Москва
7

Фильм
Коммивояжер

Forushande, Иран, Франция, 2016Смотреть в
Реклама

Рекомендации для вас

Популярно сейчас

Реклама
Смотреть в
Описание Афиши
Описание прокатчика
Иранец Асгар Фархади снова искусно рассказывает о трещинах в браке

После «Оскара» за ленту «Развод Надера и Симин» иранский режиссер Асгар Фархади снова поборется за награду в номинации «Лучший фильм на иностранном языке». Как и «Развод», «Коммивояжер» — это камерная семейная драма о муже и жене, которая начинается очень тихо, но Фархади знает, как из цепочки, казалось бы, простых будничных ситуаций выстроить сложный житейский триллер. По сюжету семейная пара иранских театралов (в маленьком ангаре разыгрывают спектакль по пьесе «Смерть коммивояжера» Артура Миллера) переезжают в новую квартиру, но однажды из-за одной маленькой оплошности к ним в дом проникает незнакомец. Жена подвергается насилию. Муж пытается сохранить честь своей семьи и отыскать обидчика. Но кажется, что возникшее отчуждение между близкими людьми уже не остановить.

Триллер, Драма
18+
Асгар Фархади
21 мая 2016
2 февраля 2017
2 часа 5 минут
curzonartificialeye.com

Трейлеры и кадры
Все

  • Коммивояжер – афиша
  • Коммивояжер – афиша
  • Коммивояжер – афиша
  • Коммивояжер – афиша
  • Коммивояжер – афиша

Режиссёр

Все

Как вам фильм?

Рецензия Афиши

7
Станислав Зельвенский
1341 отзыв, 979 оценок, рейтинг 20423
3 февраля 2017
Иранская драма про честь и месть

Эмад (Шахаб Хоссейни), интеллигентный бородач лет сорока, днем преподает литературу в школе, а вечерами в возрастном гриме играет Вилли Ломана в скромной постановке «Смерти коммивояжера». Терпеливую жену Вилли при этом изображает его собственная жена Рана (Таранех Алидусти).

Супругам приходится срочно искать новое жилье: их дом пошел трещинами из-за строительства по соседству. И коллега по театру (Бабак Карими) сдает им только что освободившуюся квартиру. До них там жила некая женщина с маленьким ребенком, которая до сих пор не вывезла свои вещи. Если верить ворчанию соседей, она принимала у себя много мужчин — проще говоря, занималась проституцией. И вот однажды, когда Эмада нет дома, Рана идет в душ, по ошибке открыв входную дверь, и внутрь проникает незнакомец, предположительно — один из клиентов бывшей квартирантки.

Как и следовало ожидать от Асгара Фархади, что именно произошло в ванной, так до конца и не станет понятно: пострадавшая стесняется об этом говорить, а окружающие, включая мужа, стесняются расспрашивать. О прямом сексуальном насилии речь, очевидно, не идет, но у женщины разбита голова (она поскользнулась? ее толкнули? ударили?), и визитер явно чуть задержался уже после того, как понял, что женщина — не та, к которой он пришел. Иначе говоря, случилось ужасное (ко всему прочему, дело, напомним, происходит в Тегеране). Героиня сломлена травмой — не столько физической, сколько психологической: она замыкается в себе, при этом хочет от мужа помощи, боится оставаться одна и так далее. Муж же — а мы смотрим на все его глазами, хотя в самом конце Фархади незаметно сдвигает фокус — полон ярости и желания отомстить: он считает униженным в первую очередь себя. Идею обратиться в полицию герои быстро — в каком-то смысле очень по-русски — отбрасывают, что в подцензурном кинематографе, видимо, можно трактовать как мягкую фронду.

Другая героиня фильма — съехавшая из квартиры женщина — и вовсе остается фигурой умолчания: в кадре она так и не появится. Но ее история, которую мы собираем из косвенных данных — сбивчивых объяснений явно что-то скрывающего хозяина квартиры, соседских пересудов, оставленных вещей (детский велосипед, игрушки, душераздирающая коллекция туфель), — принципиально важна для понимания картины. «Коммивояжер» в этом плане напоминает «Жильца» Романа Полански (где герой снимает апартаменты женщины, выбросившейся в окно, и как бы попадает в ее кошмар). Тень великого поляка, автора «квартирной трилогии», возможно, мерещится не случайно: Фархади традиционно заинтересован в квартире как в пространстве — и в ее геометрии, и в ее смыслах. Здесь действие разворачивается в двух полупустых, необжитых квартирах (одна вдобавок в символических трещинах) — из одной мебель уже вывезли, в другую толком не ввезли, — и на них элегантно накладывается квартира Вилли Ломана, которая и вовсе декорация; режиссер намечает будущую метафору уже на начальных титрах.

Спектакль внутри фильма — прием очень тяжеловесный, но Фархади совсем не так прост, и уже название нарочно сбивает с толку. Мы помним, что пьеса Артура Миллера — трагедия о несбывшейся «американской мечте», и безуспешно ищем в фильме какие-то параллели. Между тем «Смерть коммивояжера» — конечно, не только про личный успех, и Фархади достает оттуда второй, третий пласт: это история про стыд, про разочарование в себе и в том, кто рядом с тобой, про людей, говорящих на разных языках. Мы видим небольшие, тщательно отобранные фрагменты постановки: сцена, где сын застает Вилли с любовницей, разговор Вилли с желающим ему добра соседом (где обозленный Эмад начинает импровизировать), споры с женой, финал, конечно. Но черты и поступки Ломана и его семьи у Фархади распылены между разными персонажами, и рифмы не следует понимать буквально; коммивояжер собственной персоной выйдет на сцену не с той стороны, где его ожидают.

44-летний Фархади, ведущий в своем поколении режиссер Ирана (после «Оскара» за «Развод Надера и Симин» — можно сказать, официально), — реалист и интеллектуал, не самое очевидное на сегодня сочетание. У него всегда есть социальный, классовый подтекст: фильм за фильмом его герои — молодые представители городского среднего класса, которые сталкиваются с людьми более традиционного воспитания, и Фархади критикует, конечно, в первую очередь «своих» — хотя его повестка мягко (речь, еще раз, об Иране) прогрессивная, в особенности в гендерном вопросе. И в то же время по структуре, по направлению рефлексии, по многослойности его превосходно сыгранные натуралистические мелодрамы отсылают скорее к модернизму: так, лучшая пока работа иранца «История Элли» даже сюжетно перекликалась с «Приключением» Антониони. Хитро задуманный «Коммивояжер» ходит по краю: неверный шаг — и фильм превратится в высосанную из пальца и даже высокомерную авторскую притчу. Но режиссер так виртуозно управляется с мизансценами, а его актеры так здорово передают тончайшую динамику отношений, что этого не происходит: можно вовсе забыть про Артура Миллера и просто смотреть, не моргая, этот печальный триллер о разрушенном браке.

6
0

7
insecure
44 отзыва, 146 оценок, рейтинг 784
7 февраля 2017

Поначалу фильм может показаться немного утомительным, но когда начинает разворачиваться настоящая драма, захватывает и приковывает внимание к героям и их неподдельным эмоциям.
Что может слегка сбить с толка российского зрителя, так это степень глубины трагедии, хотя для героев она, несомненно, сильно значима...Восток - дело тонкое, и вопросы чести семьи, а значит, и самого мужчины в первую голову - на первом месте. Если бы несчастье, случившееся с его женой, было бы яснее выражено, мне было бы более понятно, до какой степени горе горькое.. В фильме это несчастье - немного загадка...как-то не хватает ясности и обидно, что кино-то показывают, но как-бы через узкую щелку....не все ракурсы очевидны..
Не хочется сваливаться в слишком строгую критику. поскольку фильм - реально хороший....главная его ценность, на мой взгляд, - правдивость человеческих характеров героев в критической ситуации и самая та критическая ситуация, оставляющая каждого из героев делать выбор между гневом и милосердием, местью и прощением, гордыней и совестью...Выбор для всех нас актуальный, тем и достойный пристального внимания.

5
0
9
Игорь Н.
48 отзывов, 62 оценки, рейтинг 48
31 января 2017

Я предчувствовал, что это произойдёт… «Коммивояжёр» Асгара Фархади измотал мою душу.
Кино над моралью, нациями, религиями, ценностями, добром и злом - о близких и понятных людях, кто делает выборы, ошибается, страдает - кто просто живёт… После него любые попытки всё знать, судить и быть правильным кажутся пошлостью.
Через простые детали и действия, погружение в быт, без всяких красивостей и эффектов, оно втягивает и полностью захватывает так, что я сижу, дрожа, с руками у губ, слезами на глазах. Тончайший вкус, не дающий ни малейшей возможности соскользнуть в сентиментальность, оценку, очевидность, осуждение, предсказуемость…
Те, кто могут смотреть со стороны, отметят незаметные режиссёрские приёмы, тонкую и глубокую актёрскую игру, аналогии с Ханеке, Дарденнами и Миллером, символы и смыслы… Я не хочу – я был внутри.
Я предчувствовал: такие испытания души делают меня человечнее

3
0
6
Kino P.
36 отзывов, 36 оценок, рейтинг 36
1 мая 2025
Спорная, проникновенная, неторопливая драма

Ближневосточные произведения всегда обладают особой аурой. Недавно прочитали Персеполис (можете посмотреть фильм). Я бы не сказал, что 10/10 (местами бессмысленное, местами спорное), но точно достойное к ознакомлению. Так вот тут схожий эффект, который с другой стороны отталкивает от просмотра как что-то далекое от наших реалий (что мы привыкли видеть на голубых экранах).
Так вот это остросоциальное кино, рассказывающее об опыте изнасилования и о поиске смирения жить дальше. А если вспомнить, где разворачиваются действия, то тема приобретает дополнительную глубину.

Синопсис такой:
Жизненные обстоятельства заставляют молодую пару переехать. Новое место несет в себе историю. Нет, это не духи прошлых жильцов. Хотя в какой-то мере можно сказать и так. В один из вечером жена главного героя подвергается нападению, самостоятельно ошибочно впустив обидчика.

Сюжет раскручивается и мы узнаем историю бывшей квартирантки и причины нападения. Первое время мы наблюдаем за переживающей ужас женой и попыткой найти опору, чтобы двигаться дальше. Что у нее постепенно выходит. В то время как муж одержим идеей возмездия, цепляется за имеющиеся зацепки, тем самым напоминая жене о случившимся.

В итоге он встречается лицом к лицу с обидчиком. Но и здесь все оказывается непросто. Муж не стремится распускать руки. Но наказание вслед за преступлением не заставляет себя ждать. Однако раскрыв все карты, режиссер ставит нас в неловкое положение серой морали, когда ты не уверен кому сопереживать. Развязка насколько продолжительная, что заставляет испытывать отвращения от падающей уверенности в необходимости возмездия. Особенно сильный эффект это, предполагаю, возымело на родине фильма, в связи с особенностями культуры - проявлением уважения к старшим и тд.

Фильм является типичным представителем серьезной драмы. Где отмщение не будет кульминацией фильма. Месть не является предметом гештальта, который нужно закрыть. Финал и открывшиеся им подробности сеют противоречивые эмоции там, где казалось все понятно. Это и является основной ценностью фильма.

Спорная, проникновенная, неторопливая драма. Будет скучно смотреть, если не быть морально готовым к темпу повествования. А также будут вызывать вопросы некоторые суждения и действия героев.
t.me/popkino

1
0
7
Галина С.
205 отзывов, 219 оценок, рейтинг 39
26 мая 2017

Довольно тяжелый и непростой к просмотру фильм, но при всем при этом назвать его плохим у меня язык не поворачивается. Мне кажется для восприятия этого фильма необходимо больше знать о культуре Ирана, его обычаях и укладу жизни, потому что в некоторых моментах мне не все было понятно. но фильм в целом стоит просмотра, хотя бы потому что открывает для зрителя другой мир, в котором люди хотя и живут немного в других условиях, чувствует и переживают такие же эмоции...

0
0
1
Alexandra Nikolaeva
2 отзыва, 3 оценки, рейтинг 0
9 февраля 2017

Фильм явно не для кинотеатра! Еще и тяжелый, выходишь из кинотеатра с осадком((

0
0

Читайте также

Смотреть в Okko

Все

АбаканАбдулиноАбинскАбрамцевоАзовАксайАлатырьАлександровАлексинАлуштаАльметьевскАнадырьАнапаАнгарскАнжеро-СудженскАпатитыАпшеронскАрзамасАрмавирАртемАрхангельскАсбестАстраханьАхтубинскАчинскБалаковоБалахнаБалашихаБалашовБарнаулБатайскБелгородБеловоБелорецкБелореченскБелоярскийБердскБерезникиБижбулякБийскБиробиджанБирскБлаговещенскБлаговещенск РББлагодарныйБогородицкБорисоглебскБоровичиБратскБрянскБугульмаБугурусланБузулукВалдайВеликие ЛукиВеликий НовгородВеликий УстюгВерхняя ПышмаВерхняя СалдаВидноеВизингаВладивостокВладикавказВладимирВолгоградВолгодонскВолжскВолжскийВологдаВолоколамскВолховВольскВоронежВоскресенскВоткинскВсеволожскВыборгВыксаВышний ВолочекВязникиВязьмаГагаринГатчинаГеленджикГеоргиевскГлазовГорно-АлтайскГородецГорячий КлючГрозныйГрязиГубкинГубкинскийГудермесГуковоГусевДаниловДедовскДербентДжанкойДзержинскДзержинскийДимитровградДмитровДолгопрудныйДомодедовоДонецкДубнаДудинкаЕвпаторияЕгорьевскЕйскЕкатеринбургЕлабугаЕлецЕлизовоЕнакиевоЕссентукиЕфремовЖелезногорск (Красноярск)Железногорск (Курск)ЖигулевскЖуковкаЖуковскийЗаволжьеЗарайскЗаречный (Пенза)ЗвенигородЗеленогорскЗеленогорск (Красноярск)ЗеленоградЗеленоградскЗимаЗлатоустИвановоИвантеевкаИжевскИзобильныйИнтаИрбитИркутскИскитимИстраИшимИшимбайЙошкар-ОлаКазаньКалининградКалугаКаменкаКаменск-УральскийКаменск-ШахтинскийКамышинКандалакшаКанскКасимовКаспийскКачканарКемеровоКерчьКимрыКингисеппКинешмаКиржачКиришиКировКисловодскКлинКлинцыКовровКовылкиноКогалымКозьмодемьянскКоломнаКолпашевоКолпиноКольчугиноКомсомольск-на-АмуреКонаковоКондровоКопейскКоролевКоряжмаКостромаКотельникиКотласКотовскКохмаКрасногорскКраснодарКрасное СелоКраснознаменскКрасноярскКронштадтКрымскКстовоКубинкаКудымкарКузнецкКулебакиКумертауКунгурКурганКурганинскКурскКурчатовКущевскаяЛабинскЛабытнангиЛенинск-КузнецкийЛеснойЛесной ГородокЛесосибирскЛивныЛикино-ДулевоЛипецкЛобняЛодейное ПолеЛомоносовЛугаЛуганскЛуховицыЛысковоЛысьваЛыткариноЛюберцыЛюдиновоМагаданМагнитогорскМайкопМарксМахачкалаМегионМедногорскМеждуреченскМиассМинеральные ВодыМихайловкаМичуринскМожайскМоздокМосковскийМуравленкоМурманскМуромМценскМытищиНабережные ЧелныНазраньНальчикНаро-ФоминскНаходкаНевинномысскНефтекамскНефтеюганскНижневартовскНижнекамскНижнеудинскНижний НовгородНижний ТагилНовоалтайскНововоронежНоводвинскНовозыбковНовокузнецкНовокуйбышевскНовомосковскНовороссийскНовосергиевкаНовосибирскНовотроицкНовоуральскНовочебоксарскНовочеркасскНовошахтинскНовый УренгойНогинскНорильскНоябрьскНяганьОбнинскОдинцовоОзерскОзерыОктябрьскийОмскОмутнинскОрелОренбургОрехово-ЗуевоОрскОсташковПавловоПавловский ПосадПензаПервоуральскПереславль-ЗалесскийПермьПетергофПетрозаводскПетропавловск-КамчатскийПечораПионерскийПлесПодольскПочепПриволжскийПриморско-АхтарскПрокопьевскПротвиноПсковПушкинПушкиноПятигорскРаменскоеРассказовоРевдаРеутовРжевРославльРостов ВеликийРостов-на-ДонуРубцовскРузаРузаевкаРыбинскРязаньСалаватСалехардСальскСамараСаранскСарапулСаратовСаровСветлогорскСевастопольСеверодвинскСевероморскСеверскСегежаСергиев ПосадСерпуховСестрорецкСибайСимферопольСлавянск-на-КубаниСмоленскСнежинскСоветскСоветская ГаваньСоколСолнечногорскСосновый БорСочиСпасск-ДальнийСтавропольСтарая РуссаСтарый ОсколСтерлитамакСтрежевойСтупиноСуздальСургутСызраньСыктывкарТаганрогТамбовТарусаТверьТейковоТемрюкТимашевскТихвинТобольскТольяттиТомскТоржокТосноТроицк (Челябинск)ТуапсеТуймазыТулаТюменьУгличУзловаяУлан-УдэУльяновскУрюпинскУсинскУсолье-СибирскоеУссурийскУсть-ИлимскУсть-ЛабинскУфаУхтаУчалыФеодосияФроловоФрязиноХабаровскХанты-МансийскХимкиЧайковскийЧебаркульЧебоксарыЧелябинскЧереповецЧеркесскЧерняховскЧеховЧистопольЧитаШахтыШахуньяШуяЩекиноЩелковоЭлектрогорскЭлектростальЭлистаЭнгельсЭнемЮгорскЮжно-СахалинскЮжноуральскЮргаЯкутскЯлтаЯлуторовскЯрославльЯрцево