Новая картина Ангелины Никоновой («Портрет в сумерках», «Велкам хом»), снятая по мемуарам Карины Добротворской «Кто-нибудь видел мою девчонку? 100 писем к Сереже». Это книга посвящена непростым отношениям Карины с ее мужем, легендарным питерским кинокритиком Сергеем Добротворским. В фильме Карину, правда, зовут Кира (ее играют Аня Чиповская и Виктория Исакова), Добротворского — Добровольский (Александр Горчилин), а газету, в которой он публикуется, не «Коммерсант», а «Финансист» (ха-ха). То есть перед нами как бы история из параллельной реальности, в которой богемная и интеллектуальная пара ссорится, мирится, не может завести ребенка, а затем расстается, но даже спустя 17 лет Кира не может забыть возлюбленного, поэтому находит молодого любовника (Юрий Борисов), похожего на него. Главное — совершенно непонятно, зачем нужно это кино? Собственно, это и не фильм, а какой-то караван историй. Не история любви, как настойчиво твердят создатели картины, а история абьюза в самых страшных гетеронормативных отношениях. Ужасно написанная, сыгранная и поставленная. Видно, что этому скрюченному голему очень трудно передвигаться, поэтому он перемещается с помощью «костылей» — закадрового голоса Виктории Исаковой (то есть здесь нарушено первое правило кино: не рассказывать, а показывать). Еще картина может похвастаться, пожалуй, худшей репрезентацией кинокритиков в истории мирового кинематографа (коллеги со мной согласятся). Сергей Добротворский — киновед, философ, мыслитель, но никак не Александр Горчилин, который играет его бледную копию (при всем уважении к Александру). Вообще в картине все выглядит настолько фальшивым, что начинаешь сомневаться, а действительно ли первая работа Никоновой, «Портрет в сумерках», — хороший фильм. И что произошло с режиссеркой? Много, слишком много неудобных вопросов повисает в воздухе. С уверенностью можно сказать только одно: этого фильма могло бы не быть. И лучше бы его, наверное, не было.
Драма |
18+ |
Ангелина Никонова |
4 февраля 2021 |
1 час 40 минут |
Театровед обнимает красивыми голыми ногами киноведа
В 1990 году в Ленинграде студентка театрального Кира (Анна Чиповская) влюбляется в одного из своих лекторов, страшно модного в узких кругах киноведа Сергея Добровольского (Александр Горчилин), который как никто объясняет Хичкока и Годара. Нам с самого начала известно, что закончится все трагически: двадцать лет спустя та же Кира (уже Виктория Исакова), преуспевающий редактор глянцевого журнала в Париже, не получает удовольствия от устриц и не может найти личное счастье в объятиях молодого возлюбленного (Юрий Борисов), а пишет письма Сергею, который их уже точно не прочитает.
Большинство зрителей «Девчонки» будет, вероятно, в курсе, но для порядка уточним: фильм Ангелины Никоновой сделан по мотивам одноименной книги медиафункционера Карины Добротворской, написанной, в свою очередь, по мотивам ее отношений с петербургским кинокритиком Сергеем Добротворским, погибшим в 1997 году. Насколько вольно Добротворская, а теперь Никонова передают и, что даже важнее, интерпретируют реальные факты, характеры и отношения — вопрос, кажется, дискуссионный. Но если книга отдельный разговор, то фильм уж точно не документальная реконструкция, а roman à clef: все спрятаны за псевдонимами, пусть и прозрачными, Добровольскому отмерено почти на десять лет меньше жизни, чем его прототипу, и так далее.
Любопытно, что это уже не первая за последнее время попытка зафиксировать мифы позднесоветской параллельной культуры Ленинграда, и пересечения «Девчонки» с «Летом» Кирилла Серебренникова — хорошая тема для сочинения какой‑нибудь сегодняшней Киры. Эти пересечения во всяком случае, не ограничиваются вездесущим Горчилиным, который в «Лете» коротко изобразил музыканта Андрея «Свина» Панова, родившегося и умершего почти одновременно с Добротворским.
И как картину Серебренникова участники и наблюдатели тех событий приняли, за редким исключением, в штыки, так и «Девчонка» вызвала чрезвычайно раздраженную реакцию. Добротворский, трагическая фигура, автор невероятных текстов о кино, учитель для многих из нас, кто его не застал, — по сей день объект негромкого цехового культа. Рассказывали, что критики, присутствовавшие в сентябре на фестивале «Кинотавр», дружно набросились на авторов «Девчонки» (которым, впрочем, тоже палец в рот не клади). Что уж говорить про круг друзей и близких Добротворского, многие из которых враждуют с Кариной Добротворской еще с 1990-х — что, собственно, в фильме откомментировано (справедливости ради, легендарный кинокритик Михаил Трофименков, один из главных героев этого сюжета, на днях написал весьма сдержанный отзыв).
И наверное, тут есть отчего закатить глаза даже людям, понятия не имеющим, чем занимался Добротворский, что такое некрореализм, куда вставляется видеокассета и кто такая Любовь Аркус (весьма экзотический кастинг Марии Шалаевой).
Скажем, лирический саундтрек — катастрофа, причем и оригинальная музыка, и песенки, которые тут вообще непонятно зачем. Другая очевидная проблема — ощущение эпохи, точнее, его отсутствие. Петербург внешне мало изменился за триста лет, но атмосфера, фактура, энергия городской жизни меняется стремительно, и в кадре испанского оператора она однозначно сегодняшняя, совсем не похожая на 1990-е, причем и на улице, и в интерьерах, где аккуратно расставлены старые пепельницы, собрания сочинений и постеры Вендерса.
Впрочем, и заграница, с которой авторы знакомы не понаслышке — Никонова училась в Нью-Йорке, Добротворская давно живет во Франции, — выглядит совершенно игрушечной, сведена к знакам: верстка журнала мод, хороший отель на безлюдном нормандском побережье, ресторан с пресловутыми устрицами. Переезд из «Театрального журнала» в Architectural Digest показан с ослепительной наглядностью. Такую Францию в 2021 году можно увидеть, кажется, только в русском кино. Еще в польском, может быть.
Увлечение псевдонимами на всех уровнях, лишь отчасти вынужденное, не идет картине на пользу: герои живут в мире, где есть в лучшем случае газета «Финансист», а чаще всего анонимные «журнал», «фильм», «фестиваль», «редактор». В этой выхолощенной, искусственной мелодраматической реальности не за что зацепиться. Неудивительно, что герой никак не решится снять собственный фильм — о чем ему снимать, о постерах? Горчилин зачитывает тексты Добротворского с честными, не слишком заинтересованными глазами. Чиповская… Что ж, кому из нас не хочется, чтобы его сыграла Чиповская.
И все же, несмотря на все многочисленные формальные слабости (напоследок добавим еще старомодное, ошибочное использование закадрового голоса и неловкий метафинал), «Девчонка» заслуживает внимания — как любая работа, сделанная искренне и с какими‑то мыслями. Понятно, что Добротворская пишет о своем, а Никонова снимает о своем, и ее все эти мертвые кинокритики и ленинградские травмы волнуют, в сущности, в последнюю очередь. Но на каких‑то поворотах они вдруг встречаются, совпадают, и фильм тогда оживает.
Это история про то, как женщина пишет письма самой себе, минуя прочих адресатов, история про женщину-субъекта, которую окружающие наивно и себе на беду принимают за объект (об этом же был нашумевший дебют Никоновой «Портрет в сумерках» десятилетие назад). Киру «дарят» Добровольскому на день рождения, но она дар данайцев, который сулит Трое верную погибель. Причем драмой окажется не его картинная смерть, а ее в связи с этим душевное опустошение, которое не смогут заполнить другие объекты — муж-объелся-груш, парижский офис, молодой любовник, вид на Ла-Манш.
Получается как бы «На последнем дыхании», снятый с точки зрения не Мишеля, а Патриции, и не закончившийся на парижской мостовой (это не домыслы, это есть в кадре). Траектория опасно граничит с пошлостью, но во-первых, подкупает прямотой, а во-вторых, подобный монолог от лица женщины по-прежнему редкость, по крайней мере, в кино. Пусть и не такая редкость, как рекламный плакат, на котором театровед обнимает красивыми голыми ногами киноведа.
Только что посмотрела фильм. Давно ждала, ибо книга на меня произвела просто МОЩНЕЙШЕЕ впечатление (прочитала ее залпом, на одном дыхании).
Читала давно рецензии, знала, что критики да и сама Добротворская не в восторге от фильма, видела его другим, но я хотела посмотреть и составить своё собственное мнение.
В данном случае полностью согласна. А именно:
⁃ снят скучновато... не держит так сильно, как книга;
⁃ Несмотря на то, что и в фильме показано вроде бы много эмоций и музыкой они ещё больше вытягиваются, все равно создалось ощущение некой поверхностности и «попсовости»;
⁃ Похоже на обычную мелодраму для самой широкой молодежной аудитории;
⁃ Атмосфера богемного Петербурга начала 90-х совсем не показана и не чувствуется;
⁃ Совсем не подходит для роли Серёжи актёр из Гоголь-центра, несмотря на внешнюю схожесть. Но тип личности, глубина Сергея Добротворского, тонкость не просто другая, нежели у типажа актера, который его играет, а ДИАМЕТРАЛЬНО противоположная. И почему это так важно? Да потому что это и является причиной его глубоких текстов, масштабности в своём деле, которой он достиг и одновременно те же самые качества привели его к гибели (потому что так глубоко, сильно любит, переливал утрату, творческий кризис). Типаж актера ровно противоположный: он наоборот как мотылёк, легкомысленный разболбай, который идеально сыграл своего персонажа-художника в сериале «Псих». Здесь он категорически не подходит. Грустно было осознавать, что кастинг актера на главную, ключевую роль, на характере и типе личности, собственно, и развивается вся суть книги/фильма/драмы, подобрали исключительно по совпадающей внешности;
⁃ Показалось, что в фильме только перечислили ключевые СОБЫТИЯ книги, просто хронологию, но не передали главного: рефлексии, сути переживаний и параллелей, рассуждений взрослой женщины о прошлом. Этого мало, фатально мало. А ведь это главное в книге. События там - это лишь фон, канва. Суть книги - в другом;
⁃ Не хватает, как и сама Карина сказала, архаусности. Фильм получился попсовым, поверхностным, книгу охватывает по верхам;
⁃ Не почувствовалось режиссёрской МОЩИ... от слова «совсем».
⁃ Мое личное мнение, что Аня Чиповская гениально играет роли див, богемных красавиц, но роли простушек/глупышек - не очень. Но и тут актриса тоже по типажу, на мой взгляд, не очень подходит. Карина совсем другая: более сложная, рефлексирующая, замкнутая... другая.
Чиповскую и Исакову, мне кажется, поставили для привлечения внимания к фильму, так как они сейчас одни из самых востребованных и желанных актрис. На текст книги они совсем не «ложатся», на мой субъективный взгляд.
Саундтрек в конце фильма, конечно, хорош и трогает до глубины души. Жаль только, что этой глубины не удалось показать и на крошечную долю режиссёру в фильме.
Фильм странный, вызывает противоречивые ощущения. Актеры вроде бы играют хорошо, по-отдельности, но вместе - никак. Не видно любви нигде, а ведь фильм о любви.
Режиссура провальная.
Но тем не менее фильм задевает, не оставляет в покое. Пробивают эмоции не там, где должны, ставят вопросы не те, которые просятся.
В книге героиня чуткая, рефлексирующая, искренняя, душевная, бесконечно глубокая.
В фильме - холодная высокомерная сука.
Во всех своих отношениях. Так и было?!
В чем провал? В кастинге? В игре? В режиссуре? В монтаже?
Пустые какие-то актерские этюды, из которых никак не получается завязать одну историю.
Удивительно как можно снять такой поверхностный фильм по такой глубокой книге.
Красивая, нежная, лирическая мелодрама на основе мемуаров директора отдела издательского дома Condé Nast Карины Добротворской.
Если вы поклонник кинокритика Сергея Добротворского, вам идти не стоит, фильм не про него. Если вы поклонник атмосферы 90-х, вам идти не стоит, фильм не про неё. Это фильм про вечные ценности: влюблённость, любовь, смерть, страдание. Он про обаяние ума, харизму, метания питерской интеллигенции, которые по итогу не смогли предложить ничего новому поколению.
Студентка последнего курса театроведческого факультета Кира (Анна Чиповская) влюбляется в преподавателя теории киноискусства Сергея Добровольского (Александр Горчилин). Тот бросает жену и уходит к возлюбленной. Потом любовь, кино, алкоголь, развод, смерть. И невозможность забыть этого страшно умного и страшно невыносимого кинокритика даже спустя 17 лет после его смерти.
Зачем идти: замечательные актёры, холодное лаконичное побережье Нормандии, прекрасная грудь Анны Чиповской и ещё более волнующая - Виктории Исаковой, нежная музыка.
Самое то для романтичного вечера в День всех влюблённых.
Не стоит идти, чтобы не раздражаться потом: синефилам, поклонникам Добротворского, фанатам авторского кино. Им могу предложить 2 выдающихся фильма режиссёра этого проекта Ангелины Никоновой — "Портрет в сумерках" и "Велкам хом", получите огромное удовольствие.
Очень посредственный сценарий (не знаю, что там с книгой). Скучно, ни о чем. Ну т.е. все очень понятно, но плохо слеплено и сыграно. Так получилось, что посмотрела подряд "Девчонку " и "Доктора Лизу", и сразу видно, как в руках умелого сценариста и режиссера звезды или играют и делают историю, или нет, остаются неуместными картонками.