Фильм

Фильм Забытые

Los olvidados, Мексика, 1950
Забытые – афиша
Предоставлено пользователем: Андрей Разуваев
1/3

Драма Луиса Бунюэля про трудных подростков

Хайбо сбегает из исправительной школы и становится главарем банды беспризорников.

Самые ожидаемые события
9

Мощнейший фильм Бунюэля о трагической и беспощадной судьбе беспризорников Мехико. «Забытые» - это дети, брошенные своими родителями на рынках столицы, которые вынуждены выживать в новых, тяжелых условиях лишений и злобы. Вроде паренька по кличке «Узкоглазый», которого отец забыл буквально недавно и тот не знает, что ему делать. Он прибивается к группе подростков, которыми руководит жестокий Хаибо, который, вопреки своему юному возрасту, уже побывал в колонии и выбрал преступный путь для всей своей дальнейшей жизни. Так он нападает и грабит не только сирых и убогих калек вместе со своей шайкой, но и своего ровесника, которого убивает ради горстки денег. Помогает ему Педро, паренек чуть помладше, на котором еще рано ставить крест. Педро сомневается, что путь криминала – то, что ему надо, однако в сложных условиях пыльных джунглей, где с мягкой душой не выжить, с протоптанного пути свернуть невозможно. Лучший фильм режиссера того периода.

Фильм просто подкупает уровнем жестокости и эмоциональности. В картине нет откровенно положительных персонажей, как это принято. Каждый из беспризорников – с одной стороны, жертва социального строя, который не может сделать из них людей, в результате чего они вынуждены превратиться в свору грязных и злых псов, а с другой стороны – они ожесточены до беспредела, и их нападения на калек простить никак нельзя. Более того, насилие доходит и до убийств – цена жизни простого подростка в этом мире не стоит больше нескольких песо. В этом отношении фильм несколько дискутирует с фильмом «Рим, открытый город». Только, в отличие от Росселини, Бунюэль не испытывает особо радужных надежд на будущее, придерживаясь скорее де сиковской «Шуши».

Стилистика фильма тоже, с одной стороны вроде бы подталкивает к сравнению с тем, что в то время было популярно в Италии, однако при пристальном взгляде становится понятно, что Бунюэль привнес сюда и частичку собственных пристрастий. Это чуть ли не единственный фильм, в котором так явно проявляются нотки сюрреалистического прошлого режиссера – достаточно посмотреть сон мальчика, где тому снится его мама. Или сцена, где Педро попадает в приют и, сражаясь за собственную свободу, палкой убивает куриц, а режиссер не пытается отвести камеру. Все это в некоторой степени переймут последователи сюрреалиста годы спустя.

Снять этот фильм Бунюэль решил после того, как прочитал в газете заметку, о найденном на свалке пареньке-беспризорнике. Режиссер решил представить, что и как привело его к подобному положению, после чего отправился ездить по нищим кварталам разных городов, собирая материал и погружаясь в атмосферу. После чего получил разрешение на съемки, но с некоторыми поправками, которые сделал продюсер. Он попросил режиссера полностью выбросить те странные кадры, которые тот планировал ввести в фильм, чтобы придать картине нотку странности и кошмара.

Снимал режиссер вообще очень тяжело, хоть и быстро, уложившись в 3 недели за какие-то гроши. Дело в том, что мексиканские киношники и кино в целом было настолько далеко от тематики, в которую нырял фильм, что у многих в группе материал вызывал негодование и отчуждение. Ушла парикмахерша, оставшаяся недовольной тем, как показана одна из матерей нищих детей, со словами, что ни одна мексиканская женщина так бы не поступила. Многие в лицо режиссеру выражали недовольство тем, что им, вместо очередной романтической виньетки про милые приключения дам с пышными волосами и мужчин с блестящими усами, приходится снимать этот мрак про оборванцев.

Ничего хорошего не принес фильм и во время проката, который длился ровным счетом четыре дня, после чего кинокритики, а также функционеры, решили снять фильм с экранов, ибо он не отвечал ожидаемым требованиям и политике кинематографа Мексики. Более того, прозвучали просьбы забанить Бунюэля и выдворить его в Европу, дабы не позорил честь прекрасной и безбедной страны. Кто-то пытался даже избить бедного режиссера, а многие, кто звал себя его друзьями, от автора отвернулись. А вот в Париже, куда Бунюэль вернулся с фильмом, спустя долгие годы изгнания, фильм был встречен с теплотой. Даже коммунисты, которые по началу искали какие-то недостатки в истории, после восторженной статьи советского режиссера и мастера кино Пудовкина, быстро сменили позицию на доброжелательную.

Конечно, официального запрета враги картины так и не добились, однако о «Забытых» просто перестали говорить. Так продолжалось почти год, пока фильм не выиграл приз за режиссуру в Каннах и один мексиканский поэт не спел тому оду, правда, немного не поняв, о чем же был фильм, но ситуация тут же кардинально изменилась. Фильм выпустили в повторный прокат, вручили кучу премий и мексиканцы, наконец, рассмотрели, что же снял для них испано-французский режиссер. Порой действительно требуется или время, или расстояние, чтобы понять – то, что кажется оскорблением, на самом деле является большим зеркалом. Как это все похоже на то на положение дел в кинематографе одной страны.

25 января 2013
Все отзывы
Читайте также
11 полнометражных аниме Хаяо Миядзаки, которые настала пора показать вашим детям
11
полнометражных аниме Хаяо Миядзаки, которые настала пора показать вашим детям
11 полнометражных аниме Хаяо Миядзаки, которые настала пора показать вашим детям
Кинопремьеры недели: «Непосредственно Каха. Другой фильм», «Беглец», «Быть Сальвадором Дали» и «Иллюзия побега»
Кинопремьеры недели: «Непосредственно Каха. Другой фильм», «Беглец», «Быть Сальвадором Дали» и «Иллюзия побега»
Кинопремьеры недели: «Непосредственно Каха. Другой фильм», «Беглец», «Быть Сальвадором Дали» и «Иллюзия побега»
Почему игровые авторемейки «Диснея» хуже его мультфильмов, а оригинальные картины тоже не лучше
Почему игровые авторемейки «Диснея» хуже его мультфильмов, а оригинальные картины тоже не лучше
Почему игровые авторемейки «Диснея» хуже его мультфильмов, а оригинальные картины тоже не лучше
Игровые версии диснеевских мультфильмов
Игровые версии диснеевских мультфильмов
Игровые версии диснеевских мультфильмов
Создайте уникальную страницу своего события на «Афише»
Это возможность рассказать о нем многомиллионной аудитории и увеличить посещаемость