Режиссер Рихтер снимает на немецком телевидении очень качественные повествовательные фильмы на основе историй времен Берлинской стены («Туннель»). Это один из них, правда, уже совсем о закате ГДР. 1988 год. Офицер Штази (Хайно Ферх, немецкий Брюс Уиллис) крайне недоволен тем, что его сын вырос панком. Когда за выкрутасами последнего на рок-концерте следует привод в милицию, оболтуса отправляют в армию, где он к радости отца и ужасу настроенных на демократию матери и сестры решает посвятить свою жизнь борьбе с угрозой капиталистической интервенции. А Стене осталась жалкая пара лет…
Действие фильма разворачивается в ГДР в 1989 г. на фоне всем известных изменений и событий. Это довольно запутанная в родственных отношениях история об одной семье: отец – офицер штази, мать (Ханна) – активист демократического движения, дедушка – бывший нацист, нынче вроде тоже как на стороне демократического движения, сын (Марко) – неформал, его подруга (Аня) – якобы вообще темная личность, на самом же деле, обычная молодая девушка, стремящаяся к обновлению страны, любовница отца – тоже работник спецслужб, и, наконец, командир части, где проходит армейскую службу Марко, бывший разведчик, оказавшийся отцом Ани.
В общем фильм наверное про то, как водоворот истории затягивает людей, делит их, расставляет по разные стороны баррикад, как болевые точки истории становятся болевыми точками истории семейной. Сын, ненавидящий отца нациста («ты пришел и сел в своем нацистском плаще, ты был для меня воплощением всего фашистского режима»), который признается, что пошел работать в госбезопасность и стал правоверным коммунистом лишь на зло отцу, бросает фразы типа «Лучше бы ты тогда под Сталинградом погиб» и как сумасшедший орет своей жене в ответ на «Твоему отцу тоже приказывали!» «Не сравнивай меня с отцом!».
Отношение к отцу-штази в его семье тоже довольно странное, и его принадлежность к спецслужбам является закрытой темой. Еще один персонаж фильма – это компания друзей Марко. Там, несмотря на кажущуюся легкость и общий боевой задор, отношения довольно напряженные. Стоит немного усомниться в общих целях и ты уже враг и предатель, тем более если отец у тебя – офицер штази. А Аню вообще подозревают в том, что ее отношения с Марко – это только способ слежки за его отцом, так как ее отец (которого она даже не знает) на самом деле не погиб в автокатастрофе, а является бывшим разведчиком, который в свое время после работы в Чили тоже потерял доверие своих сослуживцев, которое полностью ему вернуть так и не удалось. В таких же напряженных отношениях Марко оказывается с самим собой: находясь в армии, он обнаруживает, что не все так однозначно, чем опять-таки вызывает беспокойство Ани и своих друзей. Короче, это все вопросы доверия и того, что бывают такие времена, когда люди вынуждены делится на своих и чужих.
Но надо добавить, что впрочем в фильме нет такого накала страстей, о котором можно было бы сделать вывод из выше написанного. В фильме это все выглядит как-то мягче и, наверное, естественней. Как часть обыденной жизни.
Другая линия – это поведение правоверных коммунистов (в первую очередь, отца) в условиях когда их мир рушится на глазах и они это видят, но ведут себя так как будто ничего не замечают. Он в какой-то уже агонии начинает судорожно сжигать книги со словами «надо избавиться от этой западной дряни» и не слышит, когда ему все вокруг говорят «очнись, посмотри, все меняется и этого не остановить».
Еще запомнился такой забавный эпизод: Марко отказывается от столика в переполненном кафе, который достался им благодаря отцовской корочке, показывая тем самым свое неприятие системы подобных привилегий и выходя из-под покровительства свое отца-штази. Но в то же при более серьезной ситуации принимает помощь от отца, благодаря которой его освобождают из тюрьмы.
Вообще было бы интересно посмотреть на этот фильм в общем контексте немецких фильмов о периоде объединения Германии и предшествовавшем ему, снятых уже в конце 90-х и позже. Но мне, к сожалению, для этого не хватает киноэрудиции. Вспоминаю только «Гудбай, Ленин».