Мелодрама |
Этторе Скола |
16 сентября 1981 |
1 час 57 минут |
Первое обращение Этторе Скола к историческому периоду костюмированных страстей. Середина 19-го века. Военный служака Джорджио (Бернар Жиродо) по воле службы отправляется в длительную и далекую командировку. Вдали от своей возлюбленной, он встречает весьма странную женщину по имени Фоска (Валерия Д’Обичи), весьма непривлекательную и к тому же еще и помрачившуюся рассудком. Она прекрасно понимает, что является внешне уродливой и это ввергает ее в состояние постоянной болезни и постоянных припадков. Молодой офицер Фоске нравится, она в него влюбляется и принимает его вежливость за ухаживание. Когда же Джорджио пытается ей объяснить, что между ними ничего быть не может, она чуть не умирает от тоски и припадков. Местный доктор (Жан-Луи Трентиньян), с которым солдат довольно быстро находит общий язык, объясняет, что если Фоска не найдет в Джорджио ответной любви, то может и вовсе покинуть бренный мир. Парень не хочет столь трагического исхода отношений и в результате оказывается один на один с довольно странными эмоциями, природу, которой он не может объяснить.
Вызывающе смелый, но по-взрослому мудрый фильм о том, что связь между внешней красотой и любовью на самом деле ох как переоценена головами ветреных юнцов, которые и соль жизни-то вкусить еще просто не успели. История, схожая со сказкой про «Красавицу и чудовище» или «Аленький цветок», если угодно. Без романтических перерождений, правда, ну, да мы и так понимаем иносказательность подобных притч, не так ли? Впрочем, как таковых романтических оттенков тут вообще очень мало. Любовь в фильме Скола – это болезнь, или, если посмотреть чуть под другим углом, болезненная терапия душевных недугов. Терапия, которая не даст гарантии на излечение, однако сквозь болезненные ощущения проведет точно.
Возможно, самый драматичный фильм у режиссера. Нет, страсти у него часто плескались через край. Но то была или клоунада ранних фильмов с Витторио Гассманом, или горечь напитка под названием «ностальгия», или пронзительная боль за судьбы народа. Но вот так, чтобы женщина буквально умирала от любви к мужчине, да еще и без откровенных зубоскальств. Такого в предыдущих фильмах у режиссера не было. Драматургию Скола вообще тут не узнать. Кто-то видит тут осколки прозы Толстого, кто-то – Уго Таркетти. Но то, что для самого Этторе Скола это своего рода творческий эксперимент и вызов – вряд ли вызывает сомнение. Справился ли с этим вызовом автор? Вполне. По крайней мере, история рассказана достаточно доходчиво, откровенно, изящно. А вот тронула ли она зрителя? Так то же от зрителя и расположения струн его души зависит.