Фильм

Фильм Великая стена

The Great Wall, Китай, США, Австралия, Канада, Гонконг, 2016
Великая стена – афиша
1/25

Мэтт Деймон на Великой Китайской стене сражается с чудовищами

Шумная кунг-фу-копродукция США и Китая, за постановку которой отвечал живой классик Чжан Имоу («Герой», «Дом летающих кинжалов»). Европейцы наблюдают за тем, как жители Поднебесной возводят Великую стену — вроде бы от набегов монгольских кочевников, но на деле — от куда более страшного врага. С китайской стороны в фильме снялись такие звезды, как Энди Лау, Эдди Пэн, Тянь Цзин, с западной — Мэтт Деймон, Уиллем Дефо, Педро Паскаль. Среди сценаристов — борновский автор Тони Гилрой.

СтранаКитай, США, Австралия, Канада, Гонконг
РежиссерЧжан Имоу
Продолжительность1 час 44 минуты
Дата выхода6 декабря 2016
Дата выхода в России16 февраля 2017
Официальный сайтВеликая стена
Возрастное ограничение12+
Самые ожидаемые события
Лидер «пятого поколения» китайской режиссуры, автор ослепительно красивых драм («Красный гаолян», «Зажги красный фонарь»), отправленный во время «культурной революции» на перевоспитание в сельхозкоммуну и слывший диссидентом, пока не поставил ультраправого «Героя» — первоклассное и размашистое кунг-фу-кино про летающих воинов, ставшее вершиной жанра уся. Позднее Имоу еще не раз вернется к этому направлению как в локальных картинах («Дом летающих кинжалов», «Проклятие золотого цветка»), так и в снятых в копродукции («Великая стена»). Однако несмотря на то что всему миру режиссер известен прежде всего как мастер крупных форм (в 2008 году ему доверили ставить открытие пекинской Олимпиады), Имоу продолжает делать маленькие фильмы: такие, например, как мелодрама «Под ветвями боярышника» и ремейк коэновской «Просто крови» — «Простая история лапши».
Рецензия «Афиши» на фильм «Великая стена»
7Мэтт Деймон на Олимпиаде в Китае

Торговцы из Европы отправляются в Китай за черным порохом, но находят верную смерть. Экспедиция уничтожена, а двое выживших (Мэтт Деймон и Педро Паскаль из сериала «Игра престолов») оказываются в плену на Великой Китайской стене. Впрочем, до европейцев никому нет дела: гарнизон бастиона длиной в десять тысяч ли готовится к отражению крупной атаки. Только вот нападать будут не кочевники-хунну, а компьютерные монстры. И происходит это каждые шестьдесят лет, а началось еще до нашей эры. Среди защитников стены выделяется группа быстрого реагирования «Журавли» — красивые девушки-камикадзе, прыгающие на тросах в гущу сражения. Ими командует генерал Линь Мэй (Тянь Цзин, которая скоро украсит другие фильмы Legendary Pictures — «Тихоокеанский рубеж-2» и «Конг: Остров черепа»). Познакомившись с генералом, герой Мэтта Деймона забывает про порох, сбривает бороду и вступает в коммунистическую партию Китая.

Все прошлое лето деликатный западный мир сокрушался, что китайский кинематограф пал жертвой «отбеливания», — мол, есть что-то унизительное в том, чтобы брать на главную роль в самом большом национальном блокбастере рядового Райана из США. В политкорректном сочувствии ощущалось высокомерие, и мудрые китайцы еще на стадии сценария сочинили достойный ответ. Мэтт Деймон в «Великой стене» играет никакого не супергероя-мессию. Как и в «Интерстелларе», и в «Марсианине», спасают здесь только его — и не от монстров, а от зараз западного мира; поэтому-то речь в фильме и идет о барьере. По сути, актеру досталась роль катавшейся в СССР школьницы Саманты Смит — маленького народного дипломата и очарованного странника. А грандиозная стена превратилась в идеологическую витрину.

Герои-европейцы в фильме все время норовят сбежать, предать, обмануть и незаконно обогатиться; комичнее (и потому трагичнее) всех сыграть это получается у Уиллема Дефо. Герои-азиаты, напротив, подчиняют свои жизни (и посвящают свои смерти) служению общему делу, а единственным трусом в их рядах окажется император. Да что там, в коммунистической стране даже монстры своих не бросают. «Великая стена», кажется, первый в мире фэнтезийный фильм, где оператор дважды акцентирует внимание зрителя на том, как совершенно рядовые чудовища утаскивают раненых товарищей с поля боя.

Поскольку роман Голливуда с Китаем обещает быть долгим (Поднебесная уже догнала США по количеству киноэкранов и неизбежно догонит и по сборам), американские СМИ бьют тревогу. Одни признают, что без азиатских партнеров все труднее снимать блокбастеры — слишком высоки финансовые риски. Других пугает восточная цензура, которой то и дело подчиняется корыстный Голливуд.

тати, китайская корпорация Wanda, в которую входит американская кинокомпания Legendary Pictures (создатели «Великой стены» и «Варкрафта»), очень дружна с компартией и не стесняется использовать административный ресурс. В декабре прошлого года местные сайты Douban и Maoyan (аналоги Metacritic и Rotten Tomatoes) собрали для «Великой стены» низкие оценки и пользователей, и критиков — что-то около 5/10. Спустя неделю оба сайта получили выговор в официальной газете компартии Peopleʼs Daily: мол, нельзя наносить такой ущерб национальной киноиндустрии. И это будет посильнее петиций против Rotten Tomatoes из-за рейтингов «Отряда самоубийц».

Впрочем, главное правило эффективной пропаганды — незаметность. Поэтому «Великая стена» притворяется простым и зрелищным боевиком — и делает это так хорошо, что про ее подоплеку легко забыть. Режиссер Чжан Имоу часто ездил за пределы Великой Китайской стены, чтобы менять свой черный порох на экзотических животных и завидные сувениры — золотого льва из Венеции, золотого и серебряного медведей из Берлина, награды в Каннах и призы от BAFTA. Тончайшие работы, порой идущие вразрез с идеологией страны (например, «Под ветвями боярышника»), в его фильмографии уживаются с размашистыми патриотическими эпосами: скажем, «Цветы войны» с Кристианом Бейлом — тот еще «Сталинград».

Но «Великая стена» из всех постановок Имоу больше всего похожа на церемонии открытия и закрытия Олимпийских игр в Пекине. Это не столько фильм, сколько последовательность сложнейших номеров, демонстрирующих могущество принимающей стороны. Тысячи статистов предусмотрительно наряжены в доспехи разных цветов — и это реверанс не только поклонникам киберспорта, но и военным и профсоюзам. Каждая следующая атака монстров — грандиознее предыдущей. Композитор Рамин Джавади («Варкрафт», «Игра престолов») управляет барабанщиками, как военным оркестром. В момент, когда зрителя нужно остудить, включается красивая и печальная песня на китайском. Сам язык звучит в фильме наравне с английским и заметно превосходит его в своей решительности, собранности и энергичности. Хореография батальных сцен подчеркивает, что любым чудищам, которые покусятся на Китай, будет противостоять миллиардный монолит. А обязательные номера с фейерверками и воздушными фонарями успокаивают: давайте жить дружно.

Самое поразительное в этой красивой, дорогой и благородной истории — то, что монстры в ней нарисованы немногим лучше, чем в компьютерных играх девяностых. То ли им так отказывают в праве быть частью этого великого шоу на 150 миллионов долларов, то ли в старомодном дизайне чудовищ был какой-то коммерческий план. Впрочем, если он и был, то не осуществился. В китайском прокате фильм провалился, собрав в первые выходные гораздо меньше, чем местное фэнтези «Моцзинь: Забытая легенда», а на второй неделе рухнул ниже комедий. А в Америке, по прогнозам Variety, «Великую стену» разрушат и бульдозер «Лего Фильм: Бэтмен», и аксессуары «На 50 оттенков темнее», и комедия с Айс Кьюбом.

А теперь — самое главное: всю эту геополитику лучше выбросить из головы. «Великая стена» — честное и эффектное боевое фэнтези. И обвинить его можно разве что в том, что сложности «Игры престолов» оно предпочитает простоватую удаль «13-го воина», «Последних рыцарей», «Орла Девятого легиона» и «300 спартанцев». Но в мире, где сложности стало слишком много, а авантюрных романов о смелых, надежных и веселых героях — слишком мало, никакой это не грех.

16 февраля 2017
5

История совершенно никакая, банальная и скучная. Немногое, что хотелось бы отметить: красивые костюмы, размах (сил и денег вложили много), мощные в плане визуализации сцены первого сражения на стене, неплохие декорации и несколько харизматичных китайцев. Персонаж Мэтта Дэймона прописан скучно, его действия угадываются на раз-два, не хватило ему внутреннего конфликта. Юмора практически нет. Эмоций лично у меня этот фильм не вызвал вовсе. Разочарована.

2 февраля 2017
5

Скучная история, скучные характеры, никакая актерская игра.Но зато зрелищно. Так что если вы любитель остросюжетных зрелищ - этот фильм для вас. Но если вы ищете в кино хороший рассказ, интересных персонажей и логично продуманную вселенную - это кино не для вас. Очевидно что оно снималось для китайского рынка, где совсем другой подход к кино, и совсем другие вкусы.

14 февраля 2017
1

Настоятельно не рекомендую. Кроме глупого сюжета особое раздрожение вызывает нелогичность поступков героев, да, и вообще какое-то раздрожающе не логичное кино. Ни сказка, но и не исторический фильм. Ни фентези, вообще ни что.

16 февраля 2017
9

В общем понравилось все!!! На любителей этого жанра фильм произведет впечатление, так как давно ничего подобного не было. Мэтт предсказуем, но очень крут. Немного концовку подпортили завышенной эпичностью главных героев. Но в целом общего впечатления не испортил. Смотрелось все на одном дыхании.

16 февраля 2017
9

отличный фильм! смотрел с восторгом на одном дыхании👍

24 февраля 2017
Все отзывы
Читайте также
20 фильмов с голливудскими актерами в неожиданных амплуа
20
фильмов с голливудскими актерами в неожиданных амплуа
20 фильмов с голливудскими актерами в неожиданных амплуа
11 полнометражных аниме Хаяо Миядзаки, которые настала пора показать вашим детям
11
полнометражных аниме Хаяо Миядзаки, которые настала пора показать вашим детям
11 полнометражных аниме Хаяо Миядзаки, которые настала пора показать вашим детям
12 фильмов (и один сериал), которые мы ждем с Каннского кинофестиваля 2023 года
12
фильмов (и один сериал), которые мы ждем с Каннского кинофестиваля 2023 года
12 фильмов (и один сериал), которые мы ждем с Каннского кинофестиваля 2023 года
Кинопремьеры недели: «Непосредственно Каха. Другой фильм», «Беглец», «Быть Сальвадором Дали» и «Иллюзия побега»
Кинопремьеры недели: «Непосредственно Каха. Другой фильм», «Беглец», «Быть Сальвадором Дали» и «Иллюзия побега»
Кинопремьеры недели: «Непосредственно Каха. Другой фильм», «Беглец», «Быть Сальвадором Дали» и «Иллюзия побега»
Создайте уникальную страницу своего события на «Афише»
Это возможность рассказать о нем многомиллионной аудитории и увеличить посещаемость