Театральная афиша Москвы
Расписание и билеты

Спектакль Отцы и сыновья

8.4

Галерея

Отзывы пользователей о спектакле «Отцы и сыновья»

Фото Екатерина Писарева
отзывы:
33
оценок:
61
рейтинг:
31
7

«Жизнь продолжается…»

Недавно я была вовлечена в дискуссию о жизнеспособности и актуальности театрального искусства в наши дни. Доводы моего оппонента были сумбурные и для меня совершенно неубедительные – он пел оду российскому кинематографу, презрительно отзываясь о современных театральных постановках и о ситуации в театре в целом. Несмотря на то, что сто лет в нем не был.
Дискутировать (почему-то) приходится часто: так уж получилось, что большую часть времени моя работа сталкивает меня с людьми кино, а они к театру относятся с прохладцей (если не сказать «с сарказмом и иронией»). Я могу все понять и принять, но только не безосновательный снобизм. Но это так, лирическое отступление. В театре у нас все хорошо, что в очередной раз доказал талантливый режиссер Леонид Ефимович Хейфец.
Сцена на Сретенке театра им. Маяковского. Премьерный спектакль «Отцы и сыновья» по пьесе Брайана Фрила по мотивам тургеневского романа «Отцы и дети». Получилось увлекательно, не злободневно, но актуально. Поначалу я ожидала эдакого Тургенева с его политическим памфлетом, с его социальной проблематикой и «Базаров-центричным» миром – а увидела (вернее, оказалась «внутри» – потрясающая сценография Владимира Арефьева) полифоничное, чуть ли не чеховское, действо со сложной архитектоникой человеческих взаимоотношений и характеров.
Евгений Базаров (Сергей Беляев) у Хейфеца не просто мизантроп, циничный человек – а герой трагический, внутренне терзающийся, уставший от себя самого, от осознания собственного «nihil» или «ничего». Когда в финале первого акта он чуть ли не плачет, говоря родителям, что уезжает, зрителю становится понятно: бежит он вовсе не от их заботы, не от их многословности или простодушности – Базаров бежит от себя самого и заранее обречен.
Интересен и многогранен образ Фенечки, любовницы Николая Кирсанова (Наталья Палагушкина). В первой сцене, открывающей спектакль, мы видим молоденькую девушку-крестьянку, почти ровесницу Аркадия, расставляющую цветы по дому, и разговаривающую с Дуняшей (Ольга Ергина), заманчивой пышнотелой девицей. Смотрятся они на контрастах – спокойная, сдержанная, субтильная Фенечка и развязная, манящая, разбитная Дуняша, от которой так и ждешь какого-нибудь дерзкого выпада.
Но напрасны зрительские ожидания – выпад Дуняши скромен как бутыль теплого молока в дорогу Базарову, переданная от нее Фенечкой. А вот именно с этим, последним, женским образом происходят поразительные метаморфозы. По ходу действия мы наблюдаем трансформацию – некогда скромная Фенечка превращается в строгую барыню Федосью Николаевну, на правах хозяйки (но еще формально не будучи ею) диктующей что-куда-кому-зачем сделать. Это в начале милая Фенечка краснеет от пристальных взглядов Базарова, но тем не менее, кружит ему голову и страстно целуется с ним, потом горько плачет, провожая его - а вот уже ближе к финалу она снисходительно берет под локоток и в оборот Николая Петровича. Неожиданно именно Фенечка, а вовсе не Анна Сергеевна Одинцова (Наталья Коренная), выходит на первый план, что придает спектаклю особое свежее звучание.

В первой сцене самого Николая Петровича (Александр Шаврин) нет, но до зрителя доносятся меланхоличные звуки виолончели. «Грустная мелодия, как и он сам», - говорят о нем девушки. Потом является и «он сам»: соломенная шляпа, очки, расстегнутый сюртук – душа нараспашку. Смешной, нелепый и трогательный в своей простодушности.
Совершенно иной на первый взгляд его брат Павел Петрович Кирсанов (в исполнении обаятельного Евгения Парамонова) – франт, посещающий английского портного и французского парикмахера. Он изначально скептически настроен по отношению к Базарову и по-своему циничен, казалось бы, он – достойный оппонент Евгения. Но выясняется, что и Павел Петрович – тоже смешной человек, в прошлом переживший романтическую историю с грустным финалом.
Вообще «Отцы и сыновья» Хейфеца – драма смешных людей. Смешон и Аркадий, «клоун», как характеризует его Катя. Вот только смех в этом спектакле получается грустным.
Аркадий Николаевич Кирсанов действительно сын своего отца - с первого взгляда, с первой встречи с отцом заметна их (даже внешняя) схожесть: те же очки и костюм, схожий типаж, общая добродушность и человеколюбие, сколько бы Аркадий и не примерял на себя образ нигилиста.
В целом, все характеры в «Отцах и сыновьях» прописаны безупречно – режиссер наделил каждого персонажа особой, только ему присущей краской. Так, даже персонажи-функции (Петр, Федька, Дуняша, княжна Ольга) остаются в зрительской памяти. И не блеклым пятном, а ярким образом. Чего стоит филигранная актерская работа Людмилы Иваниловой, полусумасшедшей княжны-тетки Одинцовой, живущей в собственном мире! А это ее «Уберите кошек! Их надо отстреливать, иначе они будут править здесь…» с указанием на зрителей…
А какая пронзительная сцена у Александры Ровенских, играющей Арину Власьевну – какое проживание, какой нерв! «Упокой, Господи, душу раба твоего Евгения…, - молится она в исступлении, и невольно наворачиваются слезы, ибо веришь, веришь в ее материнское горе, которое поглощает ее всю, без остатка!
Единственное, что меня смутило, это финал, смысл которого заключается в одной, мною горячо нелюбимой фразе «жизнь продолжается...". Он показался мне немного нарочитым и притянутым.
«Четыре недели назад умер Базаров, - кричит в сердцах Аркадий, - Меж нами пропасть, папа!» Но папа просто не хочет омрачать свой вечер, да и зачем? Впереди – одно прощание и две (а может и три) свадьбы.
Вот и получается, что быстротечность жизни – вечный человеческий бич. И если для одних жизнь никогда уже не будет прежней, то другие и не заметят потери – все продолжается, продолжается, продолжается…

Фото Alejandro
отзывы:
14
оценок:
28
рейтинг:
18
9

Забудьте все, что вы знали о Базарове из уроков литературы, и идите на спектакль «Отцы и сыновья» в театр Маяковского! Вы окажетесь в необычном пространстве, где нет ни сцены, ни зрительного зала. Вы будете сидеть в саду поместья Кирсановых, у ваших ног будет струиться ручей, а прямо перед вами, на веранде деревянной усадьбы будет разыгрываться драма.
Базаров здесь далеко не однозначный персонаж, и, возможно, даже не главный герой. Он (актёр Сергей Беляев) очень красив, беззаботен, груб и нахален с женщинами, чем, видимо, и сводит с ума всех без исключения дам. Даже молодой Кирсанов испытывает к Базарову совсем не товарищеские чувства, и вряд ли дружит с ним потому, что всерьёз разделяет его нигилистические воззрения. Базаров отрицает любовь. Но сам попадается в ее сети.
«Отцы и сыновья» это спектакль не революционерах и ретроградах. Это спектакль о любовных страстях, о семейных отношениях, о том, как важно взаимопонимание и уважение к тем, кто нас окружает. Актеры играют очень искренне и создают прекрасный ансамбль.

Фото Eгор Ваш
отзывы:
2
оценок:
4
рейтинг:
1
9

После того, как мой приятель отозвался об "Отцах":"А я думал, что театр не люблю"- решил сходить и увидеть. Спектакль понравился безоговорочно : удачная постановка, достойная адаптация Тургенева для театра, непревзойденная сценография Арефьева , свет, звуковое сопровождение ; превосходные, очень точные и интересные костюмы - от складок на кафтане Прокофьича до штопки на носках Арины Власьевны ( А.Ровенских в этих носках сыграла материнскую трагедию так мощно, что ком в горле остается еще долго) ; Актерская игра - от маленьких, но безупречных ролей до заглавных, Не буду перечислять всех актеров, из боязни пропустить кого-либо.
Для меня остается загадкой, почему столь яркий полноценный спектакль Маяковка дает не на основной своей сцене.

Фото Дарья
отзывы:
2
оценок:
2
рейтинг:
1
9

Красиво, стройно и очень трогательно!
Великолепная атмосфера в зале, созданная декорациями и уютом малой сцены!Отключилось от всего внешнего мира и полностью погрузилась в спектакль! Думала, искала, находила! Значит, спектакль для меня состоялся на все сто.
Хрестоматийное и важное для любого русского человека произведение! Однако в этом прочтении раскрыты и новые грани героев, и новые оттенки человеческих взаимоотношений.
Поразил и очень понравился Базаров. Он не играет, а живет в этом мире, проповедует ценности, в которые искренне верит!

Спасибо актерам, такого удовольствия от гармоничности и прекрасной классики давно не получала!

Фото Клим Осьмаков
отзывы:
2
оценок:
11
рейтинг:
1
9

БАЗАРОВ. ЛЮБОВЬ И СМЕРТЬ.


Пересказывать содержание спектакля бессмысленно, произведение хрестоматийное, в школе все проходили. Но нужно обязательно сказать, что спектакль, поставленный по этой известной истории, пронизан невероятной симпатией и болью к России. А самое главное он получился пронзительной и живой историей о людях. Спектакль сразу же захватывает зрителя неподдельным напряжением, которое будто повисло в воздухе. «Какая же у вас тут невыносимая жара… Доконала». Так звучат первые слова, как бы поддерживая предчувствие надвигающейся беды.
Кто виноват и что делать? Вопросы поставлены, ответов нет. Но, иногда правильно заданный вопрос важнее, чем подсказанный или продиктованный кем-то ответ. Живет семья, быт налажен, отношения дивные, трогательные. Так живут и старшие Кирсановы, и старшие Базаровы. И в эту размеренную жизнь ураганом врывается Евгений Базаров, ставящий под сомнения все и вся. Начинается череда конфликтов, из которых он выходят победителями, до тех пор, пока любовь не встанет у него на пути. Вся философия Базарова рушится, целесообразность его жизни ставится под сомнение. Все напрасно, все зря. Единственное, что может придать новый смысл его потерянной жизни, это поступок, подвиг, который неминуемо приведет к гибели.
Так кто же прав? И что лучше? Жить, как премудрый пескарь, зарывшись в толщу ила, или гореть страстями. И что такое «иммунитет от любви», способен ли он защитить человека? Спектакль Леонида Хейфеца - эдакая заноза. Посмотрел его и зацепило. Уже и аплодисменты отзвучали, а у тебя в душе и в голове вовсю пятый акт бурлит, и вопросы неразрешенные роятся. Что же это было? Как к этому относится? Может быть просто нужно быть внимательнее друг к другу, быть терпимее, не давать подчинить себя до конца какой-либо идеологии, потому что любая идеология это ничто по сравнению с реальной жизнью, нас окружающей. И еще никогда не надо зарекаться от любви. Все усилия против нее все равно окажутся тщетными.
В общем, спектакль Хейфеца «Отцы и сыновья» заставляет плакать и смеяться, сопереживать персонажам. Он очень стильный, что чувствуется во всех деталях, будь то льняные шторы на деревянной веранде или настоящая прохладная вода, протекающая прямо посередине сцены (художник-постановщик Владимир Арефьев), изящные шляпки и кружевные зонтики барышень (художник по костюмам Ольга Поликарпова), очень эффектное минималистское музыкальное оформление спектакля. И конечно, обаяние спектаклю придает замечательная ансамблевая актерская игра по безупречным, с удивительной психологической достоверностью разработанным режиссером партитурам. И напоследок хочется обратить ваше особое внимание на дебют Сергея Беляева, исполняющего роль Базарова.

Встречайте новую «Афишу» Рассказываем о всех нововведениях Afisha.ru

Встречайте
новую «Афишу»

Ежедневно мы собираем главные городские
развлечения и рассказываем о них вам.

  • Что нового:

    В ба­зе «Афи­ши» сот­ни
    событий: спек­таклей, фильмов,
    выс­тавок и мы помогаем
    выбирать лучшие из них.

  • Что нового:

    У каждого события есть
    короткий приговор, помогающий определиться с выбором.

  • Что нового:

    Теперь найти сеансы в 3D
    или на языке оригинала
    с субтитрами еще проще.

  • Что нового:

    Не стойте в очереди,
    покупайте билеты онлайн!

  • Надеемся,
    вам понравится!

    Продолжить