Андалузский пес
















Знаменитый 16-минутный фильм Луиса Бунюэля
Однажды ночью на балконе мужчина сосредоточенно точил бритву. Когда легкое облачко приблизилось к полной луне, бритва раскроила девушке глаз.
Однажды ночью на балконе мужчина сосредоточенно точил бритву. Когда легкое облачко приблизилось к полной луне, бритва раскроила девушке глаз.
Пошлость о «самом жестоком кадре в истории» повторяется слишком часто. На самом деле это один из самых прекрасных кадров в истории: глаз разворачивается кровавым бутоном, как один из тех опасных цветов, что распускаются раз в год — в полнолуние — на могилах богохульников и поджигателей. Поэзия ужасна, красота чудовищна. Бунюэль лишь воплотил метафору, на бумаге выглядевшую вполне манерно. Самый страшный кадр — другой: муравьи выбегают из раны, разверзшейся в ладони. Страшна не смерть, идущая извне, страшна посторонняя жизнь, копошащаяся внутри человека. Бунюэль бредил «Капричос» Гойи, венчая попов с мертвыми ослами, и предвидел Беккета, зарывая героев по горло в песок. «Андалузского пса» исхлестали интерпретациями, прячущими его простую, самодостаточную красоту. Виноват в этом отравленный миазмами туберкулеза мозг Жана Виго, прохрипевшего в агонии статью о религии, семье и школе, которые якобы бичевал Бунюэль. Сам Бунюэль, измученный требованиями объясниться, угрюмо сообщил, что фильм — призыв к убийству. Но единственно адекватный текст об «Андалузском псе» должен состоять из трех предложений: «На премьере режиссер готовился швырять в зрителей булыжники. На сеансах случились два выкидыша. Исполнитель главной роли застрелился».
Мне таки тяжко оценить этот фильм, поскольку смотрела его скорее "для галочки", чем всерьез надеясь хоть что-то понять и оценить. Эмоция, тем не менее, сильная... и главная из них - отвращение. Лично мне общее впечатление показалось очень сартровским. Возможно, мироощущение создателей фильма было близко к тому (насчет Дали, кстати, практически не сомневаюсь).
Не стану ничего советовать - каждый решает для себя, смотреть ли такие вещи. Одно скажу точно: если вы собираетесь связать свою судьбу с кино, то это придется посмотреть, поскольку классику надо знать. Это как Война и Мир, Улисс или драмы Ионеско.
Сюрреализм подвергает сомнению любые упорядоченные конструкции культуры. Задача художников-сюрреалистов заставить мир разорвать парадигмы восприятия, разрушить логику, пошатнуть здравый смысл и закостенелую нравственность. И этот фильм является прорывом сюрреализма в кинематограф. Здесь не надо искать смысловую и сюжетную линии - все образы лишь воплощения снов Дали и Бунюэля. Каждый следующий кадр воздействует шокирующе-сильно даже на искушенного зрителя, а начальная сцена взрезания глаза до сих пор (а ведь прошло 80 лет) является одной из самых жестоких в истории кинематографа.
К счастью, этот фильм оставил у меня слишком противоречивые чувства - то ли я не проникся кинематографом начала века, то ли идеей (а была ли она?), то ли, наоборот, попытался объяснить все для себя, но не получилось. Одно могу сказать - фильм обязательно нужно смотреть тем, кто хочет проникнуться самой сутью сюрра. Ведь, насколько я понял, это был первый фильм ужасов - да и не в этом дело, в конце концов.
На всем протяжении его меня преследовала мысль, что я что-то пропустил, не уловил той нити, которую выстроили авторы, но, видимо, его нельзя трактовать как нечто определенное и точное. Кто-то попытается объяснить, и будет прав. Кто-то ничего не захочет понять, и будет прав. Кто-то просто плюнется, и тоже будет прав.
Однако. Захватывает. До глубины кинематографа.
Оценку ставить этой картине не представляю возможным.
Картиной называть это на мой взгляд наиболее правильно. И безусловно - картиной Дали.
Фильм не шокирует нас в 2010, но на премьеру в 1929 я бы тоже взяла оружие для самообороны.
Пытаться понять сюрреалистов, их цели и замыслы - все равно что искать кого-то дурнее себя.
На мой взгляд все исскуство субъективно, но к сюрреализму это относится безусловно и однозначно, как ни к одному другому направлению.
Понять картины Дали, в том числе и эту, ожившую как фотографии волшебников в Гарри Поттере, может только сам Дали, который далеко не всегда он утруждал себя этим.
Судя по его дневникам, заявленным им как полное откровение, он утруждал себя только собственной персоной и погружаясь внутрь, находил там вдохновение для выражения себя во вне.
Что я увидела в этом фильме - атмосферу мистики человеческого подсознания, воплотивщуюся в ассоциативный ряд одного из участников картины. Или моего сознания?
А кто-нибудь уверен, что мы видим в этих кадрах одинаковые картины?
Хотите посмотреть этот фильм? - смотрите собственные сны повнимательнее.
P.S. Оказывается без оценки я не опубликую текст....
Афиша, добавь как вариант оценку "вне конкурса".