Девочка Сара отправляется в волшебную страну, чтобы освободить своего брата из плена короля гоблинов.
Приключение, Фэнтези, Детский |
12+ |
Джим Хенсон |
27 июня 1986 |
1 час 41 минута |
У Дэвида Боуи, великого музыканта, превратившего всю свою жизнь в потрясающее нескончаемое шоу, помимо прочих талантов, есть талант сниматься в правильных фильмах. Может быть, не самых кассовых и известных, но уж точно парадоксальных и необычных. "Лабиринт" - из таких. Это не просто представитель, это один из лучших образцов фэнтези 80-х - фэнтези, которое сейчас смотрится, наверное, смешным анахронизмом (для поклонников спецэффектов особенно), но наполнено такими чувствами, которые сегодня, в век блокбастеров и франшизы, абсолютно недоступны. И, конечно, великолепная Дженнифер Коннелли, в нежном возрасте 16 лет, неподражаема. Не говоря уж о самом Боуи, его голосе и музыке.
"Где-то, в краю вашего воображения
Есть Лабиринт.
Запутанный и извилистый, как злые мысли,
И никто - ни мужчина, ни женщина, ни ребенок --
Не достигали его центра.
Там,
За стенами Города Гоблинов,
Находится замок Джарета,
Короля гоблинов.
Гоблины - противные маленькие существа
Находящие удовольствие в краже младенцев
И превращении их в себе подобных.
Но это может произойти лишь, если Вы сами
Того пожелаете.
Вы должны произнести в точности заветные слова
И тогда ваше желание исполнится.
" Я желаю, чтобы гоблины пришли и забрали тебя
Прямо сейчас! "
Гоблины прибудут в тот же миг
Как только услышат эти слова.... "
За гранью сна и яви, в полной удивительных чудес волшебной стране жил да был король гоблинов Джарет. Однажды услыхал он, как девочка Сара в сердцах сказала несносному младшему брату Тоби: «Чтоб тебя гоблины унесли!» — и тут же поймал ее на слове, утащив малыша в свой замок! «Что же я наделала», — ахнула Сара и бросилась за Джаретом вдогонку, пока дверь в сказку не захлопнулась.
Но чтобы попасть в замок похитителя и спасти брата, ей придется пройти зачарованный Лабиринт. Он полон всяких чудищ, хитрых ловушек и головоломок. А выход из него стережет целая армия гоблинов! Встречая на своем пути сонмы невиданных созданий и разгадывая странные загадки, Сара храбро углубляется в таинственный мир Лабиринта, шаг за шагом приближаясь к твердыне короля Джарета…
Эта сказка странно смотрится в наш век суперспецэффектов. Но она по-настоящему волшебная, и по-настоящему сказка. Поэтому она совсем не детская. "Мой мир так же велик, как и твой! У тебя нет власти надо мной!" - "Но я лишь выполнил все твои желания". И кто, как не Дэвид Боуи, может быть настоящим Прекрасным Злым Принцем настоящих живых девушек ;)
При первом подходе «Лабиринт» кажется каким-то совершенно космическим проектом: настолько сильно звучат имена, его делавшие. Режиссер – Джим Хенсон, автор Маппет-шоу; над сценарием работал Терри Джонс, написавший все самое лучшее для Монти Пайтона (тут правда стоит отметить, что Джонс практически сразу с проекта ушел, и в итоговый фильм вошли буквально несколько его идей); продюсер – Джордж Лукас, который в представлении и подавно не нуждается. В кадре тоже фееричный тандем: 15-летняя Дженнифер Коннели и вечно молодой Дэвид Боуи, который мало того, что король гоблинов, так еще и поёт.
Тем не менее, вся эта огромная и дорогущая машина при повороте ключа удивительным образом выдает только искры и никуда не едет. Сюжет прокручивает через себя отлично созданных кукол, отменные декорации, завораживающего Боуи, но как лысая резина на покатом снегу не может схватиться и продолжает буксовать на месте. Составленная из кэрролловской «Алисы», «Волшебника страны Оз» Баума и «чудовищ» Сендака история в итоге сама оказывается заплутавшей в лабиринте, где не видит поворотов, углов и дверей, а потому продолжает блуждание наугад, периодически проходя один и тот же перекресток по пятому разу. Откровенно затянутый поход девочки Сары в компании ее новых друзей к замку гоблинов предстает не как путь из пункта А в пункт Б, а прыжками из одного портала в другой. При этом порталы странным образом устроены так, что все равно выведут к замку.
Удивительно, но люди, делавшие «Лабиринт», способные создавать целые миры, сводят всю сказку к отвратительным гоблинам, кусачим феям и блесткам на стенах. Некий абсурд, алогичность всего происходящего, непредсказуемость увиденного, сделанного и отсутствие причинно-следственных конструкций – все то, что делает сказку сказкой, здесь в лучшем случае разбавлено до состояния жидкой каши, а порой и вовсе отсутствует. Падение вниз должно приводить на самую вершину мира, маленькое должно становится большим, а большое в свою очередь умещаться в спичечный коробок – именно отсутствие логики и законов физики позволяет сказке работать и уходить от реальности. В случае же с «Лабиринтом» логика правит балом почище самого короля гоблинов. Подобно тому, как куклы из Маппет-шоу по зову Сары пришли в наш мир, так и сказка приходит в гости к реальности и так и не может начать себя чувствовать здесь как дома, а оттого неловко топчется в углу.