Полицейский Дэниэл Чьелло (Трит Уильямс), работающий в нью-йоркском отделении полиции, сталкивается примерно с теми же проблемами, что сержант Серпико - герой гораздо более ранней ленты того же режиссера Сидни Люмета. А именно - коррупция в полицейских кругах на всех уровнях, связи с преступностью, торговля наркотиками. И, как и его более ранний предшественник, Чьелло решает бороться с этим, однако и мотивы, и способ борьбы у него иные. Во-первых, Дэниэл сам не такой уж честный и чистый, раз на то пошло, и сотрудничать с отделом по борьбе с внутренними преступлениями в полиции он начинает не совсем по собственной воле. А во-вторых, в отличие от Фрэнка Серпико, он не одинокий рыцарь, сражающийся с ветряными мельницами. У него более грязные методы борьбы, более тесное знакомство с улицей, и сам он увяз во всем гораздо более глубоко. Кто друг, кто враг - разобрать становится все сложней и сложней, равно как и в том, кому все еще можно доверять. В мире, состоящем из секретов, ничто не является тем, чем оно кажется.
Работая над "Принцем города" Сидни Люмет пытался уловить ту самую грань между реальностью (фильм, как "Серпико" поставлен по реальным событиям) и выдумкой. Так, к примеру, возьми он на главную роль Пачино или де Ниро, что напрашивалось само собой, их яркие и запоминающиеся образы окончательно бы разрушили ту хрупкую схему реалистичности, которой придерживался автор, создавая сценарий, столь далекий от документалистики, впрочем. То есть история о том, что Аль Пачино отказался от роли несколько далека от истины - все это было до того, как в кресло режиссера фильма посадили Люмета. В результате на главную роль взяли Трита Уильямса - очень талантливого актера, но не самого известного. Конечно, это тут же ударило по кассовым сборам фильма, но поддержало драматургию на должном уровне. Более того, Люмет вообще постарался избежать примельканых лиц настолько, насколько это возможно вообще.
"Принц города" стал одним из самых технически и драматургически сложных фильмов, что снял за свою жизнь Сидни Люмет. Оригинальной длительностью более трех часов, он был урезан до чуть более чем двух с половиной часов, однако состоял из бесконечного количества диалогов, локаций и декораций. И это все вопреки тому, что Люмет уложился в меньшую сумму, чем та была заявлена в качестве бюджета (10 миллионов). Кроме того, снимался фильм без использования средних линз - все только при помощи широкоугольных и длиннофокусных камер. По замыслу режиссера, в фильме ничего не было нормальным, а город играл чуть ли не главную роль. Как это часто бывает с фильмами Люмета, он вновь визуально делил фильм на несколько частей. В первой декорации и стены освещались сильней, чем актеры, во второй - в равной степени, а в финальной - актеры выходили на свет в буквально смысле. Все это визуально подчеркивало важность тех или иных отношений в тот или иной момент фильма. С той же самой целью со временем уменьшалась и плотность наполнения кадра, постепенно переходя от обилия общих событий к концентрации на фигуре Чьелле.
Отдельного упоминания достойно и количество разных сцен и декораций, в которых снимался фильм. Всего их было 135, а учитывая, что фильм сняли за полтора месяца, то математически получается, что в день Люмет и компания работали как минимум в двух съемочных площадках, которые были настолько разнообразные, что пришлось сколотить специальную бригаду, которая бы быстро собирала вторую сцену, пока все работают на первой, и это не говоря уж о двойном количестве техников и осветителей. В принципе, для фильма продолжительностью под три часа такое обилие сцен является в принципе даже нормальным. Хотелось бы, чтобы подобного принципа придерживались все, кто хочет снимать такие длинные фильмы.
По сути, как признавался потом сам режиссер, "Принца города" он снял еще и потому, что чувствовал, что не достаточно глубоко и точно показал жизнь и работу полицейских в "Серпико". Так или иначе, интересен еще способ выпуска фильма в прокат. Дистрибьютеры не имели возможностей запустить полноценную рекламную кампанию, поэтому начали показ фильма в ограниченном количестве кинотеатров для того, чтобы те, кто уже посмотрел этот фильм, рассказали о нем своим друзьям. Тут же подоспели и журналисты, рецензии которых были как ругательные, так и хвалебные. Со временем последних становилось все больше, однако не это главное - Люмету позвонили из Администрации по борьбе с наркотиками и попросили копию фильма, дабы хранить ее и показывать в качестве учебного материала. Вот так вот.