Детектив, Фэнтези, Драма |
14+ |
Рената Литвинова |
1 ноября 2012 |
18 октября 2012 |
1 час 40 минут |
ritaslastfairytale.ru |
Женщина в черном (Литвинова) едет через белоснежный лес, выходит у заброшенного здания и стучится в волшебную дверь. Привратницы с косами отправляют ее на задание: забрать чистую и красивую душу Маргариты Готье. Маргарита лежит в разваливающейся больнице, где работает ее спивающаяся подруга Надя (Друбич) и куда таинственная незнакомка снисходит под видом медсестры Тани Неубивко. Само собой, в морговое отделение. Маргарита влюблена. Надежда — несчастна. Таня все понимает, но ее не очень волнуют мирские проблемы.
Второй игровой фильм Ренаты Литвиновой, сделанный на ее собственные деньги и под ее полным контролем, выглядит еще стройнее и изящнее, чем «Богиня». Если попытаться кому-то объяснить, как можно снять такое невесомое, почти эфемерное высказывание о природе смерти, кто угодно в лучшем случае пожмет плечами в ответ. Да и незачем объяснять. «Последняя сказка Риты» — это, строго говоря, вообще не фильм, это кинопоэзия, где главная героиня — сама смерть, которая умеет оживлять чучело хорька, прикуривать через стекло и принимать сигналы с того света при помощи позаимствованного у Жана Кокто радиоприемника. Сюжет этой притчи разбивается на осколки — так распадается умирающее сознание, лихорадочно выхватывая из памяти обрывки воспоминаний о счастливой любви и хрупкие надежды на то, что все когда-нибудь наладится. Но здесь ничего не наладится: реальность — это убожество, безразличие и грязные больничные стены, заселенные садистами и опасными психопатами, а от несчастья можно скрыться только на предсмертной вечеринке в кафе «Запределье». Встреча Риты с неизбежностью оборачивается макабрическим фарсом, театром абсурда, окутанным сигаретным дымом, — тут курят все, и так много, что Рите по ночам является мать, заботливо укладывающая ее в гроб со словами: «Может быть, хоть тут ты бросишь». С того света она явится в элегантной шляпе из дымящихся сигарет — не потому, что не бросила, а потому, что патологоанатомы уронили окурок в ее вскрытое тело. Но Маргарите уже все равно: теперь она гораздо живее, чем те, кто остался в уродливых руинах объективной реальности, с которой отказывается мириться Рената Литвинова: ее Таня ворчит на то, какими некрасивыми стали здания, а потом уходит сквозь стену в иной мир. Умирать не страшно, жить гораздо страшнее. Ведь смерть приходит в желтом платье и с бокалом шампанского. А дальше — дальше, как известно, титры.
Литвинова создает удивительный ни на что непохожий мир. по степени художественного переосмысления реальности этот мир, на мой взгляд, дает фору даже перехваленной реальности Пандоры из кэмероновского "Аватара". в творчестве Ренаты есть что-то от художественных методов Муратовой, что-то от Хамдамова, но эти заимствования в совокупности формируют нечто такое, чего раньше никто никогда не делал. Рената отличается от своих учителей своим уникальным чувством Смерти. Смерть - основной персонаж "Последней сказки Риты" и это не метафора. нет в России больше такого художника, который так остро и неоднозначно мог бы рассуждать на тему смерти. такого художника нет нигде в мире, в этом смысле Рената - явление уникальное. "Последняя сказка Риты" хороша уже одним этим - но немало у нее и других достоинств. восхитительный по красоте визуальный ряд, замечательный саундтрек, остроумные диалоги - все это отличительные черты последнего фильма Литвиновой.
- В этой больнице совсем нет красивых женщин.
- Есть.
- Да, но меня скоро выпишут.
как бы хотелось, чтобы Ренату Литвинову как можно дольше не выписывали из нашей с вами общей больнички...
Бесспорно Рената Литвинова показала этим фильмом, что ее мир резко отличается от обыденной реальности. Когда Вы готовитесь посмотреть картину, то заранее знаете, что она едва ли будет веселой и легкомысленной. Но мои худшие опасения не оправдались: в фильме очень много юмора, великолепные диалоги. В то же время некоторая предопределенность ничуть не портит впечатления от картины. Зритель знает, что героиня Литвиновой, как и сама Рената, не от мира сего. Она как бы оправдывается перед существом загробного мира, что старалась сделать так, чтобы ее, воплощение смерти, не рассекретили. Но только она смогла общаться с загробным миром с помощью неисправной телефонной будки, слушать радиоприемник, сообщающий будто некрологи сведения о снесенных зданиях-порталах, только она смогла проявлять человечность и сострадание среди абсолютного эмоционального выгорания врачебного персонала. Как бы невзначай Литвинова жалуется, что все старые здания в городе разрушили, а на их месте построили какие-то убогие. "Что же это? Власти или мэр?" Литвинова сетует, что в этом городе среди женщин ценятся встречи с мужчинами, принято выпивать, а ее "оболочка была повреждена". Саморазрушением в фильме заняты решительно все: "Не курите, вы же врачи", но сигарета за сигаретой сгорают и тлеют, украшая, появившийся в финале призрак Риты. В фильме высмеиваются пошлость и убогость этой жизни: где нормой считается зашить окурок во вскрытом теле, где как бы лучшая подруга пропускает звонки смертельно больной подруги... Героиню Друбич, которая всю картину сожалеет, что за все почему-то должна платить она, прорывает лишь в конце фильма. Тогда-то и становится понятно, почему заболела Маргарита, откуда эта тоска. Во время кульминации я, не без помощи музыки Земфиры, не смог сдержать слезу. Как и после первого фильма Литвиновой, я не могу назвать этот фильм черным и грустным, наоборот: успейте любить здесь и сейчас, а на том свете, разве что курить бросить сможете. Смысл жизни есть - любовь!
Уныло размазанное на сто минут действо, напоминающее обрывки пронумерованных кошмарных снов школьника, пишущего реферат на тему романа Чернышевского "Что делать" .
Безусловно удачная реклама меховой промышленности. Удачная презентация собственно госпожи Литвиновой - красавицы, личности и человека. Злободневная критика в адрес бывшего московского мэра. И просто блестящая кампания против табакокурения.
Только для кино с претензией -
ЭТОГО МАЛО.
У меня от фильмов Ренаты Литвиновой остаются смешанные чувства. С одной стороны я понимаю, что второй раз пересматривать ее творения я не готов, с другой стороны, меня привлекает то, в нашем российском кинематографе все-таки есть что-то ярко выраженное авторское. Поэтому редкое появление альтернативы штампованным масс-продуктам заставляет смотреть фильмы Литвиновой. Конечно, ажиотаж, который складывается вокруг новой картины Ренаты, подогревает интерес к нему, но если отвлечься от этой шумихи и все-таки обратиться исключительно к фильму, я бы сказал, что «Последняя сказка Риты» - сказка не для меня. Безусловно, Литвинова как никто другой чувствует женскую природу и все героини фильма как разные грани целого. Каждая героиня несчастна по-своему. Одна из них любит, но ее жизнь уже слишком коротка, другая вроде как живет, но несчастна в браке, а третья ищет любовь, но любовь в ее «несуществующую жизнь» никогда не придет. И мне хочется спросить у автора: «Неужели не бывает счастливых женщин?». Как зритель, я был бы счастлив, если бы фильм был хоть чуточку быстрее, чтобы сцены были не такими затянутыми. Одни герои избыточно манерны, другие статичны и безымоциональны. Вероятно у Литвиновой был какой-то замысел. Может быть, она хотела подчеркнуть однообразие в жизни героев, может быть это тот темп, в котором живет сама Рената и он для нее комфортный. Но скажу честно, в какой-то момент мне показалось, что фильм крадет мое время. Очень остро я это почувствовал, когда в кафе «Запределье» героиня Литвиновой слишком долго поет голосом Земфиры, под невнятные и очень дешево поставленные танцы. Эта сцена сорвала апплодисметы в зале. Но для меня ни та картинка на экране, ни звук не явили собой какое-то великое творение. Честно. Даже (да простит меня Литвинова), казалось, что мне показывают что-то из home video… Мне бы очень хотелось услышать комментарий автора о том, как она оценивает свою работу, поскольку (к сожалению) на мой субъективный взгляд этим фильмом Литвинова как режиссер и как актриса не привнесла чего-то принципиально нового в свое творчество.
Ну что сказать... Я знал Ринату Литвинову по фильму "Страна глухих" как актрису, с удивлением узнал, что она же сняла "Богиня, как я полюбила" - восхитительный фильм. Но то, что я видел сегодня под названием "Последняя сказка Риты" ужаснуло меня! Это бездарный фильм БЕЗДАРНОГО режиссера! Попытка, может быть, сделать красивую зарисовку про любовь и смерть, а в результате... нуднятина ни о чем на два часа, кричащие о своей дороговизне, слишком яркие не к месту костюмы, ломающая уже совсем невпопад Литвинова (ну нельзя же так переигрывать свои "странности"!), и много много курева. Герои фильма, главные и не очень, так остервенело и постоянно курят, что создается ощущение, что известная табачная компания немного переплатила за "скрытую" рекламу, и режиссер уже просто не знал куда еще впихнуть проплаченные сигареты, дабы выполнить взятые на себя обязательства "по пять окурков в кадре". Одним этим фильм создает крайне неприятное впечатления, наверное, даже для курящего человека.
Дальше больше. Актеры-женщины пытались подражать главной. Получалось плохо, еще хуже чем у нее. Мужчины каких либо значимых ролей в фильме не играют, кроме любовника Риты (Николай Хомерики), но его роль настолько незатейлива, что он либо не смог, либо не захотел проявить свое актерское мастерство.
Незамысловатый сюжет, примитивные диалоги, повторение одной и той же фразы несколько раз подряд - типа художественный прием режиссера.. Бред! Смотрится смешно, наивно, глупо, как угодно, но только не как серьезный смысловой символ.
Наоборот, зрителю, как третьекласнику в учебнике, разжевывают каждый шаг главных героев.
Учитывая все это, а так же полное отсутствие какого-либо смысла и художественной ценности, напрашиваются неутешительные выводы: 1. фильм снят Литвиновой, с участием Литвиновой и для Литвиновой одной. 2. Литвинова, повторюсь, бездарный режиссер, сценарист, художник по костюмам и пр.
Жаль, что в этом оказалась замешана моя любимая певица Земфира. Честно говоря, пошел на фильм по рекомендации и из-за саундтрека Земфиры. Был разочарован даже этим. Прозвучавшие песни Земфиры были так же ни о чем и никакие, как и весь фильм (уж простят меня ярые поклонники Рамазановой). Единственная приличная композиция прозвучала в конце, в титрах - "Красота", но ей сто лет в обед, и уже не удивишь.
В итоге: если вы не поклонник Ринаты Литвиновой - не ходите на этот фильм, будете крайне разочарованы. Если поклонник - тоже не ходите, иначе есть вероятность, что вы вдруг узнаете, что принцессы тоже пукают (если не обделываются вовсе).
P.S. Есть момент. Я смотрел "Богиня, как я полюбила". Фильм показался мне чуть ли не гениальным и я еще минут 10 вштыривал в титры и слушал финальную песню Земфиры. Я не понимаю, как это и то мог снять один режиссер.