Драма |
Иштван Сабо |
1 января 2001 |
1 час 48 минут |
Вильгельм Фюртвенглер (Скарсгаард) был одним из выдающихся дирижеров XX века, величайшим интерпретатором Бетховена. Так вышло, что расцвет его творческих сил пришелся на период фашизма: в 1938-м он возглавил Берлинский симфонический оркестр, играл на торжественных сборищах нацистов, а траурное адажио в исполнении его оркестра передавали по немецкому радио после известия о том, что Гитлер наложил на себя руки. В разгар нюрнбергского процесса американский майор Арнольд (Кайтель), вооружившись фотографией, где Геринг и Фюртвенглер обмениваются горячим рукопожатием, собирается устроить образцово-показательный процесс, а советский полковник Дымшиц (Табаков) пытается замять дело, чтобы заполучить прославленного немца на сцену Большого.
Венгр Иштван Сабо в 80-х снял дельную трилогию о выдающихся деятелях немецкоязычного мира, работавших в условиях тоталитаризма: «Мефистофель» — «Полковник Рёдль» — «Хануссен» (часть вторая — та и вовсе шедевр). Случай Сабо и Фюртвенглера, увы, случай собаки, возвращающейся к собственной блевотине. В основе фильма — пьеса Рональда Харвуда, который специализируется (все англосаксонские драматурги нынче — узкие специалисты) на оркестрантах и фашистах, он же адаптировал для экрана «Пианиста». Вышло статичное зрелище, напоминающее даже не театр, а непонятно зачем запечатленную на пленку радиопостановку. Выслушивать приходится такие обороты: «Я всю жизнь считал, что искусство и политика несовместимы. Если быть точнее, искусство и есть моя политика». Хуже того, актер фонтриеровской выправки Скарсгаард, произнося это, егозит, жует кашу, бледнеет до трупного оттенка — словом, изображает метания. Все-таки вернее всех его использовал режиссер «Глубокого синего моря», где акула съела Скарсгаарда на десятой минуте. Достойны внимания лишь пара-тройка натурных сцен, в которых схвачена драгоценная атмосфера безвременья в еще не разделенном Берлине, где американцы, англичане, французы и русские вели элегичные философские дебаты, да эпизод-аттракцион в михалковском вкусе, где Кайтель и Олег Табаков на пару мастерски напиваются водки.