Пикник Афиши 2024
МСК, СК Лужники, 3–4.08=)СПБ, Елагин остров, 10–11.08
Москва
21 июня 2023

Возвращайся, сделав круг: что смотреть на выставке «Жить дружно!»

В павильоне «Космос» к 110-летию отечественной анимации проходит выставка «Жить дружно!», организованная киностудией «Союзмультфильм» и бюро Planet9. В экспозиции собраны самые первые опыты в мультипликации, эскизы и игровые куклы, раскадровки и целлулоидные фазы — все то, из чего создают анимационные картины. Рассказываем о ярких мультфильмах в истории за последнее десятилетие, на которые особенно нужно обратить внимание.

«Запоздавшая премьера»

Иногда открытия случаются не там и не тогда: сам того не подозревая, первым мультипликатором в России стал балетмейстер Мариинки Александр Ширяев. В 1906–1909 годах во время работы над спектаклем он зарисовывал кукол в сценических позах, а затем склеивал из этих эскизов целые ленты. Купив в Европе ручную камеру, Ширяев стал разыгрывать сцены из своих постановок. Так появился один из первых анимационных кукольных фильмов — «Запоздавшая премьера».

«Прекрасная Люканида»

 

Однако об этих экспериментах стало известно только в 1995 году, когда киновед Виктор Бочаров нашел архив Ширяева. До этого российская анимация вела отсчет от 26 марта (или 8 апреля по новому стилю) 1912 года — в этот день в киноателье Александра Ханжонкова впервые показали фильм Владислава Старевича «Прекрасная Люканида, или Война рогачей с усачами». Наблюдая за битвой жуков, зрители думали, что следят за баталиями дрессированных насекомых. Но на самом деле в качестве «актеров» Старевич использовал жуков из своей энтомологической коллекции, предварительно прикрепив к ним для управления проволочки и муляжи, сделанные из панцирей. Покадровая съемка «оживляла» их, и усач Граф Герос словно бросался в схватку за сердце царицы рогачей Люканиды. Успех был невероятный: публика желала увидеть нашумевшую ленту своими глазами, а довольный Ханжонков даже отпечатал сто копий для проката за рубежом. 

«Синдбад-мореход»»

 

Дальнейшее развитие российской анимации продолжилось уже после революции. К концу 1920-х годов в СССР стали появляться анимационные студии. И в 1936 году из разрозненных небольших коллективов образовался «Союзмультфильм». С началом войны часть студии отправилась в эвакуацию в Самарканд: именно там появилась целая плеяда мультфильмов — путешествий к далеким странам, в том числе «Синдбад-мореход», «Сказка о царе Салтане» Леонида Амальрика и режиссеров Валентины и Зинаиды Брумберг. Однако никто из художников не мог в советские годы отправиться в заграничную поездку, поэтому они черпали знания о культуре, архитектуре и костюмах в библиотеках.

«Снежная королева»

Многие хорошо помнят образ Снежной королевы из мультфильма 1957 года режиссера Льва Атаманова и художника Леонида Шварцмана. Царственная, холодная волшебница кажется довольно реалистичной. Этому есть объяснение: картину создавали методом эклер, то есть сначала снимали живых актеров, а затем покадрово перерисовывали их образы. Снежную королеву играла Мария Бабанова — ученица Мейерхольда и звезда Театра им. Маяковского и МХАТа. А образ Герды помогла создать прекрасная Янина Жеймо — советская Золушка.

«Контакт»

Сказки отечественная анимация производила в большом количестве, но вот фантастики особо не было — слишком сильно отрываться от реальности советским детям было нельзя. И все же страна, первой отправившая человека в космос, не могла совсем не обращать внимания на этот жанр. Одним из самых ярких явлений стал мультфильм Владимира Тарасова «Контакт» 1978 года: в нем нет диалогов, только мелодия Нино Рота из «Крестного отца». Вот и ответ на вопрос, как правильно должны происходить близкие контакты третьего рода, — музыка поможет найти общий язык даже с непонятной формой из далекой-далекой Галактики.

«Тайна третьей планеты»

Однако самую удивительную фантастическую картину снял в 1981 году режиссер «Чебурашки» и «Варежки» Роман Качанов — это «Тайна третьей планеты» по книге Кира Булычева. Мультик моментально разошелся на цитаты, которые до сих пор часто используют в виде крылатых фраз: «Держаться нету больше сил», «Птица Говорун отличается умом и сообразительностью», «А хотите, я его стукну? Он станет фиолетовым!» А несколько лет назад на «Союзмультфильме» под руководством художника-постановщика мультфильма Натальи Орловой восстановили визуальный ряд «Тайны» и оригинальную партитуру, которую создал композитор Александр Зацепин. Кадры из обеих версий можно увидеть на выставке.

«Старик и море»

Единственный российский анимационный фильм, получивший «Оскар», — «Старик и море» Александра Петрова 1999 года. Он создан в технике «ожившей живописи»: с помощью медленно сохнущей масляной краски рисунок наносится на поверхность подсвеченного стекла кистью и пальцами. Изображение фотографируют, а затем в рисунок вносят правки — так получается следующий кадр. «Старик и море» уникален еще и потому, что в 2000 году он стал первым мультфильмом в мире, который показали в IMAX.

Скидки, подарки, акции и другие новости, которые приятно узнавать первыми, — в наших социальных сетях

В этой статье

8.6
Выставка «Жить дружно!». 110 лет российской анимации
Интерактивная
Закончилась 1 октября 2023, Павильон №34 «Космонавтика и авиация»

Подборки Афиши
Все