Современное корейское переосмысление «Терезы Ракен» Золя — хоррор о католическом священнике, который самоотверженно участвовал в медицинских экспериментах, умер, стал вампиром и влюбился в жену друга. Автор «Олдбоя» Пак Чан Вук получил за «Жажду» свою вторую каннскую награду — приз жюри.
Ужасы, Драма |
18+ |
Пак Чхан Ук |
30 апреля 2009 |
1 апреля 2010 |
2 часа 13 минут |
filminfocus.com |
Очкастый священник-идеалист (Сон), приглядывающий в больнице за моральным состоянием пациентов и обескураженный хороводом смертей и недугов, отправляется добровольцем в католическую лабораторию, где врачи испытывают вакцину против ужасного африканского вируса. Через полгода он выходит оттуда замотанный, как мумия, в бинты, но в статусе чудотворца. Священник продолжает служение, параллельно сближаясь с семьей дебиловатого друга детства, мучающего свою жену (Ким Ок Вин). По ночам же он выходит на улицу без повязок, летает по крышам и питается в больнице кровью, предназначенной для переливания.
Этим броским, странным, иногда раздражающим и, безусловно, будоражащим фильмом Пак нечаянно вписался в нынешнюю эпидемию мэшапов вроде «Гордость и предубеждение и зомби»: история священника-вампира (что само по себе тоже, в общем, мэшап) наложена на нуаровый сюжет «Терезы Ракен» Золя. Наложена не без кровавых швов: трагикомический адюльтер, духовные поиски батюшки, попавшего в западню между верой в Бога и в науку, борьба хорошего человека с собственной природой плюс еще несколько микросюжетов в более чем двухчасовой «Жажде» сплетаются, как змеи вокруг Лаокоона, грозя задушить живую основу фильма. Тем более если учитывать склонность корейца, которого традиционно бросает из хоррора в слэпстик, а из религии в порно, к жанровой эклектике. Однако Пак — режиссер настолько яркого (в первую очередь, кажется, комического) дарования, что ему все это нипочем. Чем больше он строит из себя метафизика, тем очевиднее его талант циркача. Оперируя ровно теми же клише, что какие-нибудь «Сумерки», но на противоположном полюсе массовой культуры, и выводя те же самые каракули про «любовь-кровь», но уверенным взрослым почерком, Пак выходит на первое место тупо по баллам — что за технику, что за артистизм. Громче, чем у него, не чавкают нигде — в вампирско-эротическом кино это, наверное, вполне может считаться за четверной прыжок.
«Жажда» Чхан-ук Пака открыла первый Gothic Film Fest.
Совсем не понятно, как можно было отнести этот фильм к Готическому стилю Кино, ну разве что из-за наличия вампира. Но это не Вампир в понимании Готики, у которого есть великое прошлое и он борется за светлое будущее своей нации, это всего лишь неизлечимо больной человек, делающий выбор между смертью и жизнью за счет других.
Созданные характеры персонажей выверены и точны. Священник, не знающий свой путь в жизни и делающий довольно не легкий моральный выбор в финале. Великолепно сыгранная, уставшая от жизни Жена друга священника. Сам Друг, слегка умалишенный на всю голову, и его Мать, практически обездвиженная во второй половине фильма, но, тем не менее, очень запоминающаяся за счет выражения всех эмоций глазами.
Что же касается атмосферности происходящего, ни капли страха она не вызывает, местами даже наоборот, за то весь сюжет с начала и до конца наполнен большим количеством хорошо продуманных мелочей дополняющих общую реалистичность. Тем не менее, действо протекает довольно вяло, порой даже слишком заунывно.
Общая затянутость происходящего скрашивается юмором, вызывающим смех только за счет полного абсурда увиденного. Вообще через час просмотра начинает появляться идея, что вот он уже конец, причем это мысль промелькнет у вас не менее десятка раз. Режиссер же тянет сюжет все дальше и дальше к довольно интересной, но сильно предсказуемой концовке, хотя ее исполнение явно доставит радость многим эстетам.
Звуковое сопровождение фильма как-то совсем не отложилось в памяти, такое ощущение, что оно вообще отсутствовало.
Итог таков что, если вы не смогли осилить Олдбой / Oldboy (2003) все того же Пак Чхан-ука лучше даже не пытайтесь утолить его «Жажду», для всех остальных "можно посмотреть разок" на очередной полет безудержной фантазии южнокорейца.
Забавно: про «Жажду» мне больше интересно почитать, чем написать. Мне интересно, что бы про этот фильм сказали профессионалы. Какое объяснение они бы нашли тому, что было показано. Вернее, тому, КАК это было показано. И зачем оно было показано именно так. Я вот – не знаю. Хотя в этом есть какой-то извращенный кайф: посмотреть фильм, к восприятию которого ты не готов. Который не похож ни на что, виденное в последнее (долгое-долгое) время. В котором совершенно непонятно, что будет дальше, потому что принимать бредовую логику сценариста организм просто отказывается.
Не спорю, по части формы Чхан Ук-Пак профи, каких мало. Это было заметно еще по открывающим титрам «Сочувствия госпоже Месть» или по той самой сцене с молотком в «Олдбое». Вот и в «Жажде» хватает безумно красивых сцен. Вернее, безумных, но красивых, хотя и какой-то нездоровой красотой. Это действительно стоило увидеть, причём на большом экране. Но эта красота может вдруг за секунду истечь кровью и мясом. Легкость, с которой режиссер переходит от лиричной воздушной красоты к чернейшему трэшу, потрясает.
*опомнившись*
Чёрт, какой-то графоманский текст получается. Если по-простому, то «Жажда» – это пиздец совершенно не моё кино. То ли я до такого еще не дорос, то ли просто слишком мало смотрел корейского кино, чтобы проникнуться их менталитетом. Но после «Жажды» кажется, что Чхан Ук-Пак – больной. У него какая-то нездоровая любовь к демонстрации кровищи на экране. Герои до отвращения реалистично режут себя и друг друга какими-то кусачками, протыкают самые неподходящие части тела рыболовными крючками, ломают руки-ноги-носы и хлещут кровь в немереных количествах. Да, я не говорил, что это кино про вампиров? Не то, чтобы я был противником экранного насилия. Я с удовольствием смотрел и тех же «Хранителей», и «Район №9». Но это детские утренники по сравнению с «Жаждой».
Причем в основном вся эта жесть какая-то бессмысленная. Она сама ради себя. Режиссер как будто хвастается: «А вот я вам щас кааак покажу открытый перелом крупным планом, а вы смотрите! Что, мало? Вот вам еще лицо героя всё в каких-то волдырях! Еще хотите? Не хотите? Пофигу, вот вам еще!» Может, я чего-то не понял, но мне кажется, что ту же самую идею можно было бы прекрасно выразить и без такого количества крови. И без многих сцен, кстати. Фильм очень затянут, его вполне можно было бы укоротить минут на 20-25.
Кино-то мощное, что и говорить. Неблагосклонное к зрителю, зато сильное, запоминающееся, выбивающее из колеи. Но я не могу себе представить человека, который захочет его пересмотреть. Который купит его себе в коллекцию. Который просто скажет после сеанса: «Какой классный фильм!» (а ведь пара сидящих позади меня людей именно так и сказали).
Но оно просто совсем не моё.
P. S. Главная героиня сыграла бесподобно. Благо, и роль позволяет развернуться: тут и отчаяние, и надежда, и безумие, и страсть, и детское любопытство, и жажда крови, жажда жизни, жажда свободы… Сейчас, постфактум, даже как-то не верится, что человек может так сыграть в рамках одного-единственного фильма.
Картину с более необычным сюжетом мне видеть не приходилось. Казалось, что уже все самые невероятные задумки давно воплотили в жизнь американцы, но не тут-то было. «Жажда», которая была снята в Южной Корее полностью перевернуло представление как о вампирах, так и о жизни и ценностях в целом. Пак Чхан-ук при этом смог не просто заинтересовать своими великолепными панорамными сценами, он действительно поразил каждым отдельным эпизодом.
Психологически, скорее всего, не совсем готова была к такому. До сих пор после просмотра остается ощущение неопределенности. Понравилось мне или нет, к сожалению, на данный момент сказать не могу, а к повторному сеансу в ближайшем будущем готова тоже не буду. Здесь все скачет практически каждую секунду от добра к злу и обратно, порой бывают такие минуты, когда твоему ошеломлению нет предела. Даже подготовленный зритель не всегда сможет равнодушно вытерпеть то, что будет показано. Я лично воздержусь от восхвалений крови и жестокости на экране, ожидала большей драматичности.
Главный герой Сона Канхо (священник Санк Хеон) сумел воплотить в себе две ипостаси: добродетеля и уничтожителя. Его персонаж мне понравился своей живостью и естественностью, а его экранная пара – Ок-бин Ким (Тае Джу) добилась невозможного и превзошла по мастерству всех известных мне актрис. Те эмоции, чувства, желания, которые они смогли передать, достойны самой высшей похвалы. Такой талант в наше время редкость.
Представить себе вампира в Южной Корее, где все жители ежедневно едят на завтрак, обед и ужин кимчи с чесноком, довольно трудно. Тем не менее прославленный режиссёр решился на этот противоречивый антицерковный сценарий. Идея о том, что церковь пьёт кровь и соки своих прихожан - не нова. Возможно, вскоре появятся интерпретации вампира-работодателя и вампира-госслужащего.
Кроме вампиров и, собственно, их доноров в фильме присутствует любовь. Ключевое слово, на котором сделали карьеру многие современные корейские режиссёры - "пёнтэ" (по-английски - pervert, а по нашему - извращенец). "Жажда" - не исключение. Пак Чан Ук уже и не знает, чем бы ещё таким шокирующим удивить искушённого зрителя: в ход идёт групповая сцена секса с утопленником, поза "69" на вампирски манер и т.п. Хорошо, что половые органы вампиров, поражённые вирусом EV, крупным планом не показывают.
Начавшись довольно мощно и увлекательно «Жажда» запутывается в мотивациях своих героев и тем более запутывает зрителя. Завораживающее зрелище осознания человеком своего превращения в вампира и удивительно правдоподобно сыгранный половой акт сменяются во втором часе фильма набором этюдов, которые режиссер очень хотел вставить в фильм, но не придумал, как объяснить их появление. Ощущение будто на сцене висят пару ружей, нож, ножницы, штопор, лампа дневного света, но к действию спектакля они никакого отношения не имеют.
Окончательно запутавшись или исчерпав ящик своей фантазии, режиссер приводит героев к не оригинальному, но занимательно поставленному финалу, который, к сожалению, воспринимается как избавление не только для героев, но и для зрителей.