Театр в Москве

Театр в Москве Театр им. Вахтангова

Москва, Основная сцена: Арбат, 26. Новая сцена: Арбат, 24
Логотип - Театр им. Вахтангова
Выбор «Афиши»
8.7
20 отзывов
Театр им. Вахтангова – афиша
© A.Savin / commons.wikimedia.org
1/5

Театр как сновидение

Расположенный в самом центре Москвы, на старом Арбате, Театр им. Евгения Вахтангова известен жанровым разнообразием. В его спектаклях рядом с мэтрами отечественного театра появляются восходящие звезды. В 2021 году театр отметил столетний юбилей, а за два года до этого его главным режиссером стал один из наиболее популярных постановщиков современной России Юрий Бутусов.

Краткая история

Театр им. Вахтангова вырос из Студенческой драматической студии, которую в 1913 году возглавил режиссер Художественного театра Евгений Вахтангов. Открытие студии увенчалось грандиозным провалом спектакля «Усадьба Ланиных» по пьесе одного из последних драматургов Серебряного века Бориса Зайцева. Студийцы долго не имели собственного здания и собирались на съемных квартирах, чтобы изучать модную тогда систему Станиславского. Лишь в 1921 году, когда студия выпустила знаковый спектакль «Чудо святого Антония» и ее приняли в состав Художественного театра, труппа поселилась в отремонтированном здании особняка Берга на Арбате. Тогда в труппу театра вошли Борис Щукин, Рубен Симонов, Александра Ремизова. Визитной карточкой театра стала сказка Гоцци «Принцесса Турандот». После смерти Вахтангова до 1939 года театром руководил художественный совет, который возглавил Борис Захава. В это время в репертуар Театра Вахтангова вошли спектакли по Островскому, Мериме, Булгакову, Олеше. Затем руководителями театра были Рубен Симонов, Евгений Симонов, Михаил Ульянов и Римас Туминас. С 2010 года директором Театра им. Евгения Вахтангова является Кирилл Крок. В 2011 году театр осуществил масштабный ремонт зала, а в 2020 году обновил сценическую машинерию. В этом же году перед входом в театр был установлен памятник Евгению Вахтангову работы скульптора Александра Рукавишникова, художника Максима Обрезкова и архитектора Игоря Воскресенского.

Репертуар и лучшие постановки

Сегодня Театр им. Евгения Вахтангова имеет шесть пространств, где играются спектакли как по классическим произведениям, так и по современной драматургии. Среди жанров можно встретить трагедии, комедии, оперетты, пластические постановки, детские спектакли и творческие вечера. Основу репертуара Театра Вахтангова составляют спектакли Римаса Туминаса («Евгений Онегин», «Маскарад», «Война и мир») и работы главного режиссера Юрия Бутусова («Бег», «Пер Гюнт», «Король Лир»). В труппе театра числятся такие выдающиеся актеры, как Сергей Маковецкий, Людмила Максакова, Ирина Купченко, Евгения Крегжде, Виктор Добронравов и другие.

Билеты на спектакли в Театр им. Вахтангова на Afisha.ru

Узнать расписание спектаклей и купить билеты в Театр им. Евгения Вахтангова вы можете на сайте «Афиши». Здесь же можно почитать отзывы театральных критиков и реальных зрителей, посмотреть фотографии спектаклей и узнать больше об авторах постановок, а также найти адрес и время работы театра.

Телефон+7 (499) 241 16 79
АдресМосква, Основная сцена: Арбат, 26. Новая сцена: Арбат, 24
СоцсетиВконтакте
Рестораны рядом
Рецензия «Афиши» на театр «Театр им. Вахтангова»

Восьмидесятилетний театр блюдет имя: не выпускает, как многие другие, откровенной халтуры, время от времени редактирует свою «визитную карточку», «Принцессу Турандот», и вводит в состав новых исполнителей, рекрутируемых из числа выпускников Щукинского училища. Вахтанговские актеры — лицедеи и импровизаторы, актрисы — первые на московской сцене красавицы, а «Без вины виноватые» Островского в постановке Петра Фоменко с Юлией Борисовой, Людмилой Максаковой, Юрием Яковлевым и Михаилом Ульяновым стал лучшим спектаклем о людях театра. С вахтанговцами среднего поколения — Юлией Рутберг, Максимом Сухановым, Сергеем Маковецким, Владимиром Симоновым — любит работать модный режиссер Владимир Мирзоев, объясняя это их особой чувствительностью к стилю и стихии игры. Его постановка «Дон Жуана и Сганареля» с Максимом Сухановым в главной роли — последняя из шумных премьер театра. Самый популярный у публики спектакль из последних — музыкальная комедия «Мадемуазель Нитуш».

24 апреля 2007
Отзывы о театре «Театр им. Вахтангова»
  5
10Великолепно!

Новая постановка "Варшавской мелодии"

Пьеса Леонида Зорина "Варшавская мелодия" была очень популярна ещё в советское время. Её ставили и ставят во многих ведущих театрах страны. Классической же, как правило, считалась вахтанговская постановка Рубена Симонова с Юлией Борисовой и Михаилом Ульяновым (в пьесе - два действующих лица). На ее основе даже был выпущен фильм-спектакль, который имели возможность видеть миллионы телезрителей.

И вот в репертуаре театра Вахтангова вновь появилась "Варшавская мелодия". Премьера состоялась в феврале 2023 г. Постановку пьесы осуществил выдающийся театральный режиссёр, заслуженный деятель искусcтв Владимир Владимирович Иванов. Следует заметить, что его постановки выпускаются не так часто, но зато очень эффективно: собирют полные залы и вызывают массу позитивных откликов. Постановки Владимира Иванова отличаются жанровым разнообразием: от музыкальных комедий до сложных драм. Это и "Мадемуазель Нитуш", "Люди как люди", "Мертвые души", "Всегда зовите Долли", и др.

Особенностью данной постановки, что существенно отличает ее от классических версий, является гармоничное вхождение в основной сценарий сюжета пьесы "Перекресток", написанной Леонидом Зориным уже в 1990-х гг. Благодаря этому сюжет получил более цельный и завершенный характер. Виктор и Гелена (таковы имена героев), будучи в преклонных годах, случайно пересеклись где-то в заграничном аэропорту - спустя 30 лет после их последней встречи. До этого, по сюжету, у них было три встречи с промежутками в 10 лет. Встреча в Москве в 1960-х гг. в постановке Владимира Иванова не обыгрывается, но мы о ней узнаем из рассказа пожилого Виктора в аэропорту.

Задача перед артистами стояла довольно сложная: воплотить образы героев в разных возрастных категориях. При этом следует учитывать, что артисты Полина Рафеева и Иван Захава довольно молодые, начинающие. (К слову сказать, это их выпускная работа). Одно дело, играть своих ровесников, другое дело - людей с багажом прожитой жизни. В течение ограниченного промежутка времени нам приходится видеть героиню как молодую девушку, весело порхающую по сцене, и как старушку, неуклюже перемещающую чемодан на колесиках. Здесь также нельзя отметить превосходную работу гримёров!
Игра молодых актеров - это особая тема.

Сам по себе зрительный зал Симоновской сцены небольшой и очень способствует передаче энергии и эмоций от актеров зрителям. А тут... вообще случай особый. И Полина Рафеева, и Иван Захава полностью господствует и на сцене и в зале. Они не играют - реально проживают жизнь своих героев. Без внимания не остаются ни один жест, ни одна фраза. Сам по себе нединамичный сюжет (диалоги двух лиц) превращается в бурное динамичное действо.

Динамичному восприятию сюжета также способствует и система декораций. Если в предыдущих постановках старались воспроизводить естественный интерьер: ложе в консерватории, комната в общежитии, столик в ресторане и др., то здесь всё как бы упрощено. Ограниченный набор предметов интерьера в четко выраженных геометрических формах и одинаковой цветовой гамме (светло-серый фон). Хоть я и не очень разбираюсь в особенностях дизайна, но уж очень похоже на современный техно-стиль. Это создаёт впечатление, что герои всегда находятся как будто в одной среде, но, благодаря актерскому мастерству, зритель как будто видит огни Москвы и Варшавы, чувствует ритмы времени, в которых пребывают герои пьесы.

Артисты блестяще воплотили драматизм в отношениях героев пьесы, людей из разных миров, если не галактик. Именно это, а не какой-то там послевоенный ограничительный закон (кстати, недолго действовавший!), препятствовало их соединению. Но настоящая драма в том, что они не отпускали друг друга, что настоящую жизнь они проживали только в период своих коротких встреч, разбросанных по шкале времени. Все жизненные события в периоды между их встречами (годы и десятилетия!): ее карьера певицы, его достижения как ученого-винодела, семейные дела... - лишь, своего рода, статистика. Какждый из них был обречён на внутреннее одиночество.

Последняя встреча Гелены и Виктора в аэропорту - это вообще нечто. Без сомнения, в ходе разговора они друг друга узнали. Может, быть Гелена узнала чуть раньше, кем является ее сосед по залу ожидания и случайный собеседник, т.к. всё основное действие пьесы поставлено как рассказ Виктора. Они раскрылись, поняли друга друга и попрощались навсегда, но при этом делая вид, что друг друга не узнали. Игра артистов как ничто убеждает зрителя в том, что героям в их ситуации просто не было смысла "узнавать" друг друга.

Постановка Владимира Иванова "Варшавская мелодия. (Перекресток)", бесспорно, является значительным событием в театральной жизни. Она как будто вдохнула новую жизнь в незабываемый сюжет. Это незабываемый шквал эмоций и впечатлений.

15 марта 2023
5Король Лир. Театр и актеры хорошие. Несуразный подбор музыки. Режиссура вызывает недоумение.

На днях смотрели в театре Вахтангова спектакль "Король Лир", режиссер Ю.Бутусов. Публика неистово аплодировала; на поклонах видно, что актерам самим нравилось, как сыграли. Мне хлопать не хотелось ни разу, но и уходить, не досмотрев - не в моих правилах; хотя несколько человек ушли ещё до антракта. Почитал отзывы - есть восторги (в одну фразу: "Бутусов - гений!", "Это великолепно!", “Потрясающе!” и т.п.), однако есть и разочарованные. Казалось бы: актеры - замечательные, театр - один из ведущих, режиссер – известный, ну и – это же Вильям наш Шекспир! Однако это не дает, как нынче говорят, синергии, и не гарантирует безусловного успеха.
Понятно, что зрители шли "на Бутусова", на любимых актеров - зал был очень благосклонно настроен. При этом, полагаю, вряд ли кто из зрителей брал накануне томик Шекспира; все так или иначе знают сюжет (старый король хочет отойти от дел и решает разделить королевство между дочерями, но изгоняет младшую дочь Корнелию, а старшие дочери изгоняют его самого, вроде он попал в какую-то бурю, ещё у Лира был шут, кто-то вспомнит Глостера, у которого сын и внебрачный сын, а ещё там были король французский и герцог бургундский, и это было давно и они все умерли). В конце концов, есть программки и интернет. Сюжетные линии и все означенные у Шекспира персонажи присутствуют, текст произносится, но следить за действием сложно уже с первой сцены: при диалоге сестер Гонерильи и Реганы между ними почему-то остался сидеть Лир, словно актер забыл уйти (в чём сомневаюсь); нередко непонятно, где происходит действие, и кто перед нами – слишком много одинаковых цилиндров и золотых фраков.
И это, по Шекспиру – Британия, IX век до нашей эры (3 тысячи лет назад!), время до возникновения Римской империи, когда никаких королей французских ещё не было. Понятно, что это – легенда, и исторические реалии не так были важны для Шекспира. Для сегодняшнего театра время и место действия уже совсем потеряли значение; Лир – это имя нарицательное. Но всё же спектакль поставлен не о страстях при разделе трехкомнатной квартиры: перед нами король, подданные; однозначно – это Европа, давно минувший век. Однако актеров «вооружили» большим количеством предметов из других времен – тут и зонтики, цилиндры, сигарета и зажигалка, кринолины, балетная пачка на Корделии-Крегжде, у нее в руках - то теннисная ракетка, то бейсбольная бита, клюшка для гольфа и даже револьвер. Периодически выдвигается ударная установка, на которой Глостер-Виктор Добронравов стучит под фонограмму (кто-то в отзыве написал: «понравилось, как Добронравов играет на установке, особенно без барабанов». Браво). К этому щедро добавлен грим и литры красной краски. Кровь - это больно и страшно, а здесь, когда то одного, то другого поливают краской - не больно и не страшно.
Отдам должное – вся эта бутафория вместе с работой дым-машин и контровым светом в черном кабинете создают красивую картинку - актеры красиво появляются и уходят в дым (но всё же не так эффектно, как у Боба Уилсона). Но прием с дымами слишком часто повторяется.
Читал, что роли шута и Корнелии в театре Глобус играл один актер, и Бутусов, дескать, вернулся к истокам. Вернулся, только со знаком минус. Во времена Шекспира женские роли играли только мужчины. Объединение ролей шута и Корделии вполне возможно и объяснимо (шут - молодой актер, может изобразить и молодую женщину); но шут-женщина при дворе в стародавние времена - это невозможно. Шуты - это лицедеи, актеры при сюзерене, им позволялось то, за что другого могли лишить жизни - какая женщина 3 тысячи или даже 500 лет назад осмелилась бы сказать дерость? Я понимаю, что на сцене не шекспировское время, и режиссера не сильно заботит историческая достоверность, сюжетные линии или характеры героев. Поэтому такая мелочь, как женщина-шут - не самое удручающее.
Спектакль вышел такой: текст Шекспира - отдельно, вставные музыкальные и танцевальные номера - никак не связаны с действием; декорации - абстрактные, либо очень вычурные (луна, нависающая над сценой), либо нарочито примитивные (куча досок), много стульев, много спецэффектов – дым, контровой свет в глаза, дискотечные шары. Офисные светильники, периодически опускаемые и поднимаемые - видимо, предназначены напомнить зрителям, что скоро в офис.
Костюмы - по принципу КВН: кто что нашел в подборе, и почуднее: все эти цилиндры, золотые фраки, балетная пачка на Корнелии, красное пальто на полуголом Лире (король-то голый...)
Актеры все молодцы (хотя бы потому, что запомнили "много букав" - Шекспир, как никак); но голосовые данные Крегжде не для такой сцены - напрочь никаких нюансов; переживаешь, что она так напрягает связки, а текста у неё чуть ли не больше всех. Кричали много - вроде бы для усиления эмоций - но больше это вызывало недоумение.
Самое ужасное - это вставные музыкальные номера. Эклектика - это если деликатно сказать, а так - вещи несовместимые: под долбежную диско-музыку Лир дважды долго топчет сцену - это танец; зачем-то прозвучала "Stand By Me" (Останься со мной), хит из 1960го. Апофеоз - "Imagine" Джона Леннона, под которую актер открывает рот и имитирует игру на потрохах пианино - это настолько ненужно, пошло и безвкусно, что хотелось самому провалиться сквозь пол. Отчасти спасала живая труба.
За сюжетными линиями и взаимоотношениями героев уследить невозможно; иногда бывало просто непонятно, кто есть кто (то один, то другой - в цилиндре и во фраке), и что происходит (черный кабинет и дым). Но зрителям нравится, уходили немногие.
Один положительный момент вынес со спектакля - хочу теперь посмотреть фильм. Помню наш режиссера Григория Козинцива (Юри Ярвит, Олег Даль, Волчек, Банионис, Будрайтис...), есть английская экранизация с Лоуренсом Оливье…
Сам театр замечательный. Есть что посмотреть не только на сцене.

1 февраля 2023
9

ЦАРЬ ЭДИП. Меньше знаешь - лучше спишь.

Премьера 20 января 2018 года - спектакль в день рождения Римаса Туминаса.
Новый год ещё слишком нов, чтобы надоесть. А спектакль по Софоклу слишком символичен и двусмысленен, чтобы восторгаться им осломя голову, тем более что в театрах такого уровня редко встретишь нечто недостойное - Москва действительно театральная столица мира.
Публика на спектакле была просто замечательной и внимала театральному действу завороженно. 1 час 40 минут пролетели незаметно.
Конечно, главное, что притягивало внимание - это Виктор Добронравов. Его брутальность, обаяние в роли Эдипа покоряют... Греческий хор - это такое мощное воздействие на зрителя, что невозможно оторваться от этих мужчин в черном. Воин - дурачок, словно ожившая фигурка с древней керамики. Вопли беспомощного Тересия - точная работа мэтра Князева. Но все остальные несколько потерялись на фоне главного героя - огромного вала -символа слепого Рока. Он служит и постаментом и эшафотом, возносит и уничтожает. Его власть на сцене абсолютна и неуправляема.

Сам миф об Эдипе давно уже служит культуре как театральной, так и литературной. Фигура Эдипа Фрейдом трактовалась как одержимость бессознательной любовью сына к матери. Также Эдип - символ страданий человека, который исполнил своё предназначенье - убить отца и спасти город Фивы от Сфинксы. Но как и водится в жизни, каждый герой будет наказан за свой подвиг: Геракл - безумием, Ясон - местью Медеи, Эдип - слепотой и страданием вины за убийство и грех инцеста.

С точки зрения древнего мифа, участь царя - сколь незаурядна, столь и трагична. Это обыватель может позволить себе расслабиться после рабочего дня, а царь же всегда в напряжении ответственности за подданных. С этого, собственно, спектакль и начинается: царь Эдип мучается оттого, что его город гибнет - боги наслали на него целую кучу болезней и невзгод.
И ради очищения от скверны он и затевает расследование причин этих бедствий. В конце же следствия он сам ослепляет себя, чтобы физические муки избавили от мук нравственных. Такой уровень ответственности нам и не снился, особенно нашим чиновникам.
А как хорошо всё начиналось - Эдип спас Фивы от Сфинкса, разгадав загадки, он царил вместе с любимой женщиной (она оказалась его матерью), стал отцом прелестных девочек и сына, доблестным мужем. И столько лет всё было хорошо! А тут вдруг раз - мор, глад, роптанье масс! И все недовольны.

В чем же дело? Боги очнулись и прогневались? Эдип провинился? Его дети опозорились? Что случилось?
С точки зрения постановщика, ничего не случилось, просто маятник пошёл обратно, или вал Жизни достиг апогея и двинулся вспять к началу/концу, или колесо Фортуны обратилось опять против нас, раздавив бывшего счастливчика. Эти реваншистские силы появляются из Ниоткуда, давят встречных и поперечных счастливцев и баловней Судьбы и уходят в Никуда.
Для Туминаса - это страшная неизбежность. Финальная сцена, когда девочки пытаются противостоять этому валу-чудовищу, действует магнетически. Зал с замиранием дыханья наблюдает эту борьбу. Потрясающая сцена. И эти звуки -удары, пугающие как раскаты то ли бомбёжки, то ли грома. Невероятно.
Человек в этом мире столь слаб, беззащитен и наивен. И никакие деньги, власть или слава не спасут от забвенья и Ухода туда, откуда ещё никто не возвращался.
Трагизм человека - игрушки в руках Рока - эта тема не кажется мне столь актуальной ныне. Наш век страшит иными болячками, нежели век Античный.
Человек, который имеет возможность нажатием всего лишь одной кнопки, отправить нас всех к праотцам, прекрасно ощущает степень своего могущества. К счастью, или к сожалению, мы слишком хорошо информированы о том, что каждое преступление имеет вполне конкретного автора - и никакие крылатые женщины-богини нам не страшны. Разве что иных счастливцев и баловней Судьбы страшит неизбежная кончина - столь же внезапная, сколь и неотвратимая?!!
Мне кажется, что сила Рока в спектакле "Царь Эдип" несколько преувеличена. Впрочем, если за этим неизбежным надвигающимся злом-упадком стоит сила Времени и побег от Однообразия, неизбежное коловращение времени и пространства в поисках Совершенного, то тогда - WELCOME!!!!!

24 января 2018
9

Трудно представить театр Вахтангова без Римаса. Этот союз создает театральную магию,от которой ты получаешь огромное эстетическое удовольствие.

14 января 2017
7

От самой вешалки и до спектаклей люблю этот театр всей душой.

27 декабря 2016
Все отзывы
Большой, Et Cetera, Вахтангова: где в Москве можно заглянуть за кулисы
Большой, Et Cetera, Вахтангова: где в Москве можно заглянуть за кулисы
Большой, Et Cetera, Вахтангова: где в Москве можно заглянуть за кулисы
10 отличных новогодних спектаклей и концертов для детей и родителей в Санкт-Петербурге
10
отличных новогодних спектаклей и концертов для детей и родителей в Санкт-Петербурге
10 отличных новогодних спектаклей и концертов для детей и родителей в Санкт-Петербурге
10 самых ярких, блестящих и веселых новогодних елок Москвы
10
самых ярких, блестящих и веселых новогодних елок Москвы
10 самых ярких, блестящих и веселых новогодних елок Москвы
7 спектаклей для детей и подростков с красивыми костюмами
7
спектаклей для детей и подростков с красивыми костюмами
7 спектаклей для детей и подростков с красивыми костюмами
Создайте уникальную страницу своего события на «Афише»
Это возможность рассказать о нем многомиллионной аудитории и увеличить посещаемость