Нет справедливости на свете. Деревенский староста избил мужа беременной Цю Цзю, и вместо того, чтобы извиниться, прогнал бедную женщину с порога. Тогда Цю Цзю пошла искать правды у администрации, но та лишь назначала причитающиеся ее мужу компенсационные 200 юаней, которые староста надменно бросил к ее ногам. Не успокоившись на этом, Цю Цзю продолжает стучать во все двери, но всюду получает один и тот же ответ. Никто не может заставить старосту публично признать вину. Считая, что вся власть покрывает чиновника, чтобы тот не «потерял лицо», крестьянка обращается в суд.
Фильм, за который Чжан Имоу получил «Золотого льва» буквально напоминает народный сказ, который мог возникнуть в деревенской среде в XX веке, когда в волшебство уже никто не верит, но сказочная структура сохранения историй в народной памяти остается. «Невинно гонимая» Цю Цзю ступень за ступенью проходит все круги бюрократического ада, отправляясь словно в неведомое царство. Путешествует по провинции она за счет заготовленного и высушенного перца, который она продает на рынке, и который имеет свойство кончаться. Как только Цю Цзю продаст последнюю связку, у нее не останется ресурсов, чтобы вести борьбу. Перцем обвешивает Имоу дом Цю Цзю, в то время как у старосты жилье увешано кукурузой. Любой проходящий мимо сможет определить, кто в деревне самый богатый по таким вот закромам. И так не богатая Цю Цзю беднеет, а у старосты дом цветет бледным желтым цветом. Наконец, в дорогу героиня всегда берет маленькую верную помощницу, сестру мужа Мэй Цзи, помогающую Цю Цзю не терять бодрость духа при любых неприятностях
Действительно, можно было бы вполне доказать, что фильм Чжана Имоу морфологически состоит в виде сказки, и это дает ему существенное преимущество. Несмотря на то, что картина снята реалистично и без специально подготовленных сцен, зачастую и вовсе скрытой камерой, сама структура сценария вызывает ассоциации с историями, которые мы слышали в детстве, а потому экран цепляет к себе, и за хождениями Цю Цзю оказывается так интересно наблюдать. Это подтверждается наличием литературной основы сценария — новеллой Чэня Юаньбиня «Тяжба семьи Вань». Много позже режиссер полностью обратиться к зрелищной форме эпоса и снимет «Героя», «Дом летающих кинжалов» и «Проклятие золотого цветка», но социальная острота этих картин будет существенно меньше.
В «Цю Цзю идет в суде» Чжан Имоу воспевает деревню и деревенский образ жизни, а также наивных и честных людей, которые трудятся не покладая рук. Неискушенной в вопросах права Цю Цзю трудно понять, что ни один суд не может заставить человека почувствовать себя виновным, и что материальная компенсация — это максимум., на что она может рассчитывать, пока не выясняться новые обстоятельства дела, грозящие изменением статьи и меры пресечения. Цю Цзю жаждет высшей справедливости, раскаяния, в чем суд некомпетентен. Так, она по незнанию обнажает острейшую проблему правосудия - его природу. Действительно, чего стоят все деньги и сроки, если преступник считает себя правым? Сколько людей исправило тюремное заключение? И как мы можем быть уверены, что обидчик понесет заслуженное наказание, а не использует коррупционные связи? Правосудие для всех едино? И почему, в конце, концов, кто-то считает, что его статус может позволить ему пинать другого человека ногами?
«История Цю Цзю» — это история о том, как бедная крестьянка начал отстаивать права человека в стране, где традиционно считается, что прав у человека нет. Но дело, говорит Имоу, не в государстве, а в людях которые это государство составляют. Нечто подобное могло произойти, где угодно. Механизм судопроизводства так несовершенен и не чуток к потребностям и желаниям людей, что не ровен час, можно и пожалеть, что запустил его.