Гарри Мельхиор стал чемпионом по плаванию 12 августа 1961 года, и Коммунистическая партия ГДР очень хотела за него гордиться. Но аккурат на следующий день та же самая партия придумала строить посреди Берлина стену, а вот такое в планы Гарри точно не входило. Среди первых он успел обмануть таможню и убраться в западную часть, но на Востоке осталась сестра - единственный любимый человек. Гарри начинает рыть туннель. Факты реальные: действительно чемпион Мельхиор вырыл в январе 1962-го туннель между Берлинами, по которому сбежало на Запад несколько десятков человек. От этого фильм смотреть интереснее. "Интересный" - верное слово для определения "Туннеля". Хотя там ничего не взрывается, нет детективной интриги, и интрига любовная очень сдержанная, все 2 часа 40 минут сидишь как пригвожденный. Режиссер Рихтер в полной мере владеет даром выстраивать линейное повествовательное кино, какое смотрели в 60-х, когда спецэффектов особо не было. Спецэффектами были красивые и талантливые актеры, которые есть и здесь. Например, Хайно Ферх, которого правильно описать как немецкий ответ Брюсу Уиллису, и ответ полноценный. К чести Рихтера, он как режиссер совершает важную операцию: использует самые роскошные приемы великого европейского кино тех лет. Не стесняется занимать у Висконти, Антониони, причем переводит их метафоры в плоскость политическую. Как это работает, хорошо видно на одном примере. В "Затмении" (1961), если видели, Витти и Делон касаются друг друга руками и целуются через стеклянную стену: для Антониони это был знак невозможности полноценных коммуникаций между горожанами. В Берлине-61 Рихтера девушка касается Берлинской - непрозрачной - стены, за которой умирает от пуль, застигших его при попытке бегства по ту сторону, ее любимый. Она не может знать, что он именно в этой точке, но безошибочно касается тех мест стены, в которых по ту сторону находятся его голова, плечи, руки. В фильме Рихтера, который и не для фестивалей, и не для мультиплексов, течет, безусловно, голубая кровь европейского большого стиля.