Сюжет достаточно традиционен. Несправедливо когда-то уволенный сотрудник силовых структур правопорядка оказывается в нужное время в нужном месте, чтобы предотвратить катастрофу.
Пока герой в эпицентре грядущего апокалипсиса федерального масштаба в одно лицо наводит правопорядок и реализует правосудие, новое руководство силовой структуры (что характерно «я – из Питера») устанавливает факт допущенной несправедливости в отношении героя и постановляет «вернуть на службу после выполнения задания». Бывшие коллеги на черных джипах торопятся на помощь, выясняя в пути, кому более стыдно за проявленное некогда малодушие, а бессердечный журналист в телефургоне торопится за черными джипами, чтобы сделать сенсационный репортаж.
В американском боевике герой спас бы поезд, показав класс рукопашного боя и наблюдательности, нашел про-между-прочим, новую любовь вместо невесты, ушедшей от него после увольнения, обменялся примирительными рукопожатиями с подоспевшими к опущенному занавесу коллегами и, получив заслуженную награду из рук нового начальства, был бы восстановлен на службе.
Но режиссер снимал не традиционный боевик по привычной схеме. Герой суетится, прокалывается второпях перед террористом, а под конец погибает. Отрывочные разговоры героев, фрагменты чужих биографий, всплывших в процессе этих разговоров. Почти как в жизни. Но жизнь и кино не тождественны. Органичное в жизни не очень хорошо смотрится на экране.
Также излишне навязчиво муссируется число "сорок": сорок минут идет электричка, сорок секунд пройдет от момента открытия сумки террориста до взрыва, главному герою в день, когда происходят события исполняется сорок лет.
Фильм снят неровно и огорчает недостаточным раскрытием заявленных автором тем.
Автор задал вопрос: должна быть коллективная ответственность всех пассажиров метропоезда за убийство одним пассажиром другого по причине его принадлежности к другой нации или расе?
И должна ли быть личная ответственность человека за коллективное преступление? Например, за ведущуюся руководством России до сих пор (да-да! Если ее не показывают в новостях, то это еще не значит, что на Кавказе наступил мир) войну в Чечне?
Ответа или своей точки зрения Александр Галибин, на мой взгляд, в своем фильме не дал.