белоснежный лайнер посреди мегаполиса ) Винтовые лестницы, толстые деревянные двери, окна-иллюминаторы напомнили мне о потерянном ради Москвы море, очень по нему тоскую. Репродукции старинных афиш возле буфета тоже прекрасны, такие вещи меня всегда вдохновляют как фотографа. Кстати, это второй после Московского Губернского театра храм искусств, который я знаю, где пирожные от 100 рублей, а не от 200.

0
0
...
30 мая 2018
Фото Ольга Сорокина
Фото Ольга Сорокина
отзывы: 284
оценки: 282
рейтинг: 96
10
Замечательный спектакль!

"Сюзанна" - пьеса культового норвежского драматурга Юна Фоссе о жене знаменитого писателя Хенрика Ибсена, которая после смерти мужа не выходила из дома восемь лет, пока не умерла.
Казалось бы это история личной трагедии жены Генрика Ибсена, но спектакль намного шире.
Да, он о женщине прожившей всю свою жизнь с непростым человеком, с гением, которым, безусловно является Хенрик Ибсен.
История рассказана короткими точными фразами, словно написана яркими смелыми штрихами.
И, конечно, Сюзанна Евгении Симоновой в ней главная. Но не единственная!
Помимо того, что на сцене постоянно присутствуют три Сюзанны (призванные обозначить героиню в разные периоды жизни), в пространство регулярно вторгаются другие женщины.
Вторгаются напористо и бесцеремонно. На правах очередной женщины Ибсена, который не обходил своим вниманием ни хорошеньких служанок,
ни других представительниц прекрасного пола, попадавшихся на его пути.
Эти женщины создают удивительный фон, подчёркивающий одиночество Сюзанны. Женщины, которая по сути всю свою жизнь боролась за внимание мужа.
"Спасибо, что закрыл окно! Ты так добр!" - сколько боли и одиночества в этой много раз повторившейся фразе.
И да, Сюзанна практически только этим и занята: ожиданием.
Молодая Сюзанна (Алиса Рыжова) ожиданием Ибсена к обеду.
Сюзанна средних лет (Александрина Мерецкая) ожиданием его с прогулки с сыном.
Сюзанна в возрасте (Евгения Симонова) ожиданием его из из небытия.

Три актрисы постоянно на сцене, они как единое существо регулярно повторяют слова и движения друг друга, словно передают эстафету от одной Сюзанны другой. И это гармонично и красиво. И гениально сыграно.
Каждая из актрис вносит свой нюанс, свой штрих в единый портрет женщины, которая оставшись одна не в силах смириться с этим одиночеством, живя воспоминаниями и призраком человека, которому она посвятила всю свою жизнь.
Этот призрак, кстати, тоже периодически появляется на сцене, благодаря великолепной игре света.

Да, свет здесь шикарен! Освещение меняется часто и точечно, создавая нужную атмосферу.
Да и не только свет, вообще всё в оформлении этого спектакля мне понравилось. Минимум декораций, но очень яркие детали.
И разные цвета платьев Сюзанны в зависимости от возраста, плавно переходящие от белого к почти чёрному.
Каждая деталь в этом спектакле продумана и работает.
И при этом ничего лишнего.
А Сюзанна всё ждёт... Но..

Ибсена здесь нет! Он умер. Но он здесь.

Парадокс этой фразы вовсе не парадокс. И в какой-то момент Сюзанна восклицает:
Я и есть Хенрик Ибсен
И у неё есть основания так говорить. Сюзанна действительно сделала всё, чтобы её муж стал тем, кем он в итоге стал.
Она почти тридцать лет моталась с ним по Европе, где Ибсен пытался работать, зарабатывая в итоге не так много, как хотелось бы.
В сущности Ибсен полностью зависел от жены и благодаря именно её поддержке и обожанию добился известности.
Наверное он и сам это понимал, раз не смотря на интрижки и увлечения остался с женой.
Был ли он сам счастлив в этом браке?
Ибсен писал: "Большинство людей умирает, так по-настоящему и не пожив. К счастью для них, они этого просто не осознают".
Но это нам и не важно.
Потому что нам важна Сюзанна!
Сюзанна в этом своём бесконечном ожидании, сквозь которое проступает столько всего, что осознание всей глубины и масштабности показанного приходит значительно позже того момента, как стихают последние аплодисменты.
И...
Ни от чего нельзя избавиться (с)
Сходите в театр!

0
0
...
25 мая 2018
Фото Светлана
Фото Светлана
отзывы: 1
оценки: 1
рейтинг: 0
7

ШДИ, 11.03,"Сюзанна", Фоссе, Огарев, Симонова... "Рецензию" даже профессиональным рецензентам при такой комбинации имен писать безнадежно ... И дело не в рецензентах (какими бы они не были), дело в ФОССЕ (какой он есть)... А вот об этом можно и поразмышлять... Я представляю, какое наслаждение от ЧТЕНИЯ текстов Фоссе испытывал А.Огарев и др. европейские режиссеры; представляю, что оно сравнимо с ситуацией, когда талантливый дирижер читает новую интереснейшую партитуру, напевая, постукивая, восклицая... И это вполне САМОДОСТАТОЧНЫЙ процесс! Пьесы Фоссе = ПАРТИТУРА, от которой возможно получить "полное удовлетворение", размахивая дирижерской палочкой, "сидючи" в кресле под оранжевым торшером... (А не так ли и с великим и чтимым норвежцем А.П.Ч.?)... И вот дальше - самое трудное, а, возможно и ... спорное... Главный вопрос "про Фоссе" в этом контексте - а КАК Фоссе ПОСТАВИТЬ на реальной сцене, а в не в своей черепной коробке?... Например, Тарковский считал мучением съемочный процесс в сравнении с уже "отсмотренным" в своем воображении фильмом... Фоссе обманчиво прост... Ритм, повторы, витки, кольца, рефрены, сквозная тема... Всему этому замечательно "подыграл" своей музыкой П.Карманов... Музыканту музыкально вступить в диалог с Фоссе, на мой взгляд,"сподручнее"... Но трудность задачи перед РЕЖИССЕРОМ А.Огаревым и героический (при этом не лишенный изящества) штурм сверкающего фоссевского фьорда, должен быть оценен по достоинству! Впрочем, у Огарева было-таки уже при себе нужное мореходное и "альпинистское" снаряжение: необычайно чуткое отношение к Слову (ну это Васильевские "гены"), музыкальность (в ШДИ "других" нет), чувство меры (в европейских гранах, а не наших "кило")... Эстетическое чувство безошибочно сдружило Фоссе с Симоновой, дуэт получился великолепным... Припев про "сквозняк", интонационно-лирически-истерически варьируемый с периодическим ответным ударным соло захлопнутой "Ибсеном" двери - просто восторг! Сюзанна №1 (юная, экзальтированно-влюбленная в "гения") и Сюзанна №3 (прожившая с Ибсеном Жизнь и пытавшаяся ее длить за чертой смерти и здравого смысла) - эмоционально "родные" друг другу, и эти "сюзанны" доминируют, если не в пьесе, то в спектакле... Сюзанна №2, в расцвете женственности и полная материнского чувства... на мой взгляд - самое эстетически "красивое" звено, но ... связующе-промежуточно-декоративное... Мне не хватило какой-то сквозной энергетики: между восторженной, наивной, считающей себя дурнушкой, девочкой и яркой-нервно-надрывно-самоуверенной (пытающейся, точнее, обрести уверенность, а м.б. и веру) дамой ....витала дивно-спокойная, "вся такая эстетная, вся такая нарядная" и приятная во всех отношениях Сюзанна-2... В "репликах сюзанн" она вторила двум другим, не имея собственного "возрастного" тембра (возраст=период, этап в жизни Женщины)... М.б. так оно и надо, так и задумано... Но.. тепловое энергетическое излучение первой и последней "сюзанны" было ярче и совпадало по цветовому спектру, эти блики и отражения фокусировались в одну Личность. Сама же фоссевская идея "трёх в одной" Сюзанн, "ансамблевость" главной героини, помноженной на женский "хор служанок"... и огаревская (лаконичная и при этом очень-очень художественная) визуализация этого почти фрейдически-феллиниевского "бреда"... дала убедительно-победительный результат... И даже привела к "необратимым последствиям": теперь Я ВСЕГДА буду читать-смотреть Ибсена, с огаревским трио, оглашающем это Имя перед шелестом книжной страницы или театрального занавеса... Ибсен...Ибсен? Ибсен!

0
0
...
14 марта 2018
Информация от организатора
Информация предоставлена Школой драматического искусства
За основу пьесы культовый норвежский драматург Юн Фоссе берет поразительный факт истории. Сюзанна, жена знаменитого писателя Генрика Ибсена, после его смерти не выходила из дома восемь лет, пока не умерла. В пьесе Фоссе Сюзанна разговаривает с мужем как с живым. Ее монологи воскрешают Ибсена и представляют нам фигуру космического масштаба. Творец, искавший любовь и обретший вселенскую скорбь, — таким предстает Ибсен в одиноких беседах и в снах Сюзанны. «Сюзанна» посвящена мужчине, но рассказывает историю женщины. В спектакле три возраста героини, сыгранные тремя актрисами, встречаются в причудливом пространстве воображения или памяти Сюзанны. Такое «место действия» дает возможность фантастических допущений, сюрреалистических сочетаний, игры временами