Пикник Афиши 2024
МСК, СК Лужники, 3–4.08=)СПБ, Елагин остров, 10–11.08
Афиша | СБЕР — генеральный партнёр
Москва
6.9

Фильм
Игры разумов

The Professor and the Madman, Ирландия, США, Франция, 2019Смотреть в
Реклама
Реклама
Смотрите дома онлайн
Кино за 1 ₽ в онлайн-кинотеатре Okko
Смотреть в
Описание Афиши
Описание прокатчика
Мел Гибсон и Шон Пенн работают над словарем английского языка

Несмотря на то, что Мел Гибсон купил права на книгу Саймона Уинчестера «Кроуторнский хирург» в 1999 году, работа над фильмом заняла 17 лет. В итоге Гибсон ограничился продюсерским полномочиями и исполнением роли профессора Джеймса Мюррея, который для работы над словарем английского языка выписывает из сумасшедшего дома особо опасного, но одаренного преступника, доктора Уилльяма Майнора (Шон Пенн). Вместе они разыгрывают бадди-муви (или даже броманс) про гения и злодея, которым приходится работать вместе. То есть это что-то наподобие «Смертельного оружия», но на филологическом материале.

  • Игры разумов – афиша
  • Игры разумов – афиша
  • Игры разумов – афиша
  • Игры разумов – афиша
  • Игры разумов – афиша
Биография, Детектив, Драма
16+
Фархад Сафиния
7 марта 2019
25 апреля 2019
2 часа 4 минуты

Участники

Рекомендации для вас

Популярно сейчас

Как вам фильм?

Рецензия Афиши

4
Станислав Зельвенский
1341 отзыв, 979 оценок, рейтинг 20396
29 апреля 2019

Мел Гибсон и Шон Пенн составляют Оксфордский словарь

В 1872 году американский военный хирург по имени Уилльям Честер Майнор (Шон Пенн), явственно спятив, бегает по ночному Лондону с пистолетом и серией более или менее метких выстрелов убивает случайного прохожего, приняв его за своего (несуществующего) преследователя, солдата, которому он во время Гражданской войны выжег на щеке клеймо дезертира. Прохожий оставляет безутешную вдову (Натали Дормер) и полдюжины голодных детишек. Майнора признают невменяемым и отправляют в лечебницу строгого режима.

Тем временем британские филологи, договорившись с издательством Оксфорда, предпринимают очередную попытку собрать полный исторический словарь английского языка (сегодня — спойлер! — известный нам как, собственно, Оксфордский словарь). За эту монументальную и, кажется, невыполнимую работу берется шотландский самоучка-полиглот Джеймс Мюррей (Мел Гибсон). Который революционно использует метод краудсорсинга, попросив о помощи в розыске нужных цитат весь англоговорящий мир. Самым активным корреспондентом Мюррея становится шизофреник Майнор.

Драматическую историю про создание Оксфордского словаря раскопал британский журналист Саймон Уинчестер и двадцать лет назад превратил в бестселлер «Хирург из Кроуторна» (Кроуторн — место, где находится знаменитая Бродмурская психушка; для североамериканского рынка книга была переименована в «Профессора и безумца», и так же называется экранизация, которую в Россию пытаются сегодня продать ссылкой на популярную мелодраму с Расселлом Кроу).

Мел Гибсон, любящий все шотландское, уже тогда, в конце 90-х, купил права, но режиссерское кресло в итоге уступил своему бывшему ассистенту и соавтору на «Апокалипсисе» Фархаду Сафинии. Съемки закончились ссорой и судом между Гибсоном и режиссером с одной стороны и производящей компанией с другой, Сафиния снял фамилию с титров (где теперь значится несуществующий П.Б.Шемран), финальный монтаж делал непонятно кто, Гибсон отказался участвовать в рекламной кампании — в общем, этот несчастный фильм, похоже, очень быстро поглотят пески времени.

Что по-своему обидно: это, безусловно, неудача, но не каждый же день Мел Гибсон и Шон Пенн начинают меряться седыми бородами. С сединой, кстати, связан один из самых забавных аспектов фильма, действие которого разворачивается в удивительной временной воронке. Единственный титр с датой отправляет нас в 1872 год, а дальше вроде как проходит какое‑то время, но никто не стареет (за исключением сидящего за решеткой Шона Пенна), и ладно. Когда же в финальной части внезапно появляется Уинстон Черчилль и мы, удивляясь, откуда он взялся в викторианской Англии, лезем в «Википедию», выясняется, что на дворе уже 1910 год, т. е. пробежало 40 лет. За которые почти не изменились ни профессор Мюррей, ни, например, герой Стива Кугана, моложавый филолог (которому в реальности на тот момент исполнилось 85), ни их помощники, враги и жены. А дочь убитого в начале лондонца и вовсе умудрилась несколько десятилетий оставаться юной девушкой.

Шон Пенн и роль душевнобольного — опасное сочетание, конечно: артист с равным энтузиазмом набрасывается на маниакальную и депрессивную фазы, безостановочно работает всем телом, крайне выразительно кривляется и так мучительно выплевывает слова, словно у него полувековой запор. Впрочем, периоды просветления, в которые Майнор затевает противоречивые отношения с привлекательной вдовушкой и устраивает у себя в камере библиотеку, пользуясь добротой надзирателя (приторный Эдди Марсан) и любопытством лечащего врача (обязательные вздохи над викторианской психиатрией), выглядят еще более печально.

Самому себе Мел Гибсон, напротив, выбрал на редкость сдержанную роль и справляется с ней без труда. Все маленькие драмы Мюррея — будь то война с тупыми издателями, легкие трения в семье из‑за того, что он много времени проводит на работе, или моральные терзания на тему «можно ли дружить с сумасшедшим убийцей» — тихонько побулькивают, но так и не доходят до стадии кипения. Ясно, что кабинетному ученому, пусть даже и самоучке, трудно соревноваться с человеком, который в какой‑то момент совершит самооскопление. Единственное, над чем планомерно измывается скромный шотландец, — английский язык, правда, лишь в области произношения: мучаем, кого любим.

Этот амбициозный проект не лишен просветительской ценности, но страдает от внутреннего конфликта: огромные усилия авторов (как теперь — прокатчиков) идут на то, чтобы замаскировать суть фильма, как‑то завуалировать тот факт, что «Игры» — история про создание словаря. Отсюда — страшные тени, нервная музыка, возбужденный монтаж, вращающий глазами Пенн и прочая ерунда. А подлинную страсть следует искать не там, и лучшие (и, увы, слишком редкие) моменты фильма — когда герои обсуждают этимологию очередного глагола, ускользающего, как время у одного из них и рассудок у другого.

6
5

Отзывы

9
Надежда Вотинцева
2 отзыва, 2 оценки, рейтинг 29
26 апреля 2019

Лучший фильм за последние месяцы, безумно понравилась игра главных героем, Шону Пенну- отдельные аплодисменты!Все два часа - на одном дыхании и неподдельном интересе. Для ценителей глубокого размышления- обязательно придётся по душе.
P.S. К просмотру - ОБЯЗАТЕЛЕН)

27
3
9
Ксюша Кипяток
30 отзывов, 112 оценки, рейтинг 82
27 апреля 2019

Один из самых сильных фильмов!
...тонкая история о мощном интеллекте, дружбе сердцем и любви вопреки. Неожиданно мощный замес, где убийство и псих.больница только маленькая часть невыносимой боли! Это неторопливое кино-книга. Шон Пенр рвёт души зрителей и тех, кто с ним. В сюжете много прекрасного . Только это кино не для всех. Это про то как прекрасные розы, растут ...из навоза... про свет и смысл нашей жизни! Не бойтесь, фильм тяжелый, но светлый!
...Мел Гибсон работал с проектом более 15 лет!!! И особый трепет, что вся эта невозможность основана на реальных событиях Англии конца 19 века. У фильма приятное послевкусие совсем не зря потраченного времени. Редкое и прекрасное кино!!!

15
2
9
Константин Спиридонов
45 отзывов, 145 оценок, рейтинг 147
28 апреля 2019

Настоящий шедевр по всем параметрам, особенно отмечу режиссуру и актеров. Нельзя пропускать

8
1
1
Светлана Блинова
7 отзывов, 7 оценок, рейтинг 18
28 апреля 2019

Не знаю, какую глубину увидели авторы хвалебных отзывов. Наоборот, все максимально поверхностно: и характеры, и взаимоотношения персонажей, и «игры разумов». Скучный вторичный фильм со слабым сюжетом.

10
3
9
Viktoria Kuznetsova
26 отзывов, 50 оценок, рейтинг 91
28 апреля 2019

Прекрасный фильм! Шон Пенн сыграл просто безупречно. Воодушевляющая история трогает по-настоящему. После просмотра фильма еще долго обсуждали увиденное. Советую к просмотру!

7
1

Читайте также

Подборки Афиши
Все