Фаина, растрепанная зябкая девушка за 30, с замашками поэтессы Серебряного века и говором лимитчицы, служит дознавательницей в милиции. Служит по явному недоразумению, вследствие какого-то труднообъяснимого юмористического сбоя в работе кадровой службы. О своем несоответствии — как служебном, так и общему устройству мироздания — она сама прекрасно осведомлена. Как и о том, что всю жизнь живет в каком-то пограничном мороке — от коньяка ли, который пьет, как чай, на завтрак, обед и ужин, или оттого, что в кривой комнате, где она спит, не заклеены оконные рамы, и через щели беспрепятственно ходят призраки. Особенно настойчиво — призрак мамы с накрашенным лицом Светланы Светличной. Она касается сухими пальцами наштукатуренных щек и, как положено призраку, зовет Фаину пойти с ней, забыться, умереть. Решись она, в ее распоряжении есть замечательный шлюз между мирами — общепитовская стекляшка, которая существует как во сне, так и наяву и где вполне очевидные мертвецы и вполне живые толстухи, не стесняя друг друга, плечом к плечу кушают коньяк и суп.
В Фаину влюбляются все: нервные подследственные, коллеги и даже нелицеприятный оперативник Ягуаров (Мурзенко) — единственный, кто вслух говорит то, про что думают все остальные: «Как эту вообще в органы взяли?» — но при этом все равно глядит ей вслед со вздохом. Сама же Фаина про любовь не понимает ничего и пытается хоть что-то узнать у тех, кого имеет законную возможность расспрашивать, — у фигурантов уголовных дел: психопата Хабенского, состав чьего преступления так и не проясняется, у семейной пары врачей, которые очень любили друг друга и год продержали у себя в ванной украденную соседскую девочку. Обладатели столь нужного дознавательнице знания, однако, уходят от ответа: подследственный прыгнул из окна, врачи полоснули друг друга по шее, чтоб не сдаться медлительной группе захвата. Их, кажется, не догнать, но способ есть: с помощью потенциально смертельной алхимической сыворотки и старого зеркала, в которое Литвинова и шагает ближе к концу фильма — для разнообразия причесанная и накрашенная, с казенной папкой желтого цвета и стопкой бланков для допроса у груди.
Если предположить, что «Богиня» на каком-то из этапов своего производства была связной историей с началом и концом, значит, снимали ее на какой-то слишком хрупкий носитель, который разломался, как печенье, и частично просыпался сквозь пальцы, пока его бегом несли со съемочной площадки в монтажную. Склеенный из того, что осталось, фильм обладает всеми свойствами чужого сна, пересказанного по горячим следам сиплым спросонья шепотом, чтоб не дай бог ничего не забыть и не упустить, но все равно успевшего разойтись по швам и растерять изрядную часть причинно-следственных цепочек. Практического толка от него — как от густо исписанных одним-единственным глупым словом протоколов, которые в финале выносит с того света уже неживая, все для себя понявшая дознавательница. Понятно, что человек куда-то сходил и потом вернулся обратно, но чтоб как-то воспользоваться результатами этого расследования — за это надо заплатить несколько больше, чем стоит билет в кино.
В фильм влюбилась сразу. Да, многие могут говорить об излишней манерности Ренаты Литвиновой, которая в этом фильме не только исполнительница главной роли, но и сценарист и режиссер. Но именно эта манерность отрывает нас от обычного взгляда на вещи, явления – и открывает то, на что за привычностью жизни не обращаешь внимания.
Если в афишах увидите скупые слова: "Следователь Фаина расследует дело о загадочном исчезновении девочки..." - забудьте их. Фильм не об этом. Да, в этом уголовном деле будут найдены и те, кто похитил девочку, и сама девочка... Но это будет еще в середине фильма, когда до финальных титров еще далеко.
Так про что же фильм? Про любовь. Сюжетная линия фильма будет вечно прерванной. Как и само чувство любви. Оно всегда прерывается и воскрешается вновь. И не раз. Про нелюбовь. Неуютно жить на Земле тем, кто не любит. Не оттого ли они так легко вонзают в себя острые холодные ножи и легко шагают в открытое окно…
Про смерть. В фильме ее много, но ее не боишься. «Хорошо бы жить так долго и долго, любить и любить тебя. И чтобы ты был бессмертен, ни в коем случае не опередил меня… не убежал, я так называю смерть. Она такая не страшная, но пусть она никогда не приближается к тебе».
Про жизнь. Жизни в фильме не меньше, чем смерти. Жизнь в ее контрастных проявлениях: старый измученный кафель с модными плакатами Vogue… суп с коньяком… Героиня словно всю жизнь живет по нечетным дням и даже «уходит» в нечетный час. Все так странно, но почему-то обыденно. Гармонично сливаются воедино противоречия. И ты понимаешь, что это и есть жизнь.
Про смысл жизни. О том, что он есть, и состоит из знакомого до боли всем слова - любовь. «Смысл жизни есть – любовь… любовь… любовь…» «Тело мое нашли в 5 утра на станции Речного вокзала. Руки мои были исколоты, а смерть моя наступила в результате остановки сердца…Как я и предсказывала. Со мной нашли папку с протоколом: на одной странице было нарисовано лицо, а на обратной стороне вопрос о смысле моей жизни. А все остальные листы были исписаны ответом. И это было только одно слово - Любовь….»
Титры уже заканчивались, а я все сидела, завороженная фильмом и саундтреком.
Рената Литвинова. Инопланетный гость. "Богиня: Как я полюбила". Это экранизация ощущений жизни Ренаты. Смотреть этот фильм можно огромное количество раз. И целиком, и эпизодами. И все-таки остается ощущение: что ты что-то упустил. Ты возвращаешься к картине и смотришь ее заново... и даже после этого ощущение упущеного не исчезает.
Чтобы хоть немножко разобраться в сюжете, я думаю, необходимо прочитать книгу - интервью с самой БОГИНЕЙ! Многое раскроется само собой! Многое так и останется загадкой!
-Понятно? Ягуаров?
-Да, когда же она запомнит! Егоров - Я! И как эта женщина, вообще, попала в органы? Она же ненормальная!
Фильм Ренаты Литвиновой заставляет задуматься о смысле ЛЮБВИ. Существует ли "любовь"? Зачем она есть? Много ли любви в сегодняшнем мире? Что влюбленный готов сделать для любимой?
"Давай я тебе покушать что-нибудь приготовлю, а то ты здесь голодная небось."
А ОН готов принять ЕЕ такой, какая она есть. Со всеми ее "причудами" и наивным отношением к жизни. ОН любит ЕЕ, а она прячется от НЕГО. Для нее нет ничего важнее, как узнать, почему же врачи убили себя. Понять их. Она не думает о НЕМ, не хочет понять ЕГО. ОН лишь мешает "понять их". ОНА не видит ЕГО ЛЮБВИ. ОН для НЕЕ обуза. И что такое ЛЮБОВЬ, она не знает.
Фильм гениален, моя любимая цветовая гамма. А музыка какая животрепещущая! Сама героиня Литвиной, никто кроме неё не смог бы донести образ следователя с приветом. Ворона стучащая в окно; мама являющаяся во сне; странные врачи; парень на окне голодный; упитанный мужчина подбирающий шприцы - все это кажется таким естественным и в тоже время за гранью. В потоке нашей жизни мы не заметим эти элементы жизни. А Фаина замечает, она не гонится за деньгами и успешной карьерой. Она настоящая, живая пусть даже у нее нет богатого любовника и дома срач. Самое главное - это любовь и чтобы это понять, иногда необходимо умереть.
абсолютная какая-то пустышка, выполненная из цитат, обрывков, обломков... такие трешечки продают (продавали) что ли на ж/д станции марк, что около мкада. стеклянные брошки, полудрагоценные камешки, фольга и т.д. то что вороны любят в свои гнезда таскать - красивенькоЮ блестит!
хотя нет, на том рынке, и во всяких барахолках - там эти засаленные обрывочки, винтажные фотографии, патефоны, кружева были аутентичными, родными, даже кажется живыми и теплыми. в "Богине" нет, по-моему, вообще ни одного живого и "теплого" кадра. все украдено. навеяно. попытки привить финчеровский монтаж и линчевскую эстетику отечественному формату? ой, да не хочется мне даже копаться в голове у луноликой ренаты. выискивать какие-то аналогии. но так как рената - это уже не просто рената, блондинка, сценарист-ка, актрисса - это БРЭНД, явление - то у фильма все равно найдутся поклонники, готовые высасывать из пальца смыслы, любоваться жеманностью и пустотой. так тому и быть.
Посмотришь этот фильм - и вроде что-то знакомое, где-то все это уже было: накрашенные голые старухи с безумными глазами, нелепые толстые женщины, диалоги, которые, чтобы быть оригинальными, становятся банальными и... Ах да! Вот что самое главное! Литвинова, опять играющая Литвинову! Какое же потрясающее постоянство, прямо-таки безудержная преданность самой себе! Все тот же срывающийся голос, манерная интонация, картинные всплескивания ручками, закатывания глаз, угловатые дерганные движения. Ни на шаг не отходит девушка от своего образа. Дает повод усомниться в наличии таланта, хотя в принципе нередки в кинематографе случаи, когда актер находил свой удачный типаж и эксплуатировал его всю оставшуюся жизнь.
Итак: Литвинова играет Литвинову, фильм длинноват, и вроде придраться не к чему - а претензий много. Музыка прекрасна - но это не их заслуга. Хороша была идея - но все испортили... Не допрыгнули до самими же поднятой высоко над головой планки. Попытались снять эстетское кино. Ну хоть попытались. Не все же смотреть фильмы про реальную жизнь. Иной скажет: "Ну, в жизни так не бывает"! А на фига кино нужно, если в нем все как в жизни...