Экранизация популярной шведской книжки про 50-летнего ворчуна, который рад бы свести счеты с жизнью, да все что-то не складывается. Абсурдная черная комедия со скандинавским минимализмом, которая на родине стала главным хитом год а.
Трагикомедия |
16+ |
Ханнес Хольм |
13 декабря 2015 |
30 июня 2016 |
1 час 56 минут |
trevanner.se |
Попыталась почитать рецензии на фильм, но поняла, что не стоит. По первым двум возникло ощущение, что мы смотрели разные фильмы.
Фильм вот о чем, друзья:
одиночество - это не приговор; большое сердце - это диагноз.
Те, кто знакомы со шведами, (чуть больше, чем по фильмам), конечно, улыбнутся, увидев до боли знакомый занудный, интеллектуальный, милый образ правильного шведского мужчины.
Те, кто испытал в своей жизни настоящую любовь, которая не просто облегчала вам сделать правильный жизненный выбор, а просто не оставляла выбора человеку, для которого служение любимому становилось счастьем - почувствуют знакомую сладкую боль.
Те, кто пережил тяготы утрат, бомбежки, или просто родился в том месте, где идет война, с гордостью будут смотреть на женщин с солнцем в крови ... точнее, на двух главных героинь..
Тем, кто ничего из вышеперечисленного не испытал, но хочет понять, каково это быть шведом, встретиться с Великой любовью, отдавать себя другим, - посоветую обязательно идти и наблюдать - бурю эмоций гарантирую.
Тем, кто ничего из вышеперечисленного не понял, надо пойти на другой фильм.
Любой другой фильм.
Похоже, что толерантность - это для шведов - большой комплекс. И эта штука активно насаждается. И автор фильма сам не поймет , где грань шведской идентичности должна преломиться в космополитизм и терпимость к бывшим изгоям. Молодой Уве, на мой взгляд, получился более убедительным, нежели пожилой. Актриса игравшая Соню (Ида Энгволль) - красотка и симпатяга. Фильм не вызывает отвращения, тем, что активно давит слезу. Ну, и конечно, порядок там - где требуют его соблюдения.
Как же невероятно трогательно, душевно, красиво и атмосферно.
Очень эмоциональный и на редкость пронзительный фильм.
Одинокий пенсионер после смерти жены приходит к логическому выводу о бессмысленности собственного существования. Его старая, наполненная прошлыми, неполиткорректными ценностями жизнь полностью разрушилась, - парализованный друг, соседи, работа все дышит на ладан. Режиссер постоянно делает вставки из прошлого, где герой молод и востребован и на всех символических уровнях, разве что не субтитрами, дает понять простую как дрезина мысль: "Старой Швеции больше нет". И осталось Старой Швеции только одно: искать новый способ самоубийства (то, чем занимается Уве половину фильма). Хотя нет, друг Уве способ самоубийства не ищет а лежит парализованный. И они типа там даже конфликтуют, выясняя попутно вопрос о том, что лучше паралич или бесконечные попытки самоубийства. Вот такой цивилизационный выбор старой Швеции. Не позавидуешь.
И всем, конечно, становится понятно, что выбор-то ложный. Что должен быть какой-то шанс. И, конечно, такой шанс Старой Швеции представляется. Возникает тетенька-иммигрантка. Жена абсолютно вялого и такого же белого как снег шведа (у ее мужа даже слов нет, а смысл?), которая дает Швеции надежду! Нет, конечно она не показана в абсолютно розовых тонах, а реалистично (от слова соцреализм) это трогательный, вечно ошибающийся персонаж, однако своим обаянием способный растопить любого, даже самоубийцу-Уве. И что же вы думаете? Швеция спасена, свежий взгляд взгляд тетеньки иммигрантки оказался тем самым лекарством от хандры. Вот чего вам всем не хватало, нам надо было взбодриться! К сожалению, смотрел это кино в самолете и концовку не застал, но думаю, что там и парализованный встал в итоге.
В общем, это такой ютубовский ролик за толерантность. Идеи просты как молоток: без иммигранов или паралич или бесконечный поиск способов самоубиться. Старую Швецию уже не вернуть, и нечего тут убиваться.
В общем, в качестве культурологического опыта, как влияют на шведское население -- пойдет. Что-то вроде советской газеты. Так бы и не вспомнил о нем, если бы не афишевская рассылка, где фильм назвали одним самых из недооцененных за 2016 год.