Пикник Афиши 2024
МСК, СК Лужники, 3–4.08=)СПБ, Елагин остров, 10–11.08
Москва

Музей в Москве
Музей древнерусской культуры и искусства им. Андрея Рублева

Андроньевская пл., 10

Расписание выставок

Сотворение мира
Декоративно-прикладная
До 2 июня, Музей древнерусской культуры и искусства им. Андрея Рублева
Праздник Благовещения
Историческая
До 12 мая, Музей древнерусской культуры и искусства им. Андрея Рублева
О месте
Музей расположен в Спасо-Андрониковом монастыре (середина XIV века), где жил и работал иконописец Андрей Рублев. В главном соборе до сих пор сохранились его фрески (в оконных проемах соборного алтаря). В коллекции музея более 5 тысяч икон, в том числе работы Дионисия, а также литургические предметы, рукописные книги и фрески.
  • Музей древнерусской культуры и искусства им. Андрея Рублева – афиша
  • Музей древнерусской культуры и искусства им. Андрея Рублева – афиша
  • Музей древнерусской культуры и искусства им. Андрея Рублева – афиша
  • Музей древнерусской культуры и искусства им. Андрея Рублева – афиша
  • Музей древнерусской культуры и искусства им. Андрея Рублева – афиша
+7 (495) 678 14 67, +7 (495) 678 14 89
Москва, Андроньевская пл., 10
Вход 200–400 р., для детей до 16 лет вход свободный
rublev-museum.ru
пн-вт, чт 14.00–21.00, пт-вс 11.00–18.00, касса закрывается на полчаса раньше
Открыто до 18.00
Вконтакте

Рестораны рядом

Как вам музей?

Рецензия Афиши

?
Константин Агунович
761 отзыв, 766 оценок, рейтинг 1033
1 ноября 2003

Музей расположен в Спасо-Андрониковом монастыре (основанном митрополитом Алексием в 60-е годы XIV века), где в разное время подвизался святой Андрей Рублев. В древнейшем архитектурном памятнике Москвы, Спасском соборе (1420-е), до 1950 года находился архив Министерства государственной безопасности. Когда Рублева официально признали великим русским художником, лучшего места для его музея было не найти. Первоначально в музее находились только копии и фотографии. Потом сюда стали поступать иконы, списанные по ветхости из провинциальных фондов, снятые со стен фрески. Сейчас в музее 5 тысяч икон, и среди них — работы Дионисия. Кроме иконного фонда, музей владеет собранием иконных окладов, литургических предметов, рукописных и печатных книг (в том числе — богослужебных и певческих старого обряда). Где-то рядом с собором, расписанным Рублевым (фрески сохранились лишь в оконных проемах алтаря), находится его могила.

5
0

Отзывы

9
Татьяна
214 отзыва, 215 оценок, рейтинг 23
7 августа 2023

Выставка "Модерн в русской иконе"

В качестве предисловия:

Одним из посетителей этой выставки был священник из Иерусалима. И когда гид водит его по собранию основной экспозиции Музея Рублева, показывает с гордостью иконы XIII века, то тот отвечает,мол, ну да, хорошо, но у нас XIII век в коридорах висит, так-то есть и XII в., и X в. чуть ли не VIII в.. Но когда он попал на эту выставку, то был в полном восторге. "У нас такого нет!!!".

Модерн в иконописи, может, не так ценен своей историчностью, как те древние иконы, но он безмерно красив, плюс ооочень немногочисленнен. Вообще этот стиль в мировом искусстве длился лет 50 (могу ошибиться, но порядок понятен), и это от зарождения этого стиля вообще, и покаааа это он осваивал разные виды искусства, чтобы добраться наконец до такого консервативного вида искусства как русская иконопись. Я опять же могу ошибиться, но учитывая ту же революцию, этот стиль в иконописи вообще лет 20 максимум существовал, а скорее 10...

Плюс революция не только прекратила иконопись как таковую (и модерн в ней), но и уничтожила огромное количество икон. И если старинные иконы (всё того же XIII века) и советская власть берегла как историческую ценность, то тогдашний "новодел" либо продавался за валюту, либо просто уничтожался как буржуйское искусство.

Кстати, забавный отзыв о музее Андрея Рублева - то ли во время открытия, то ли уже в 60-е годы, но ещё совершенно советское время: "Слава Богу и Советскому правительству за этот музей!!".

Иконы стиля модерн всплывают в частных коллекциях. Есть, конечно, и в музеях, но и те стараются, прежде всего, выставить старину. До "современных" даже не доходят руки привести в выставочный вид. Ну, а в тех же Третьяковках или Эрмитажах и без того есть что выставлять.

В общем иконы стиля модерн не только очень красивый (на мой взгляд), но и довольно редкий вид (объективно).

И даже в самом музее Андрея Рублева насчитали лишь 7 (!!!) предметов стиля модерн. И на выставку из них отобрали четыре... И данная выставка - это собрание по крупицам из разных частных собраний. Даже не музеев!!!! Поэтому увидеть столько модерновой красоты в одном месте - это абсолютно уникальная возможность!

И да - я в принципе фанатка стиля модерн во всех его проявлениях.

Выставка небольшая, но очень насыщенная. Одельное спасибо за рассказ нашему экскурсоводу Жанне Григорьевне Белик!

0
0
10
Мария Головина
1 отзыв, 1 оценка, рейтинг 0
17 августа 2018
Великое место! История России!

Провела на выставке больше двух часов - сначала слушала экскурсию (стоит недорого и можно заранее не заказывать), потом не могла уйти всё ходила смотрела и думала - Господи, вот куда нужно обязательно водить детей (внуков), показывать, что мы потеряли, какой великой была Россия

0
1
9
Надежда Николаева
22 отзыва, 22 оценки, рейтинг -2
23 июля 2018
Иконы эпохи Николая II

В чудесный, июльский, дождливый день, сходила на открытие выставки "Иконы эпохи Николая II", приуроченная к 100-летию со дня мученической кончины императора Николая II и его семьи. Выставка открылась в Центральном музее древнерусской культуры и искусства имени Андрея Рублева,который расположен в стенах знаменитого Спасо-Андроникова монастыря, где великий иконописец Андрей Рублев расписал Спасский собор - ныне древнейший храм Москвы.,

У меня было немного приподнятое настроение от предвкушения встречи с прекрасным, и немного грустное от осознания,того что уже 100 лет прошло, cо дня, когда последнего русского императора Николая II вместе с его семьей и слугами, расстреляли. Сейчас мы все осознаем всю жестокость того времени.
«На экспозиции представлены высококлассные произведения иконописцев и ювелиров – поставщиков императорского и великокняжеских дворов, таких как В.П.Гурьянов, И.С.Чириков, М.И. Дикарев, Д.Л. Смирнов, О.Ф.Курлюков, Карл Фаберже, И.П.Хлебников.»
В первом разделе выставки размещены мемориальные иконы, связанные с важными событиями в жизни императорской семьи.
Во втором зале представлены произведения, отражающие историю прославления русских святых – Серафима Саровского, Феодосия Черниговского,Иоасафа Белгородского и др., происходившего при личном участии императора, а также иконы, предоставленные Русской Православной Старообрядческой церковью. Ведь подлинный расцвет старообрядческой иконописи произошел после обнародования в 1905г. Императорского Манифеста о веротерпимости, который даровал ревнителям старой веры возможность открыто ее исповедовать, служить в старых храмах и строить новые.
В последнем разделе выставки- в иконописи отражены трагические события Первой мировой войны и революции. В годы первой мировой войны складывается и получает широкое распространение иконография Богоматери Августовской («Явление Богоматери русским воинам в «Августовских лесах»). Её композиция основывалась на свидетельствах очевидцев, видевших накануне сражения под местечком Августов в сентябре 1914 года образ Богоматери в ночном небе.
Во многих иконах использованы темперные краски, на основе измельченных минералов, такие же краски применялись издревле, а техника темперной живописи по праву считается одной из самых древнейших и сложных в освоении, поскольку темперные краски ведут себя при высыхании иначе, нежели более привычные масляные.
Специалисты утверждают, что при благоприятных условиях, без перепадов температур и влажности, иконы, написанные этими красками будут в хорошем состоянии не менее 200-300 лет, то есть не одно человеческое поколение.
На выставке также представлены особо ценные ювелирные изделия. "Уникальным экспонатом является последнее пасхальное яйцо Фаберже для Императорского дома, работа над которым осталась незавершенной, так как Пасху 1917 года царственная семья встречала в заточении в Александровском дворце Царского Села. На этом пасхальном яйце, получившем название "Созвездие Цесаревича", представлена точная карта созвездий, находившихся над горизонтом в секунду рождения цесаревича"
Иконы, представленные на выставке - красивые и живописные, от них как будто исходит невидимый, божественный свет . Слов нет, чтобы передать всю гамму чувств и ощущений, которые я испытала, от грусти до полного восхищения, постоять перед иконами и подумать о вечном затруднительно, так как на выставке очень много посетителей. Выставка продлится до 23 октября 2018 года.

0
0
9
Andrey Travin
49 отзывов, 49 оценок, рейтинг 11
13 марта 2018

Шестого марта в нем открылась однокомнатная выставка, целиком посвященная памятнику старообрядческой книжной культуры — иллюстрированной Книге Откровения (Апокалипсису). Одновременно это памятник книжности Поморья.
Называется выставка «Апокалипсис дивный», хотя такой эпитет скорее подошел бы конкретно Новому Иерусалиму, в пояснении не нуждается. А вот подзаголовок «лицевая рукопись» надо пояснять. «Лицевая» — значит книжка с картинками, с лицами героев.
В основе иллюстративного цикла рукописи лежит Апокалипсис из так называемого Сборника Чудова монастыря, созданного при Иване Грозном анонимным мастером. Иллюстрации передают текст очень точно. Но именно этот художник в качестве личной «изюминки» использует тюльпан, который ненавязчиво добавляет в изображения то здесь, то там.
В основе декора сохранен старопечатный стиль XVI века (говоря упрощенно стиль книг первопечатника Ивана Федорова).
Перед нами Апокалипсис Трехтолковый. То есть по каждому фрагменту приводятся три толкования.
В своем Толковании Андрей Кесарийский разбил текст Откровения на 72 главы (прежде я о таком факте не слышал). Ну во всяком случае, это — один из трех толкователей. Кто же остальные — пока не установлено, потому что просто руки не дошли.

Старообрядцы придавали Книге Откровения такое значение, словно она описывает события их времени. Они ждали близкого прихода Антихриста, искали признаки Лаодикийской Церкви (Откр. 3,14–22) в тогдашней Русской Православной Церкви. И поэтому, думаю, вкладывались в изготовление таких ресурсоемких книг, вероятно, выполняемых на заказ.

Выставка будет работать до 10 апреля.

0
0
9
kagury.livejournal.com
129 отзывов, 148 оценок, рейтинг 51
11 марта 2018

"Открылась бездна, звезд полна" - именно так можно коротко описать мои впечатления от посещения музея Андрея Рублева, официально именуемого Центральный музей древнерусской культуры и искусства имени Андрея Рублева.

Начнем с того, что сам музей расположен на территории Спасо-Андронникова монастыря (основанного на этом месте в 14 веке), причем сама экспозиция занимает помещение церкви Михаила Архангела (1691-1739). Это очень удачно, на мой взгляд, т.к. основную часть коллекции музея составляют иконы и иные предметы, связанные с религией.В этом месте меня ждало сразу несколько удивительных открытий, попробую рассказать о них по порядку.

Мы пришли сюда на открытие выставки "Апокалипсис дивный", которая посвящена замечательному памятнику поморской старообрядческой книжной культуры конца XVII - начала XVIII вв.– иллюстрированной рукописи Книги Откровения Иоанна Богослова. Но первым, что мы увидели (и поразились производимому впечатлению), был зал икон 16 века.

Обратите внимание на фон, на котором расположены иконы. Мне кажется, это совершенно прекрасная находка. Свежий цвет молодой листвы невероятно идет иконам 16 века, в которых много такой же нежности, силы и свежести. Чуть позже сотрудники музея рассказали нам, что цветовое пространство - это идея, лежащая в основе нового дизайна музея. Каждый зал посвящен иконам определенного периода. И цвет фона не только упрощает для зрителя отнесение живописных работ к тому или иному веку, но и выбран в соответствии с цветовыми предпочтениями иконописцев. Например, для 18 века выбран благородный темно-зеленый, для 19 века - насыщенный синий.

Здесь меня заинтересовала необычная икона Богоматери, вокруг образа которой множество символов. Вот тут-то и осознаешь, насколько средний человек 19 века был более сведущ в символизме, чем такой же человек века 21... Было бы очень интересно расшифровать все эти небольшие изображения в кругах.

Все упомянутые залы (зеленые и синий) находятся на втором этаже, но не думайте, что это все. Первый этаж посвящен самые древним и ценным иконам ( они на красном фоне), а если подняться выше, то можно увидеть редкую деревянную скульптуру (на мой взгляд - очаровательную и очень интересную), а еще выше - фрески алтаря, перенесенного сюда из разрушенных храмов (фотография совершенно не передает атмосферы, так что приходите смотреть своими глазами).

Но вернемся к предмету нашего первоначального любопытства. Т.е. к старообрядческой рукописи. Стоит отметить, что данная выставка уникальна - на ней представлен всего один экспонат, но зато можно рассмотреть в деталях почти все страницы. Конечно, никто не разрешит листать старинный экземпляр, но зато миниатюры и тексты можно сколько угодно разглядывать на большом экране рядом.

Начальная миниатюра показывает Иоанна Богослова со спустившимся к нему ангелом, посланным Господом, чтобы показать Откровение о том, "чему надлежит быть вскоре". И именно это будущее мы видим далее глазами Иоанна. Между прочим, рассматривать миниатюры оказалось очень увлекательно. Рукопись изготовлена с большой любовью, каждый лист обрамлен, заставки впечатляют пышным узором, заголовки аккуратно выведены киноварью.

Миниатюры "Апокалипсиса" последовательно раскрывают содержание книги Откровение Иоанна Богослова. Основной цикл Апокалипсиса составляют 72 миниатюры, сопровождающие каждую главу. Так что даже неграмотный человек, листая книгу, многое бы для себя понял. Кстати, обратите внимание на изображения тюльпанов. Тюльпаны - это что-то вроде знака художника. Их встречается довольно много по всей рукописи.

Загадочное содержание, яркие образы, числовая символика Апокалипсиса привели к тому, чт появилась обширная толковательная литература. Самым известным и популярным стало толкование Андрея Кесарийского (6-7 век). Он разбил текст на 72 главы, поясняя это следующим образом: настоящее сочинение мы разделили на двадцать четыре слова и семьдесят две главы по троечастности существа – телу, душе и духу, двадцати четырех старцев, которыми, как подтвердится ниже, обозначается полнота благоугодивших Богу от начала до скончания века. Дальнейшие же рассуждения о сей Богодохновенной книге считаем совершенно излишними. Однако, такое заявление совершенно не помешало дальнейшим толкователям предлагать и свои версии. Данный "Апокалипсис", например, трехтолковый - т.е. у него кроме канонического еще два (анонимных) толкователя.

В общем, чем дальше забираешься в эту тему, тем интереснее становится. Вот уж поистине бездна, звезд полна. Не могу не сказать, что данная книга написана на амстердамской бумаге. Т.е. связи поморских старообрядцев с Европой - это еще одна любопытная тема.

Выставка продлится всего 1 месяц - до 10 апреля 2018 года (затем книгу сменит что-то еще, наверняка тоже любопытное), так что спешите увидеть.

На этом пора было бы и заканчивать, но я хочу сказать про еще один зал, который произвел на меня самое яркое впечатление. Иконостас (привезенный из Преображенского собора Спасо-Евфимиева монастыря) здесь опущен вниз, на уровень пола. За счет этого человек, войдя в зал, внезапно оказывается среди святых. За счет близких уровней (иконы как раз в рост человека) возникает удивительное чувство настоящести изображений. В самом человеческом смысле. И это совершенно потрясающее ощущение! Очень сложно объяснить, но словно к тебе спустилось небо. Вот уже только ради этого стоит сюда прийти.

0
0

Подборки Афиши
Все