Триллер, Драма, Криминальный |
18+ |
Грегор Джордан |
5 ноября 2008 |
24 декабря 2009 |
1 час 37 минут |
theinformers.com |
На поминках по раздавленному сразу после титров товарищу некто Грэм (Джон Фостер) узнал от своего друга Мартина (Остин Николс), что покойный тайком спал с его девушкой. Сам Мартин, надо заметить, тоже спал с ней, а также время от времени — с самим Грэмом, с его мамой (Ким Бэсингер) и еще с Ниной, бывшей женой рок-звезды Брайана Метро, который принимал много наркотиков, а спал вообще со всем, что попадалось под руку, так что охране каждое утро приходилось выволакивать голые тела из его гостиничного номера. Родители Грэма тем временем решили снова съехаться после развода, хотя мама была практически в коме, а папа (Билли Боб Торнтон) вроде как иногда любил одну нервную дикторшу (Вайнона Райдер). Консьерж дома, где проживал герой (Брэд Ренфро, предсмертная роль), пустил к себе на постой мутного типа (Мики Рурк) с обдолбанной девочкой и украденным мальчиком. По телевизору тем временем говорили про какую-то новую болезнь, которой болеют в основном геи и жители Африки. Грэм, впрочем, не очень беспокоился о девушке, маме с папой и болезни, его волновало другое: как понять, что хорошо и что плохо, если тебе никто этого не рассказал.
Одноименный венок зарисовок про блеск, треск и кокаиновую тщету 80-х, сочиненный в промежутке между «Американским психопатом» и «Гламорамой», считается не самой лучшей книгой Б.-И.Эллиса, хотя отличать хорошие книги Эллиса от плохих — такой же странный узкоспециальный талант, как разбираться в качестве напольного кафеля: все они — примерно про одно, пропеты на одной более-менее ноте и при желании легко объединяются в общий массив текста без глав и абзацев, который можно открыть на любой странице и точно так же закрыть, как только закружится голова, не боясь пропустить что-то важное в плане мыслей и развития судеб. Экранизация «Информаторов», к слову, первый в практике автора случай, когда кому-то сгодился написанный им самим сценарий, не пытается подобрать ключ к этой мелодичной эллисовской пустоте и (в отличие от, скажем, куда более запоминающейся киноверсии «Американского психопата») не ищет для нее новый угол рефлексии. Единственный дополняющий штрих, который позволяет себе австралийский постановщик Джордан, случается на уровне подбора актеров: если главные роли играют какие-то по-эллисовски трафаретные и пригожие статисты, то в виде персонажей постарше один за другим выходят живые герои 80-х (кроме Райдер и Рурка с Бэсингер есть еще прекрасно заматеревший Крис Айзек в роли еще одного папы). Из кастинга же не вполне умышленным образом вырастает и единственная на полтора часа мини-интрига — встретятся ли в кадре Рурк и Бэсингер (и если да, то какими глазами посмотрят друг на друга), — ни о чем другом беспокоиться тут по большому счету нет смысла. Равнодушный, довольно монотонный, местами скучноватый фильм притом явно обладает тем же обволакивающим, гипнотическим действием, что и исходный эллисовский текст. Можно, наверное, додумать, что пресловутый Мартин, в разное время трахнувший всех основных персонажей, — это собирательный образ любимого эллисовского десятилетия. Но американские 80-е с их музыкой торговых марок, вредных субстанций и бесконечным группенсексом (участники которого гарантированно скучают) потому так и манят, что в них безвкусица, глупость и пустота, обычно разлитые тонким слоем под ногами, вдруг сконцентрировались, воспрянули и приняли ненадолго единую стилистическую форму. Потому этот вроде бы абсолютно герметичный, монотонный, самовлюбленный мирок — кладезь универсальных неустаревающих моделей. Вот хотя бы вечная история — про конфликт поколений. По Эллису с Джорданом его основная причина в том, что дети нюхают, а родители выпивают, — как-то сразу отпадает вопрос, почему вторые не понимают первых, а те их в ответ не уважают.
Лос-Анджелес, 1983 год. Место и время объединяют между собой несколько историй из жизни рок-звезд, кинопродюсеров, золотой молодежи и похитителя детей. В российском прокате «Информаторы» появились с большой задержкой по сравнению с США, где вышли еще в апреле. Однако не представляют от этого меньший интерес: жизнь красивых и богатых всегда интриговала публику.
Экранизируя роман скандального писателя Эллиса, режиссер дает нам возможность взглянуть на сумрачную сторону дольче виты. «Информаторы» - художественный эквивалент телепередачи «В мире животных» с людьми вместо зверей, несколько историй о разваливающихся отношениях, разложении и равнодушии потерянного поколения. Наркотики, бисексуализм, превосходный саундртрек и общая эстетика 80-х – стиль, казалось бы, располагающий к легковесной молодежной комедии, но на самом деле речь идет о мрачном и трагичном фильме, повествующем о любовных и социальных трагедиях. Только вот поучительности тут не больше, чем в той же «Сладкой жизни» Феллини: сколько ни говори, что богатые обливаются слезами, а искать правду в пакетике с кокаином бесполезно, в глазах тысяч людей мир роскоши не потеряет своей привлекательности. Тем более, Россия двухтысячных становится все более похожей на Америку восьмидесятых.
Высоко художественное произведение буржуазного искусства.
Ни о чём.
Или о том, как прелесть СПИД'а вошла в мир людей... например...
А информаторы - это типа группа такая... американские Звери.
дабтт... Не вкурил тему. Стиль американских 80-х, наркоманы, педофилы, геи, лесбиянки, томные очки, да джинсы. Саундтрек вот порадовал. А в остальном - все нагружено, за все нужно успеть зацепиться и выловить какой-то грош, которого видимо и нет. Сугубо менталитетное кино. Но не для русской души.
Рейганомика приосвободила американское общество (во многом) от безумных налогов, государственного вмешательства и, так вышло, что от сдержанности. Новый расцвет США и золотой дождь, полившийся на американцев в восьмидесятые, даром не прошел: каждый, кто хотел, схватил свою синюю птицу - а дальше-то что? Оказывается, после повседневные фантазии пресытившихся счастливцев не уходят дальше тривиальных развлечений: кокаина и группового секса.
В кинематографе всю эпоху с 79-го и по 92-ой принято отображать в основном как жизнь представителей богатых семей (на которых в "Информаторах" непременно напялены очки Ray Ban), празднующих на вершине мира, и понятно почему - для самих американцев такие фильмы все равно, что голливудская улыбка, ностальгический привет из прошлого. И именно по кино с такими героями (помнится, есть еще архетип веселых пьянствующих подростков среднего класса, встревающих во всякие забавные истории) сегодня складывается картина происходящего "тогда" - понятно, не всегда правдивая.
Брет И. Эллис (в 1983 году ему было девятнадцать) пытался в своих, уже более поздних, книгах ("Информаторы", к слову, были написаны в 94-ом), тщательно зафиксировать центральные моменты своей молодости, стереть с восьмидесятых налет спокойствия и безразличия скучающего неоконсервативного общества, сидящего на горшке с золотом и цинично переключающего канал с новостей о неизвестной болезни (понятно, какой) на концерт любимой попгруппы. Грегору Джордану, снявшему "Солдат Буффало" и "Банду Келли", понять замысел Эллиса и следовать его первоисточнику совсем несложно. При этом ему удается оставлять удивительное книжное ощущение очевидца веселого праздника и одновременно же его конца. Да, фильм местами скучен - но! как и реальный 1983 год. Несложный вывод концовки похож на ежедневное пробуждение персонажей фильма от очередной чумной вечеринки. Главный герой - единственный, кто задается вопросом: а хорошо ли жить так, как живут все (и он в первую очередь). Увидев свою умирающую от СПИДа подружку, сомнений у него не остается, и он, кажется, просветляется не хуже принца Гаутамы. "Информаторы" - имя группы из фильма, образ которой во многом списан с популярной в восьмидесятые группы "Simple minds"; их песня "New gold dream" звучит в самом начале. Обратите внимание на их голоса и манеру исполнения - вот он, настоящий цайтгайст.
1983-й. Шестидесятники превращаются в стареющих бонвианов, рок-концерты - в шоу, режиссеры - в клипмейкеров, мятежные хеппенинги – в гламурную тусовку.
Фильм, однако, современный, без дураков. Поскольку – о вечных ценностях. Можно сколько угодно ерничать над парнем, которому никто не объяснил, что такое хорошо, а что такое плохо. Но когда сын бросает в лицо отцу (из того самого помёта беби-бумеров), что им нечего сказать друг другу, циничная маска с папаши сползает. Оказывается, он способен найти язык с пустоголовой подружкой сына – зрительницей телесериалов, но не с ним самим. И ему становится больно. Очень больно. Не надо стараться быть циничнее этого папаши, потому что будет еще больнее. Это не семейная драма, это драма поколения, либеральным бунтом разрушившего прежние ценности и породившего либеральный гламур, который благополучно вовсе их списал.
Да, свежи еще в памяти ностальгические панегирики Ларри Флинту, Большому Лебовскому и проч. Классные ребята, куда симпатичнее тех, что заполняли экраны 60-х многозначительными паузами и фирменной недосказанностью. Но пустота и есть пустота.
Один из литературных манифестов сексуальной революции назывался «Немного солнца в холодной воде».
В финале умирающая от СПИДа девчонка говорит:
- Мне не нужно Солнца.
- Солнца больше нет, – отвечает ее бойфренд.
Фильм предельно заряженный, динамичный, мастерски снятый. Актерский ансамбль – от молодняка до мэтров – играет превосходно.