Орда




















Фильм Андрея Прошкина про поездку митрополита Алексия в столицу Монгольского государства
1357 год от Рождества Христова. На пост царя царей и хана Великой Орды приходит Джанибек (Дакаяров), сын ханши Тайдулы (Хайруллина), задушивший собственного брата (Панин), а потом объявивший, что тот подавился бараньим хрящиком. Когда Джанибек начнет готовиться к наступлению на Москву, его мать внезапно ослепнет, и придется искать средство, как ей помочь. Заговоры не работают, медицина и верблюжий навоз — тоже. Останется последнее средство: в Москве, говорят, живет митрополит Алексий (Суханов), святитель и чудотворец, способный при помощи молитв излечить любого, кто к нему обратится. Алексия вместе с комическим помощником (Яценко) призовут в Орду, но чуда, вопреки ожиданиям, поначалу так и не случится.
История, знакомая по житийным канонам, — в обмен на все-таки случившееся чудо Орда отменила поход на Москву, а через некоторое время сама себя и уничтожила, сгорев во внутренних междоусобицах, — рассказана сценаристом Юрием Арабовым и режиссером Андреем Прошкиным с изрядной обстоятельностью. Восстановив на экране столицу Орды Сарай, документальных сведений о которой почти не осталось, Прошкин превращает ее в фантастический город, филиал ада на земле, где правят грязь, кровь и полное отсутствие порядков, где чужестранному волшебнику сначала хлопают, а потом превращают его в кровавое месиво за то, что он ненастоящий. Где не едят, а жрут, не любят, а е…утся, где реальной властью обладает не слабохарактерный хан, а Мальдорор в женском обличье. На этом зловещем фоне разворачивается совсем другая история — сложного пути русского народа, данная глазами митрополита Алексия, через боль и унижения нашедшего путь к вечности. Безупречно придуманная историческая фантазия дышит морализаторством, не пытаясь разобраться в проблеме, а последовательно сшибая с ног громкими заявлениями. Чудо не случается просто так, его надо выстрадать, заявляют через своего героя Прошкин с Арабовым, не оглядываясь на тот факт, что никто с ними, в общем-то, не спорит. Он не критикует, а поучает, не анализирует, а обстоятельно рассказывает, что, для того чтобы победить врага, достаточно исключительно силы духа. «Орда» могла бы быть тонким и детально проработанным историческим фильмом, не стремись ее авторы так прекраснодушно высказаться о судьбах России. В нее, как известно, можно только верить, и единственный вопрос, который здесь остается, читается в остекленевших глазах заболевшего тирана — а дальше-то как быть?
Читать отрицательные рецензии и оценки этому фильму откровенно страшно
КУДА катится наше общество,если исторический фильм, в лучших традициях, с прекрасной актерской игрой,декорациями и фабулой рассматривается ,а главное,как скучный,мрачный,неинтересный? Это атмосферное кино.
Это авторское кино.Для умных,интересующихся,неравнодушных.
Как " Остров" с Мамоновым, "Иван Грозный" с Янковским. Это фильмы не для того,чтобы развлекать или смешить,это кино,чтобы думать,чувствовать
Посмотрела на одном дыхании, вернулась домой-перелопатила исторические справки,стало интересно,где вымысел,а где правда
Именно это важно и ценно-заставить зрителя думать, изучать, искать после
Вдвойне важен пример владыки Алексия в наше смутное время исчезающих патриарших ролексов,попов на каенах,сбивающих людей
Хорошо, что такие фильмы стали снимать и плохо
что наше общество готово только к "вкусной и активной" жвачке
Ходила вчера, купила билет прямо на день премьеры. Очень понравился ролик, ожидала чего то очень гениального. В самом начале очень расстроила заполненность зала, процентов 25%, дело было в Щуке. Вроде день премьеры, а народ не особо валит. Но сам фильм захватил сразу. Отдельно стоит отметить игру актеров, и сюжет. Я в кино хожу каждую неделю, поэтому сравнить есть с чем. К тому, что в фильме нет сюжетной линии мы с вами вроде как уже и привыкли, но вот игра актеров часто так разочаровывает.... Хотя недавно была на Обитель зла, Мила Йовович играла потрясающе, а все остальные... короче я даже больше ни кого не запомнила, про сюжет молчу... его нет. Это я к тому, что в Орде, все актеры, даже совсем не известные сыграли превосходно, передача эмоций, боли, страха..... ну в общем не посмотришь не поймешь.
Хотя наверное для того чтоб так "кайфонуть" от фильма как я, нужно любить исторический жанр :)
Андрею Прошкину всегда прекрасно удавались психологические портреты современников («Игры мотыльков», «Миннесота»), но опыта масштабных костюмных постановок с аутентичными атрибутами средневековья у него не было. Орда, Русь, чудеса, миллионы долларов бюджета, голливудский размах – как все это вместить?! Но, кажется, Андрей Прошкин нащупал верный подход к картине: «Орду» надо снимать на стыке символизма и реалистической достоверности. Приступая к работе над проектом, авторы в лице режиссера и сценариста Юрия Арабова прекрасно осознавали, что о деталях быта Руси, и тем более Орды XIV века, достоверного, исчерпывающего знания нет. Это давало создателям творческую свободу, которая, впрочем, имела риск вырасти в очередную высокобюджетную химеру, а могла выстрелить неожиданным попаданием в художественную правду. Случилось последнее.
Например, то, что сделали художник по декорациям Сергей Февралев («Белый тигр», «Китайская бабушка») и костюмер Наталья Иванова («Сибирский цирюльник») кардинально отличается от других работ российских кинематографистов погружающих актеров и зрителей в глубь веков. Из двух часов картины большая часть экранного времени посвящена столице Золотой Орды, грозном городе из глины Сарай-Бату. В грандиозных декорациях, которые были выстроены прямо на берегу Волги, близ раскопок подлинной тюркской столицы, после съемок открылся музей Золотой Орды. Погружению в картину, как и в громких исторических проектах Мэла Гибсона, способствует и аутентичный (тюркский) язык, на котором говорят герои-ордынцы. Причем, сопровождающие эти эпизоды субтитры выполнены чрезвычайно точно и емко, помогая восприятию. Что касается языка наших древних соотечественников, очевидно, что Прошкин с Арабовым решили не утомлять зрителя всякого рода анахронизмами и церковнославянизмами. То есть в картине герои говорят на современном русском, что работает на главное - на то, чтобы идея фильма была воспринята правильно.
В Орде
Отдельной находкой режиссера Прошкина стали музыка и хореография. В Орде, по-иродовски жаждущей чуда, трюка, восхищения, что ни день проходят странные увеселения и пиры, выступают кудесники и маги со всего мира. За удивительные звуки экзотических инструментов, которые сплетаются в мелодии, в «Орде» «отвечал» Алексей Айги. В «Орде» его музыка получила самостоятельное звучание и как никогда уместна со всеми своими изысками в нервной и тревожной атмосфере ордынского ханства. Удивительная близость и взаимопроникновение разных культур и религий, потрясающая атмосфера деспотизма в его чистом, животном и неприкрытом никакими рефлексиями виде - все это мы видим при дворе ханов Тинибека (Андрей Панин), а затем Джанибека (Иннокентий Дакаяров). Отдельно от шумного, полного наивной веры в чудеса и магов мира мужчин проходит скрытная, интенсивная и по сути смыслообразующая жизнь матери ханского семейства, Тайдулы (Роза Хайруллина). Эта удивительная женщина, эдакий серый кардинал, благословляющий на царство своих сыновей-ханов, мать и женщина, друг и воин, муза и советник праздных, ленивых, хвастливых ханов. Удивительное существо, божественный андрогин, с колоритной внешностью и прекрасным телом – Тайдула становится камнем преткновения, драматическим центром повествования, его отправной и финальной точкой.
Когда Тайдула неожиданно слепнет, и ни сибирский шаман, ни индуист-мистик, ни даосист-травник не могут прогнать хворь, Джанибек отправляет послов в вассальную Русь. Там живет удивительный «колдун» - православный митрополит Алексий (Максим Суханов), по молитвам которого чума оставляет селения. С этого времени начинается подвиг митрополита Алексия за свой народ и за собственную веру - и тут важно, что именно за собственную, свою, личную веру. Алексий отправляется в Золотую Орду, чтобы совершить чудо.
Схождение во ад
Небольшой эпизод из полной удивительных приключений жизни митрополита Киевского и Московского Алексия («был послан в Орду, где исцелил ханшу Тайдулу от слепоты») авторы превратили в метафору стяжания Святого Духа, в масштабный геополитический триллер о взаимоотношениях Руси и Орды. Впрочем, кажется, главными для создателей «Орды» были несколько иные темы и цели. На первый взгляд, они личностно-конкретные – передать весь ужас человеческих сомнений, что терзали митрополита Алексия на пути в Орду, когда он знал, что не в его силах заставить Всевышнего исцелить Тайдулу; раскрыть драму его отношений с послушником Федькой, теряющем веру во время страданий и мучительно ищущем новые духовные основы в татарском плену; обрисовать взаимоотношения Церкви и власти в блестящих диалогах с князем Иваном Красным (Виталий Хаев). Но главной темой становится все же удивительная миссия, подлинная миссия страдания и жертвы, которую несет святитель Алексий. Господь не слышит его молитвы, слепота не оставляет женщину. После унижения и надругания героя Суханова с позором все же выпускают из Орды.
Добровольно приняв муки плена, митрополит повторяет жертву Христа, за свою паству, свой народ, ради ближних своих, ради Федьки и всех захваченных в рабство. Он возвращается в Орду, «приняв зрак раба». И в этой своей жертве митрополит, как праведный Иов, встречается с насмешками и непониманием земляков. Даже когда-то верный Федька ненавидит бывшего владыку. Смерть его не берет, муки становятся нестерпимыми. Алексий доходит до самого края отчаяния и богооставленности, отдавая свою жизнь, всего себя за други своя. И жертва его приемлется...
И вот уже Тайдула не хочет благословлять на царство очередного сына-садиста. Быть может, ей нечто было открыто Небом, а может, настоящая нелицемерная Любовь коснулась ее сердца. И вот уже разделилось мощное царство, и не может устоять дом тот…
Се Человек
В картине великолепны все актерские работы: и трансформировавшийся в ордынского хана Андрей Панин, и сыгравший легковерного митрополичьего келаря Федьку Александр Яценко, и совершенно феноменальная Роза Хайруллина, и колоритные якутские актеры. Но то, что удалось в “Орде” Суханову, не удавалось прежде ни одному артисту. Удивительным образом Максим Суханов, сыгравший святителя Алексия, достигает невероятных духовных высот, мощного и глобального евангельского драматизма.
Жертва Богу
…Во второй трети картины действие замирает в мучительной точке телесного и духовного катарсиса героев, оно фокусируется на сизифовом труде бывшего владыки в адской кочегарке ордынской бани, где с герой Суханова опускается до самых глубин смирения и выходит на прямой диалог с Богом. Да, Прошкину было необходимо так долго макать зрителя, извините, в дерьмо (топились-то ордынские бани конским навозом) и мучить его удушьем, жаром, унижением и болью, чтобы через эту средневековую чрезмерность страдания воспеть силу истинной веры. Создатели фильма говорят: «Алексий приехал в Орду святителем, а уехал святым», - и это блестяще достоверно и безжалостно отражено в картине. В истории этого человека, в малой мере повторившего подвиг Христа, погрузившегося в смерть, в ад ради спасения человечества, раскрывается, кажется, вся суть Православия, красота которого всегда заключалась не в пышных церемониях и обилии золота на куполах, а в силе Божией, действующей в немощи человеческой.
Пропагандистский фильм, с шовинистическим оттенком. В начале режиссер смакует унижения католических монахов, которые шли на прием к хану. Это понятно, ведь они непримиримые конкуренты за паству.
Непосредственно Орда изображена, как, не побоюсь этого слова грязная Азия. Здесь создатели фильма, неволей помогли многим разобраться в себе. Думаю после таких кадров многие жители России точно осознают, что они не являются азиатами, и даже полуазиатами.
Дальше, по ходу сюжета высмеиваются традиционные религии. Это тоже понятно, ведь для церкви они неприемлемы. Правда подобно монгольскому шаману, Алексий также накладывал на глаза великой госпожи, какую-то грязь. Русские, как и полагается изображены либо как стадо, либо сломленными рабами. Даже в советском кинематографе, плененных русичей изображали с огнем в глазах, готовых при удобном случае сопротивляться. Такая подача выдает не совсем европейский менталитет, тех кто делал этот фильм. Ведь в Европе ценится уважение к человеку и толерантность. Там понимают, что нельзя обижать другого человека, потому, что все вернется.
Неадекватно, что такой тяжеляк, идет в широком прокате. Этот фильм для 5-6 кинотеатров максимум. Я заплатил 400 рублей за билет и вышел из зала подавленным, с тяжелейшим осадком. Короче, остался в минусе вдвойне. Драгоценный вечер пятницы, был испорчен. Этот фильм можно посоветовать, только садомазахистам.
Я призываю участников проекта орда покаяться, и больше не отравлять и без того нездоровое информационное поле нашей страны.
П.С.: в орде неплохо поставлены, сцены, когда хан, со своей свитой, родней и прислугой, принимал послов или просто развлекался. В помещении стоит напряженность, все пропитано деспотией... И по сей день чувствуется влияние, которое монголы оказали на менталитет, некоторых слоев нашего общества. Хотя лица в кабинетах, на верху сейчас более или менее европеоидные, атмосфера там ордынская.
Сюжета нет. Морали нет. Спецэффектов нет. Очень длинные планы, чувствуется, что делался фильм ради "творчества", но никак не ради развлечения почтеннейшей публики.
Ожидал по-бекмамбетовски крепко сбитого коммерческого продукта, как было изображено в трейлере, а получил кино о монголах для монголов, да и снятое, видимо, монголами.
Вы ведь замечали, как странно бывает смотреть азиатские исторические фильмы? Во-первых, действующие лица все как один, простите мой французский, косоглазые, и их не отличить друг от друга. Во-вторых, понятия смешного и страшного у азиатов и европейцев различаются, и многие сцены бывают просто непонятны. Для пущей непонятности не хватало только еще отсылок к каким-то культурным явлениям, которые только монголы и понимают (вроде буквально переводимых, и оттого совершенно непонятных поговорок-ченъюев в переводных китайских лентах).
Единственный плюс: очень впечатляющие декорации (непонятно, правда, почему построив или нарисовав Сарай, так же не построили или не нарисовали древнуюю Москву?).
Вердикт: производство патриотического кино можно с тем же успехом отдать на аутсорсинг в Голливуд (сделают дешевле, зрелищнее и патриотичнее - причем патриотизм будет той страны, что будет платить). Гг. режиссера и сценариста отправить туда в подмастерья, пока не научатся.
Очень жалею о потраченном времени и деньгах. Кино пустое, и даже бесплатно смотреть его никому не советую.