В городке Патерсон, Нью-Джерси, живет молодой мужчина по фамилии (или имени?) Патерсон (Адам Драйвер). Каждое утро он отправляется на работу: водить рейсовый автобус. Каждый день он съедает бутерброд с видом на живописный водопад. Каждый вечер он ужинает с красавицей женой (или подругой?) Лорой (Голшифте Фарахани), выгуливает английского бульдога и выпивает одну кружку пива в баре, перекидываясь парой слов с барменом и завсегдатаями. Кроме того, Патерсон носит с собой блокнот и записывает туда стихи, которые сочиняет.
Творчество — это дисциплина, прилежание, скромность и рутина. Это одна из главных идей «Патерсона». Вот уже тридцать семь лет — чуть больше, чем главному герою, — Джим Джармуш по утрам просыпается и идет (не буквально, конечно) снимать кинофильмы. Один из самых признанных режиссеров современности, он с успехом работал в разных странах с талантливыми знаменитыми людьми. Делать про это фильм было бы, конечно, неправильно, нескромно, поэтому его альтер эго — пролетарий из провинции, который водит автобус; Джармуш чувствует с ним духовное родство и одобряет его маленький ежедневный героизм, его отсутствие амбиций, его незаметный миру творческий поиск. Вероятно, он даже немного завидует ему: простая жизнь, простые радости. На книжной полке Патерсона рядом с томиками стихов и «Бесконечной шуткой» (которая так выложена, что ее трудно не заметить) стоит еще, например, «Уолден» Генри Торо, интеллектуальный манифест о прелести физического труда и жизни в хижине вдали от суеты.
Превращение с возрастом из голоса поколения в надутого, витающего в облаках позера — очень распространенная история, но в случае Джармуша это выглядит как-то особенно обидно. Обладатель острого слуха и уникального голоса, однажды он перестал снимать фильмы о людях и стал снимать о творчестве. Центральной темой позднего Джармуша оказалось противостояние воображаемого мира художников, поэтов, музыкантов — и мира реального, с его жестокостью, коррупцией, экономической депрессией: самым буквальным образом они схлестнулись в «Пределах контроля», но и «Выживут только любовники», конечно, про это (да и «Кофе и сигареты», если подумать). Иначе говоря, вместо того чтобы смотреть в окно, Джармуш начал неотрывно смотреть в зеркало — где с каждым годом, как все мы знаем, интересного все меньше.
«Ищите поэзию в повседневном», — говорит Джармуш в «Патерсоне». Когда-то, особенно в своих первых фильмах в 80-е, Джармуш об этом не говорил — он молча ее находил. И ленивым, как будто случайным движением выплескивал на экран. Сегодня стихи появляются на экране, написанные аккуратным почерком, да еще озвученные приятным голосом Драйвера, да еще с мечтательной музыкой, да еще с наплывами: женское лицо, струится вода, перо бежит по бумаге. Что-то такое ожидаешь увидеть на канале «Культура» в передаче про Пушкина.
В остальном это больше похоже на сайт AdMe: коллекция всего милого, креативного и заставляющего необременительно задуматься. Особенно в этом смысле удалась героиня Фарахани, домохозяйка с сильным творческим началом, в которой гармонично соединились идеалы разных эпох. С одной стороны, она готовит интересные ужины, понимает мужа с полуслова, поддерживает его и вдохновляет, а с другой, живет собственной духовной жизнью: оформляет интерьер их скромного жилища черно-белыми орнаментами, печет расписные капкейки и планирует стать кантри-певицей. Нельзя не отметить и собаку. Интересно, стал бы Вим Вендерс (тоже сошедший с ума, но совсем по-другому) дарить молодому Джармушу пленку, если бы знал, что тридцать лет спустя тот четверть фильма будет разглядывать очаровательного бульдожку.
Герои «Патерсона» живут в той же альтернативной вселенной, что и герои «Таинственного поезда», или «Ночи на Земле», или «Пса-призрака»: слегка потерянные люди на пустынных улицах, где каждый встречный, включая девочку в розовой курточке, может поддержать разговор о поэзии, из воздуха может соткаться мистический японец, а близнецы, упомянутые в первой сцене, будут впоследствии появляться за каждым поворотом. Но магия, которая во всем этом была, куда-то испарилась — остался набор приемов из прошлого века, вызывающий в основном неловкость. Поскольку Патерсон — водитель, на переднее сиденье ежедневно садятся два человека и ведут как бы забавный разговор (женщины, итальянские анархисты, Рубин Картер), который он слушает, доброжелательно поводя ушами. В баре по вечерам — маленькая любовная драма в нескольких сериях и мудрый чернокожий старик-бармен с шахматами. «Эх, сегодня мне надерут задницу». — «А с кем ты играешь?» — «С самим собой». Джармуш делает паузу для аплодисментов; бульдог привязан на улице, поэтому выразительно перевести камеру на его печальную морду (как режиссер делает в дюжине других сцен) не получается.
Нынешний Джармуш проповедует культурный эскапизм, пассивный культурный резистанс: смотри на ручеек, читай книжку, пиши стихи — и все будет хорошо. Довольствуйся малым. Увидь в нем красоту. Ешь, молись, люби. Он всегда был кумиром пошляков (не только их, конечно), но сам пошляком не был. Однако в последнее время его буддистский стоицизм превратился в какое-то уютное рок-н-ролльное мещанство, странное сочетание сенильности и инфантильности. Кажется, он и сам это понимает: если стихи Патерсона написаны глубоко пожилым поэтом Роном Паджеттом, то стихотворение девочки в розовом сочинил сам режиссер. Патерсон отказывается носить мобильный телефон, потому что — ну разумеется — «он будет чувствовать себя на поводке». Но, возможно, Джармушу пришло время переместиться туда, куда давным-давно переехали все многочисленные любители находить поэзию в повседневном: в Tumblr или инстаграм.
История одной недели из жизни отдельно взятой творческой семьи (а ля Мастер и Маргарита) захудалого американского городка P, рассказанная по дням - не бог весть что, особенно принимая во внимание, что всё тут подчинено ежедневным шаблонам: вставание с кровати, рассказ жены о своих сновидениях, прогулка до работы, короткое приветствие с коллегой, рутинная работа и подслушивание разговоров в автобусе, немного стихов у водопада, возвращение с работы, коррекция почтового ящика, пара диалогов с женой, выгул бульдога до ближайшего бара, стакан пива в компании бармена-краеведа и безответно влюблённого актёра... Сюжета как такового нет, но кто лучше Джармуша расскажет историю города Джармуша?)) Город, оказывается, наполнен не только буднями, но и близнецами; временами страсти тут достигают нью-йоркского масштаба, а жители не разучились мечтать. Рекомендую к просмотру всем жителям малых городов и поселений.
Спички синие. Огайо.
Живёт себе такой парень в небольшом городке Патерсон, по имени Патерсон (Адам Драйвер идеально подходит под прототип скромного водителя автобуса). Он работает водителем на местном автобусном маршруте, живёт с любимой девушкой (ближневосточной внешности), которая мечтает стать “кантри-певицей”, и выпекает и продаёт в своё удовольствие кексы. Его день распланирован едва-ли не по минутам: подъём в 6:15, завтрак воздушными хлопьями, встреча с начальником-индусом (который, постоянно жалуется на ипотеку и на сыпь на спине), слушание познавательных диалогов в автобусе среди пассажиров, обед, каждодневная встреча разных близнецов, приход в дом, вечерний выгул собаки, кружка пива в местном баре, где его все знают, и где происходят свои “страсти” уровня трагедий Шекспира. Типичный день, обычного работяги из Патерсона. И среди всей этой “каждодневной рутины”, у него есть любимое хобби (которым он занимается в рабочий обед, перед местным водопадом и вечерами в гараже) - писать прозаичные стихи о всех его окружающих вещах: любимой девушке, спичках, молекулах, времени и т.д. И эти стихи - так похожи на стихи его знаменитых кумиров - поэтов-битников Алена Гинзберга и Уильяма Карлоса Уильямса, которые были родом как-раз из этих мест. Живёт, себе живёт, “пишет в стол”, отвергает все предложения своей девушки сделать их копию на будущее, пока один случай, случайно не ставит под сомнение его “хобби” - от домашних питомцев, можно ждать, чего угодно, в том числе, что они, могут поменять ваше мировоззрение, и на вопрос японского поэта, который приехал на “родину” Уильямса, ты говоришь: “Нет, я не поэт, я простой водитель автобуса”. И тут, следует таких людей всячески поддержать: подарить им блокнот, и пожелать удачи, ведь возможно, благодаря вам, в Патерсоне, появится достойный приемник Гинзберга и Уильямса.
Режиссёр Джармуш, фильмы которого - и есть “поэзия” жизни (какой-бы горькой, она не была), создаёт портрет из жизни одной недели среднестатистического “обывателя”, который живёт своей жизнью, встречает близнецов, выгуливает английского бульдога, искренне любит свою девушку, придумывает в своё удовольствие стихи, заедая их кексов, и так подходит под ту строчку из собственных стихов: “...Вот спичка, она чуткая и пылкая…”.
Удивительное дело, чистая элегия без вселенской печали, воплощенная на экране.
Как говорит нам толковый словарь Ушакова, элегия - "лирическое стихотворение, проникнутое грустью и посвященное преимущественно любовным мотивам или каким-нибудь размышлениям общего характера". И все это есть в фильме: и легкая светлая грусть, и любовный мотив (да и не один), и много философских размышлений общего характера, поэтому сюжета, как такового, нет, ничего не происходит, конфликт отсутствует. Весь мир - поэзия, Патерсон бросает взгляд в зеркало, слушает чужой разговор, пьет пиво вечером в баре, а потом из этого получаются стихи. "Рифма не так уж необходима", - говорит Патерсон юной поэтессе, так и в фильме по сути нет сюжета, одно сплошное настроение, разлитое в воздухе творчество: кто-то пишет стихи, кто-то раскрашивает занавески и печет кексы, кто-то устраивает представление из-за проблем в отношениях. И все равно ничего не происходит.
Но такие фильмы на любителя и под настроение. Иначе может показаться скучным и банальным.
"Патерсон", в Люксор-Центре. Народу было довольно много. Фильм - кусочек жизни водителя автобуса именем Патерсон, живущего в городе Патерсон, Нью-Джерси. Водитель - поэт, пишет стихи в записную книжку, у него есть дом, жена Лора (Лаура - как у Петрарки) и бульдог. У парня все вообще отлично, идеальная жена, постоянно украшающая квартиру, спокойная в общем работа и ещё поэзия. Тем не менее в фильме постоянно висит какое-то ощущение тревоги, кажется, что того и гляди что-то пойдёт не так, то уличные бандиты, то самоубийца с пистолетом в баре. Но нет, крупнее поломки автобуса ничего не будет, разве что шалости бульдога, заставившего героя начать поэзию с чистого листа. Все очень загадочно.
Бесконечное рондо в американской провинции...
Думается, если бы Джармуш посмотрел советский "Осенний марафон", то его фильм, возможно, или не появился на свет вовсе или претерпел, а скорее насладился, существенными изменениями. Возможно это было бы к лучшему, кто знает...
Конечно как говорили древние omnis comparatio claudicat (лат. всякое сравнение хромает) и Москва, даже позднего советского периода мало похожа на современный, но сильно провинциальный Патерсон, и главный герой американского фильма не может "все бросить" не ради любви к женщине, а ради любви к поэзии, но...
Проблемы рутинной жизни очень среднего интеллигента поглощаемого рутиной быта, общественного восприятия, женой и выпивкой, на удивление похожи. Приятный и умный, но мягкий и податливый главный герой мечтает о прекрасном, рвётся совершить подвиг, сравнивает себя с великими. И так каждое утро, день, вечер и ночь... А завтра настает утро и все повторяется. И вокруг вроде бы хорошие люди, со своими мелочными, но столь значимыми для них проблемами. И все одно и тоже...
Из достоинств работы можно отметить приличную игру Драйвера и энергию Фарахани. К огромному сожалению они совершенно не перекрыли скучный сценарий, слабую картинку и фрагментарность звуковой дорожки. Признаюсь, я засыпал несколько раз...
Могу рекомендовать к просмотру только совершенно экзальтированным любителям маэстро Джармуша...
"Патерсон", конечно, замечательный, и смотрите его обязательно. Но при многолетней любви к Джармушу нельзя с горечью не заметить заезженность пластинки и условность конструкции фильма.
В "Любовниках" и "Пределах контроля" последнее было в тему: фильмы - жирные метафоры "культурного сопротивления", противостояния "высокого" мира искусств, свободы, любви и творчества "низкому" миру потребительства, невежества, денег, насилия. И, в общем, нормально создавать искусственные конструкции, если хочешь высказать в произведении подобные довольно конкретные идеи.
Но создавать такой же умозрительный конструкт третий фильм подряд в "Патерсоне", при этом в истории об обыденной размеренной жизни, о поэзии простоты, о красоте повседневности, о важности "здесь и сейчас" - чересчур. Это надо передавать самОй естественной жизнью, а не буквами стихов на экране в папье-машевой реальности с девочками-поэтессами, барменами-философами, милягами-бульдожками и кукольными домиками.
Поэтому, действительно, ценней и честней были ранние фильмы Джармуша, где эта самая естественная поэзия транслировалась самой жизнью на экране, без искусственных построений и специальных разговоров о ней в лоб. (Из недавнего чужого ту же поэтику можно было обнаружить, например, в "Рождестве, опять".)
Многие, конечно, поверхностно разомлеют от простоты, милоты, уюта и чистоты фильма, выгодно контрастирующего с остальным кинопрокатом. Это все правда, приятно и хорошо, но от любимого Джармуша все-таки ждешь развития, а не только хорошей помеси "Любовников" с "Псом-призраком" и "Сломанными цветами".
Вновь после "Выживут только любовники" Джармуш снял медитативный атмосферный фильм, который легко ложится на органы чувств и создает приятное настроение: но если в "Любовниках" за многие оттенки отвечала музыка, то здесь - поэзия, слово. Но рифмы "Патерсона" не только в стихах: слова главного героя о том, что смартфон для него как ошейник, рифмуются с поведением его бульдога, что во время прогулки тянет Патерсона (Адам Драйвер) в другую сторону; постоянное появление в кадре (и, соответственно, жизни Патерсона) близнецов - со словами его возлюбленной Лоры (Голишифте Фарахани) о возможной беременности близнецами; склонность Лоры к черному и белому цветам - с простотой их жизни. Но в фильме есть рифма, выходящая за пределы экрана: в качестве актеров на роль молодых анархистов, беседующих в автобусе Патерсона, Джармуш взял Джареда Гилмана и Кару Хейуорд, сыгравших молодых бунтовщиков в "Королевстве полной луны" Уэса Андерсона. Эта милая аллюзия, скрепляющая узы американского кино, обращает внимание на основную тему фильма - свободу, которая есть у каждого из нас, но о которой мы не всегда помним. В момент кризиса Патерсон встречает поэта из Японии, который беседует с ним о стихосложении и дарит ему чистую тетрадь. Эта тетрадь - прямое напоминание о свободе и призыв к действию: "Ага", - говорит японец.
Вместе с "Любовниками" "Патерсон" в моих глазах образует дилогию о свободе и предопределенности - сущностях, которые составляют жизнь каждого человека и дополняют друг друга: настоящая любовь, таланты, инстинкты - вещи скорее предопределенные, но мы обладаем свободой распоряжаться ими - как даром или как проклятьем.
"Патерсон" прекрасно примиряет с действительностью романтикой образа водителя автобуса, провинциальными пейзажами, которым тоже есть чем гордиться, мягкой осенней погодой, незамысловатым бытом влюбленной пары и - кто знает! - уютом повторяющихся день за днем событий.
Имя главного героя этого фильма совпадает с именем города, в котором он живёт — Патерсон. Он работает шофёром, а исполняет его роль актёр по фамилии Драйвер (шофёр). И этот драйвер Патерсон в городе Патерсон пишет стихи.
Фильм "Патерсон" вдохновлён поэмой Уильяма Карлоса Уильямса, которая внезапно называется "Патерсон". Сам Уильям Карлос Уильямс, один из крупнейших американских поэтов родился в городе, — сами понимаете — Патерсон.
Фильм сразу обнаруживает близкородственные связи с фильмами, явившими фирменный стиль Джармуша, это конечно "Таинственный поезд" и "Ночь на Земле". Трудно сказать, почему критики как будто не заметили, или не сочли важным сходство "Патерсона" и фильма "Пёс-призрак, путь самурая" при том что структурное сходство сюжетов бросается в глаза. Город Патерсон очень похож на Джерси-Сити, в котором снимался "Пёс-призрак", — второй по размеру популяции город того же Нью-Джерси, в котором город Патерсон — третий по тому же самому.
В обоих фильмах главные герои на самом деле одиноки. У Пса-призрака есть друг-мороженщик, с которым они разговаривают на разных языках, смутно догадываясь о том, что имеет в виду собеседник. Патерсон как будто счастливо женат, его очаровательная супруга его несомненно любит и даже, что бывает реже, как будто бы понимает его без слов, но это не отменяет факта его одиночества. Патерсон и Пёс-призрак выглядят эмоционально замороженными, отстранёнными, думающими какую-то свою богатырскую думу.
Нельзя не заметить бросающегося в глаза сходства "Патерсона" с "Днём сурка". Трудно представить себе, чтобы сам Джармуш не отдавал себе отчёта в этом сходстве, но вполне возможно, оно для него ничего не значило. К этому сравнению настойчиво подталкивают мелкие детали, повторяющиеся в жизни Патерсона, - человека и города изо дня в день, вроде ежедневного поправления стойки почтового ящика, которую, как однажды становится ясно, также ежедневно сталкивает вкось пёс Патерсона.
Говоря о сходствах фильма "Патерсон" с другими, думаю, стоит упомянуть о большом, но наверняка совершенно неумышленном сходстве "Патерсона" с фильмом Кончаловского "Белые ночи почтальона Алексея Тряпицына". Когда я писал об этом фильме, то и в нём усматривал какие-то параллели, а то и отсылки к фильму "Пёс-призрак, путь самурая". С "Патерсоном" касжется более явное сходство повествования. Те же повторяющиеся сцены просыпания утром, надевания тапочек. Непонятно откуда берущийся кот, который явно что-то значит. И это тоже "ода обыденности". Тоже о маленьком человеке с большой душой.
Сцены в баре напоминают чем-то фильм "Кофе и сигареты". Бармен играет сам с собой в шахматы. Я тут вспоминаю двух пражан, игравших в шахматы в пражском ресторане "Шекспир и сыновья". Один из них был пожилым банковским деятелем, родом из Нью-Йорка, который с семьёй переехал жить в Прагу, а другой - Израильтянин, отслуживший в спецназе Цахала, ставший после этого пацифистом и также осевший в Праге.
Кстати, в фильме бросается в глаза полная расовая гармония. Показывающиеся в кадре приятельские пары то и дело состоят из людей разного цвета и это воспринимается совершенно естественно. Кстати говоря, уместно сказать, что в реальном Патерсоне живёт чуть больше трети белых, чуть меньше трети чёрных, чуть больше четверти латино, а остаток составляют азиаты, индейцы и ещё какие-то "другие". Ума не приложу - какие там могут быть "другие" - австралоиды? Айны?
Для меня важной темой фильма "Патерсон" стала тема отношений главного героя с его чудесной супругой. Это прекрасные отношения, они любят друг друга, они стараются сделать друг другу приятное, заботятся друг о друге, но мне при этом кажется, что чего-то настоящего в этих отношениях нет, по крайней мере со стороны самого Патерсона, который может быть по-настоящему влюблён в свою поэзию или вообще в поэзию. Ему как будто интереснее на лавке с девочкой, читающей верлибр собственного сочинения, эта сцена живо напоминает дружбу Пса-призрака с Перлин.
В том самом классическом джармушевском фильме "Пёс-призрак, путь самурая" есть сцена, когда говорящий только по-английски Пёс-призрак париводит своего говорящего только по-французски друга-мороженщика на крышу дома, с кторой они видят человека, который на крыше соседнего дома строит корабль. И выясняется, что этот человек говорит только по-испански.
Так или иначе, мне этот фильм показался хроникой медленного, неуклонного, плавного наступления будущего. Того будущего, когда всё сколь-нибудь значимое автоматизировано, а людям остаётся печь высокохудожественные кап-кейки, писать стихи и читать рэп, причём в этом тоже проигрывая компьютерам. Может быть играть в шахматы с самими собой, но в общем - останется играть (Homo ludens предсказан братьями Стругацкими).
Наконец, фильм просмотрен! Поздний сеанс в маленьком зале киноцнтра Соловей на Красной Пресне. Пустых мест не было. Большинство - старые знакомые творчества Джармуша. Замечательная ода обыденности! Джармуш верен себе, за это и любим. После просмотра остается ощущение гармонии и спокойствия простой жизни маленького человека ...
Бывает смотришь фильм чудесный
И думешь: вот глаз услада!
И слуха тоже! Только странно:
Что вся услада для ТУПЫХ!!!
Прекрасный фильм-эллегия. Легкий, слегка грустный, ненапряжный.... и откровенно ТУПОЙ!! Почему, ну почему герои повторяют все предложения дважды, а особенно важные фразы - ТРИЖДЫ! Если урезать повторения - фильм ничего не потеряет, и станет динамичным триллером, про убийство искуства поэззии. Причем убийц несколько: режиссер-сценарист, переводчик на Русский и собственно один из главных героев, загубивший накорню молодое творчество нового поэта из города Паттерсон.
А иногда читаешь строки
У зарубежного поэта
И думаешь, что переводчик,
Оригинал так и не понял...
Изысканному киноману, разумеется, не избежать сравнений с другими фильмами Д.Джармуша. И если, например, "Мертвец" был медитативной черно-белой сагой о Смерти, то, для меня, "Патерсон" это песенка о простых радостях Жизни. Легкая, простеньнькая, ненавязчивая. О самых простых радостях. О Счастье, за которым не надо гнаться. Оно уже тут, внутри нас. Надо его только почувствовать!
Моя Тыковка.
Моя любимая Тыковка!
Мне иногда приятно о женщинах других подумать.
Но если ты когда нибудь меня оставишь,
Я вырву сердце из своей груди
И никогда обратно не верну....
Это кино будет близко любому, у кого хоть раз в жизни было ощущение, что он попал во временную петлю и дни похожи один на другой (подозреваю, нас таких немало).
Что сказать... Фильм затягивает этакой миролюбивой, обманчиво-безобидной трясиной - та же, по-видимому, затянула и главного героя, который, вопреки внешне идеальной картинке и декларируемому счастью, вовсе не выглядит не то что счастливым, а даже хотя бы умиротворенным. Наоборот: его как будто всю дорогу что-то томит (тоже, впрочем, еле-еле), и поздние конфликты сюжета не встряхивают его, а только глубже погружают в эту сонную апатию, лишенную признаков жизни. Не знаю, почему фильм называют гимном красоте повседневности: вместо таковой красоты (а она существует, отвечаю!) ощутилась лишь вязкая безысходность человека, попавшего, как верно подметили, в "день сурка". И то ли актер так сыграл, то ли в этом и есть замысел автора, но жизни такой не пожелаешь никому. Как бы то ни было, по силе художественного воздействия безусловный шедевр.
В принципе, неплохо. Хотя сюжет слабо выражен, и динамики, эмоций, страстей в фильме нет. Юмор в умеренных дозах присутствует. Думаю, главная мысль фильма - любая мелочь (такая как спички, например) может дать вдохновение человеку с творческими способностями. И даже если книжка со стихами пропала - не беда, всегда можно все начать с чистого листа. Жизнь главного героя внешне однообразна, но человека с развитым внутренним миром это не тяготит.
Смотрел фильм на английском с субтитрами. На мой взгляд, атмосфера фильма лучше ощущается в таком варианте просмотра.
Утро, звонит будильник, Патерсон аккуратно выпутывается из объятий своей любимой и идет на работу в автобусный парк, где выслушивает очередные жалобы на жизнь от своего коллеги, потом обедает у водопада, возвращается назад к девушке, мило с ней беседует и идет выгуливать собаку - очаровательного мопса, по дороге еще выпивает пару кружек пива, возвращается домой, все это время он пишет стихи. Наутро все заново.
Первый абзац этого текста это одно бессконечное предложение, разбитое запятыми. Каждый эпизод дня перетекает в другой. Таков и фильм Джармуша. В нем не происходит ничего, в нем проходит целая жизнь. И понятно, что каждый новый день Патерсона (что героя, что города) похож на другой, а неделя на неделю. Так и проходит жизнь.
Джим Джармуш - уникальный режиссер, который умеет показывать обычную повседневную жизнь, как событие, а Событие как обычную повседневную жизнь. И не важно идет ли речь о вампирах, водителях автобуса или таксисте в машину которого сел клоун. Все равно получается разщмышление о мире вокруг нас и о человеческой природе.
Как и в "выживут только любовники" из кинотеатра стоит уйти на 30-ой минуте, если вам неинтересно то, что происходит на экране. Дальше интереснее уже не будет, просто это не ваш фильм, просто не пошло. Попробуйте посмотреть его потом, в другом настроении или просто смиритесь, что это не ваш фильм и не ваш режиссер!
В этот раз, у меня не пошло. История человека, который находит красоту во всем вокруг, включая коробок спичек не поразила меня. Чего то не хватило, то ли музыки, то ли настроя, а может быть просто я не умею слышать стихи. Но, в любом случае, это свидетельствует о моем изъяне, а не об изъяне фильма.
Новый шедевр Джармуша - смотреть и пересматривать!
Фильм о том, как поэзия преобразует жизнь, о том, что повседневность, если она размерена строкой (не дня без строчки) - щелочка в вечность. Фильм не повествует, фильм - сама поэзия, которая неведомым образом отыскивает обрывки разговора и
неловкие взгляды, случайные встречи и предметы (вроде спичечного коробка) и создает из них жизнь, которую никогда не померить на другую, как стихи, строчки которых всегда разные, неповторимые, о главном... Каждая спичка в коробке была бы
просто частью повседневной заботы о том, как прикурить сигарету. Но в стихотворном ритме (музыке) и смысле - она прекрасна и создана для единственной и любимой женщины, которая прикуриит от нее утром понедельника или субботы - в фильме вместе с героями мы проживаем все семь дней недели.
Фильм - еще и том, как сохраниться от многозаботливости современности с ее социальными сетями, мобильной связью и миром в кармане. Она никаких завес не приоткрывает, а наоборот скрывает полноту целого, открытого в поэзии. Поэтому у главного героя Драйвера нет ни мобильного телефона, ни компьютера. И стихи - дом бытия, который ценен сам по себе, он не требует тиража - рукописи, как мы помним, не горят... Этот мир не требует и средств к существованию, потому что он впереди средств - Вначале было слово. Поэтому фильм - еще и немножко против капиталистической закваски Америки...
Удивительная яркая игра Адама Драйвера: эмоции меланхолика - лучше не сыграть. Гениальный герой картины - бульдог, будучи частью повседневности, он выстраивает жизнь своих владельцев.
Мужское и женское в фильме - отдельная тема. Они такие разные - и все-таки они вместе.
И даже если зритель приходит не на кинопоэму, а на кинопрозу, он ее получит, по фильму можно скользить, не погружаясь, и даже в этом случае получить удовольствие от картинки, музыки, лиц и улиц...
поставил бы вообще 2, но я смотрел с таким паршивым переводом, что допускаю что часть смысла и атмосферы от меня ушла, в остальном фильм просто скука и не потому что там ничего не происходит зв все время и ничего не случается и к концу, а просто скучно высасывать глубокий смысл из такой режиссуры, бессмысленных кадров, бессмысленных диалогов и пр.
Один день из жизни моего кота в 10 раз ярче, насыщеннее событиями, а в отдельные дни наполнена более глубокими философскими размышлениями о жизни маленького котейки
Cмотреть этот фильм не так просто - т.н. кино не для всех.По привычке ждёшь действия - что-то должно произойти,случиться,но...Происходит лишь тихая.счастливая жизнь.что нечасто втретишь и увидешь в наше неспокойное время,красиво снято,ненавязчиво показана другая Америка,которая по-своему проста и понятна,думаю,любому зрителю.А что, как не любовь,искусство,красота,дружба и доброта объединяет нормальных людеё?! Поэзия ,конечно, на любителей и знатоков,но в целом фильм очень хорош.Рекомендую.
Хороший фильм.
Кому то он может показаться унылым, занудным, со слабым сюжетом.
Но вы не понимаете! В этом вся его суть! В размеренности, монотонности, в рутине этого творческого человека. Фильм цепляет именно своей атмосферой, настроением, сюжет при этом очень сильно размыт под это настроение.
Именно такие фильмы, контрастирующие с реальным суетливым миром, дарят очень интересные эмоции, играя на контрасте.
Уже начала думать, что ничего годного в кино не увижу, но вот с огромным удовольствием посмотрела фильм Джармуша «Патерсон». В нем было прекрасно всё, кроме одного момента. Фильм рассказывает о повседневной жизни молодого водителя автобуса в маленьком уютном американском городке в Нью-Джерси. Каждый день похож на другой, но он счастлив, у него большая взаимная любовь с его очень красивой женой. Он пишет интересные стихи и видит жизнь через призму своих сочинений. Все это под прекрасную качественную музыку, очень поэтично, нежно и нескучно, несмотря на неторопливость действия и абсолютно безмятежную атомосферу.
Но вот был там момент, который как-то всю эту благостность подпортил. Так вот: главный герой встает по будням в 6 с чем-то и ест на завтрак КАЖДОЕ РАБОЧЕЕ УТРО искусственные эти сухие хлопья с молоком. На ланч у него опять же КАЖДЫЙ РАБОЧИЙ ДЕНЬ сэндвич с этим искусственным белым хлебом, который даже не цветет от времени, до того искусственный. На ужин жена его угощает чем-то таким, от чего он чуть ли не давится, и это понятно всем зрителям, кроме его жены. Понимаю, я живу в России, у нас другой уклад жизни и еды, а еще профессия меня «заземлила», и жена у героя скорее муза, чем реальный человек, но все-таки могла бы она его покормить нормально. Я бы, наверное, от такой еды сделала бы ноги день на третий. Может, конечно, еще этот момент так запал в душу, потому что после фильма пошла в гости к друзьям, где жена всегда восхитительно готовит для мужа и гостей, и было забавно вдруг сравнить киношную и реальную пару.
Да, в общем, понятно, что для Джармуша это совсем не главное. Мне кажется, этот фильм об абсолютном спокойствии, - не равнодушном, а хорошем спокойствии, - которое каждый может найти внутри себя, если взглянет на окружающие вещи и ситуации немного под другим углом. Это фильм о по-настоящему добром человеке, которому люди отвечают взаимностью, тянутся к нему, чувствуя в нем эту искру. При этом герой часто совершает поступки героя, но воспринимает происходящее с юмором, не сильно придавая значения тому, с чем носятся остальные.
Сцена в баре: к герою подсаживается сначала африканка, которая бегает от преследующего ее ухажера, потом приходит этот ухажер, и девушка опять сбегает. Тогда он усаживается рядом с героем и начинает страдать. В какой-то момент он уже страдает без слов, и от вида его беспредельного страдания смеется до слез и весь зал и сам герой. Безумно интересно наблюдать, как в жизни героя появляются такие и многие другие люди и ситуации, которые здесь скорее образы и символы, чем живые и настоящие, и подумать о том, что всё то же самое происходит и с тобой в реальной жизни, и так же интересно наблюдать за появлением людей и ситуаций в твоей жизни, за их историями, действиями, эмоциями, за типичностью и в то же время разнообразием жизненных проявлений.
«И что, автобус может взорваться как огненный шар?!», - спрашивали у героя пассажиры, когда автобус сломался.
«И что, автобус мог взорваться как огненный шар?!»- спросил кто-то, кому герой рассказывал о поломке автобуса.
«И что, автобус мог взорваться как огненный шар?!», = спросила жена, когда герой вернулся домой.
Не очень понимаю за что так нахваливают это кино. Обычный фильм об обычном человеке, который только кажется обычным, а на деле серьезно отличается от всех окружающих. Таких фильмов уже снято много и фильм Джармуша ничем кроме его громкого имени особо и не отличается. Посмотреть стоит, но не считаю что в этой картине есть что-то гениальное.
Фильм не показывает нам больших перемен в жизни героев (поэтому , кажется , что ничего не происходит), он лишь намекает на их возможность через маленькие, казалось бы, незначительные события.
Я пришел в зал
Погрузил бренное тело свое в комфорт кресел
Моей ж...пе тепло
Картинки льются
Дол го... Долго...
Попкорн хрустит, оставляя шелуху на зубах.
Запивая водой полощу зубы, будто всепоглощающая стихия океана бушует во рту растекаясь волнами
Мне грустно, уныло.
Какой-то эскапизм... Или нет? А поху...м!
Два часа из жизни выброшены в пропасть безвозвратности...
Щетки скребут по стеклу...
Всё пи...дец...
Честно говоря, не ожидал такого от Джармуша. Откровенно жаль потраченного на фильм времени. Режиссёр не только не сказал ничего нового о нашей жизни, но и всем своим фильмом, в течение всех 118 минут доказывал, что и не должен был сказать...
Жизнь Паттерсона - это день сурка, только на этот раз - абсолютно бесконечный и НИЧЕМ не заканчивающийся. Стихи его абсолютно бездарны. "Талант" его жены - абсолютно бесталантен, она, как ребёнок, воображает себя талантливой, но её мир - чёрно-белый. Она убивает все краски в своей жизни, а вот что у неё действительно хорошо получается и что оценил реальный потребитель - это её капкейки, то бишь кексы (непонятно, почему не переведено для русского зрителя).
Даже актриса играет соответственно: я долго не мог понять, почему так бездарна исполнительница главной роли? Почему она постоянно играет свою роль, а не живёт в фильме? Потом дошло: актриса великолепна: это её главная героиня играет в своей жизни. Постоянно играет кого-то.
А Патерсон - даже его фамилия, "странным" образом совпадающая с названием городка - это, IMHO, аллегория стандарта, штампа в жизни главного героя. Только, вроде, забрезжил луч надежды на хоть какое-то движение в сценарии, когда местные бандиты грозили украсть дорогую собаку Патерсона - и опять тишина... ни-че-го!!!
И, если в более раннем американском аналоге день сурка закончился, главный герой смог вырваться из этой повторяющейся каждый день рутины, то в этом фильме - нет. Новая тетрадь, подаренная неизвестным "мудрым" японцем... Новые стихи, такие же бездарные, как и предыдущие, рекой полились возле реки - любимого места главного героя для написания своих "шедевров"...
Выходя из зала, честно говоря, я тоже мысленно задавал вопрос Джармушу - зачем? Зачем снимать такое? Чтобы показать, что есть часть общества, которая никогда не вырывается из этого круговорота обыденности? Так это и так известно - мы практически все такие, в большей или меньшей степени.
Чтобы показать, что надо проявлять свои таланты? Так главные герои даже не пытаются их - таланты - реализовать, да и нет у них талантов, есть только самомнение. Впрочем, у Патерсона нет и самомнения, как раз он скромно понимает, что стихи его предназначены только для одного слушателя - его жены.
Товарищ Джармуш! О чём этот фильм?