Триллер |
16+ |
Родриго Кортес |
24 сентября 2010 |
14 октября 2010 |
1 час 35 минут |
30 |
buried-film.ru |
Первые три минуты — только чернота, вздохи, хрипы и такой звук, как когда проводишь ногтями по голым доскам. Вспыхивает зажигалка, появляется потное лицо человека (Рейнолдс, «Предложение»), лежащего в каком-то очень тесном пространстве. В ногах у него звонит мобильный телефон. Следующие три минуты он извивается, чтобы дотянутся до трубки. Мы понимаем, что человек лежит в гробу, пусть и не очень глубоко закопанном, чтобы добивал сигнал. Из разговоров с женой (возможно, бывшей), требующим 5 миллионов долларов арабом, американской Службой спасения, начальником отдела кадров некой транспортной компании и сотрудником Госдепа мы понимаем историю погребенного: водитель грузовика, от жизненной безнадеги нанявшийся возить по Ираку гражданские грузы и попавший в плен к инсургентам. За 90 минут мы с ним так и не покинем ящика.
Идея посмотреть фильм с таким единством времени и места заранее кажется невыносимой любому человеку, который читал Эдгара По или слышал когда-нибудь историю про вскрытие могилы Гоголя. Советовать сходить на него — брать грех на душу, решайте сами, но, если начистоту, при просмотре «Погребенный» вызывает меньше физиологического ужаса, чем можно было ожидать. Полнометражный дебют испанца Родриго Кортеса — это прежде всего триумф техники, блестяще разыгранная партия в странную игру, комически жесткие правила которой выдумал сам игрок. Как можно разнообразно снимать человека в закрытом гробу? Как срежиссировать там сцену неожиданного нападения, борьбы и погони? Как вытянуть остальные полтора часа сюжета на одних звонках по мобильному? Как заставить играющего такое актера не срываться в симуляцию истерики? Кортес блестяще знает ответы на все эти вопросы, но что-то в его фильме заставляет задавать ему и другие. Ничего, что в самые сентиментальные моменты тут испытываешь скорее неловкость, чем что-либо еще? Добросовестно ли именно в этой форме ставить вопрос об ответственности обывателя за действия своего правительства? Наконец, какого черта иракским террористам вообще действовать так, будто их единственная забота — максимально зрелищный фильм про их злодеяния, с нечеловеческим изяществом снятый исключительно внутри гроба? На последний вопрос существует, предположим, вариант ответа — чтобы нас запугать. Но, товарищи террористы, можете не напрягаться: куда талантливее вашего с этим справятся испанские кинематографисты.