Бильбо Бэггинс и гномы нашли сокровища Одинокой горы, но этого оказалось недостаточно. Теперь все вокруг хотят поделить богатства и забрать себе побольше. Проблему сможет решить только кровавая битва пяти армий. Финальная часть фэнтезийного боевика, завершающая скромную сказку о хоббите сочными сражениями в терабайтах компьютерной графики, обещает быть самой масштабной и бодрой в трилогии. Вероятно, на этом закончится и многолетнее копошение Питера Джексона во вселенной Толкина, чей младший сын громко проклинал все снятые фильмы и в судебном порядке добился запрета на дальнейшую экранизацию книг своего отца.
Рецензия Антона Долина на «Воздухе».
Приключение, Фэнтези |
6+ |
Питер Джексон |
10 декабря 2014 |
11 декабря 2014 |
2 часа 24 минуты |
hobbit-3.ru |
Как все это случилось? С чего все началось? Когда в конце 2007 года, после длительной тяжбы Питера Джексона со студией из-за недополученных доходов за «Властелина колец», было объявлено, что «Хоббит» состоится, даже в ликующих голосах сквозило некоторое сомнение. Говорили, что это все-таки довольно короткая книжка — и растягивать ее на два фильма (тогда считалось, что их будет два) странно. Что она все-таки довольно детская — и рядом с махиной «Властелина» будет смотреться неубедительно. Что неизвестно, как в Средиземье освоится новый режиссер — то ли Сэм Рейми, то ли еще кто-то. Потом решили, что снимать будет Гильермо Дель Торо: он убил на проект два года и подал в отставку. Два фильма превратились в три. Вернулся Джексон. Семь лет жизни и восемь часов «Хоббита» спустя по-прежнему нет уверенности, что все было сделано наилучшим образом. Но случилось как случилось — и, видимо, иначе и быть не могло.
В исполнении Джексона трилогия балансирует между предельно точной, часто дословной экранизацией и фанфиком: едва упомянутые в тексте персонажи выросли до ключевых, множество эпизодов и целые линии сценаристы вовсе придумали с нуля. Полностью оправдал свое появление, пожалуй, орк Азог — без него в «Битве пяти воинств» от темной стороны участвовали бы одни статисты, и ледяная дуэль, пусть и слегка абсурдная (кто бьет гнома на льду с помощью такой вот штуковины?), — несомненное украшение фильма. Хорош в общем мало прописанный в книге король лесных эльфов: его высокомерная физиономия и, конечно, лось украшают действие, и он здесь единственный, кроме Торина, персонаж с какой-то моральной неоднозначностью. Бард, который в трилогии подменяет Арагорна, вышел откровенно скучным. Эльфийка, придуманная, чтобы слегка разбавить мужскую компанию, ловко дерется и напоминает о хорошем сериале, но без увлечения гномом легко можно было обойтись. Можно было и без Леголаса — но зачем, если можно с Леголасом. Линия про Некроманта, не дающая забыть, что это приквел, выглядит бесстыдным заигрыванием с фанатами, скучающими по огненному Оку, но как же это (особенно под конец) весело.
Бильбо Бэггинс начал теряться уже во второй части и в третьей потерялся окончательно. Формально все акценты расставлены, но если считать, что главная тема книги — мужание хоббита, его превращение из мохнатолапого обывателя в гордость Средиземья, то Джексон справился с задачей в лучшем случае процентов на пятьдесят. Можно все свалить на формат — трудно развивать персонажа с годовыми паузами — но в случае с Фродо, например, это блистательно удалось. Можно на сюжетную структуру: так получилось, что главный выход хоббита, встреча с драконом, пришелся на середину фильма, а не на финал. Но не исключено — хотя авторы едва ли имели это в виду, — что Бильбо просто оказался не так уж бесконечно важен для этой истории в качестве главного героя. Кино работает не совсем так, как литература: актер не равен персонажу, от него требуется специфический набор качеств. В сегменте, как теперь модно выражаться, «young adult» (а «Хоббит», при всех покорных ему возрастах, попадает все-таки в него) он, например, обязательно молод — и вряд ли подростки массово идентифицируют себя с 40-летним Мартином Фриманом. Но главное, что Фриман, прекрасный актер, совершенно лишен звездной харизмы — собственно, на этом отсутствии и построены его лучшие роли: когда рядом с тобой Камбербатч или Билли Боб Торнтон — это нормально. И не стоит удивляться, что рядом, например, с Гэндальфом хоббит порой выглядит доктором Ватсоном — персонажем, несомненно, значительным, но не слишком, что ли, будоражащим.
Другое дело, что Торин, которому Бильбо постепенно, а в «Пяти воинствах» уже окончательно и бесповоротно уступает место в свете софитов, тоже вызывает вопросы. У гнома как раз харизмы хоть отбавляй, но уж очень он, откровенно говоря, похож на Джигурду. Превращение его в мятущегося шекспировского героя выглядит не особенно интересно — то ли потому, что происходит слишком внезапно, то ли потому, наоборот, что нас слишком долго к этому готовили и он за все эти часы уже поднадоел своими перепадами настроения.
Но и это, в конце концов, не беда. «Хоббит» (третий фильм в особенности) доказывает, что этот мир вполне способен обходиться вовсе без центра тяжести. Главный герой Средиземья — теперь уже само Средиземье. В первой части, с ее печально знаменитым гномьим обедом, действие еще заметно провисало. Во второй уже почти нет. В третьей Джексон, вроде бы с ходу сбросив главный козырь, дракона, демонстрирует свое исключительное мастерство рассказчика, выписывая внятную историю практически из ничего и подолгу обходясь даже без диалогов. Латы, луки, топоры, боевая свинья. Мы уже научились различать орков.
Все равно в этой трилогии, в отличие от первой, очень много необязательного — в ней хватает кусков, которые впоследствии захочется промотать, и едва ли много эпизодов захочется пересматривать до бесконечности. И, наверное, главный прогноз — что «Хоббит» получится этаким «Властелином»-лайт, «тех же щей да пожиже влей» — все-таки сбылся. И, возможно, другой поворот был бы интереснее — что, например, сделал бы с Толкином Дель Торо? Но все это неважно: конечно, Питер Джексон должен был пройти этот путь от начала и до конца, туда и обратно — со всеми его рытвинами, ямами и пригорками. В точке, в которой кончается эта трилогия, начинается та. Там, где кончается та, начинается эта. И страшно подумать, сколько поколений будет отныне бродить в этой волшебной ленте Мебиуса, не пересекая край.
Оценивать "Хоббита" (и его отдельные части) как и "Властелина колец" можно с двух точек зрения. Кто-то просто любит красивые сказки, а кто-то знает их наизусть, многократно пройдя с героями весь маршрут в обе стороны, причём в разных переводах.
Для кого-то это дорогая, качественно сработанная, красивая и зрелищная картина. Ну а для кого-то - экранизация любимой, с детства знакомой истории.
Для первых финальная часть трилогии станет отличным, динамичным и ярким зрелищем. Красивые виды, красивые костюмы, отличная графика. Ничего не затянуто, отсутствуют ненужные элементы. Берём попкорн, берём друзей, устремляемся за хорошим настроением. Слегка смазала впечатление некая сумбурность монтажа, но об этом ниже.
Поклонникам же Толкиена лучше пока не спешить с оценками. Когда-то, чтобы в полной мере оценить "Властелина", пришлось дождаться финальной, расширенной до тринадцати часов и частично перемонтированной версии, оказавшейся существенно ближе к книге чем та что крутилась на большом экране. Очень хочется верить, что где-нибудь месяцев через шесть Джексон по традиции разродится режиссёрской версией "Битвы". Сейчас при просмотре в глаза бросаются очевидные дыры в сюжете. В один момент эльфы отказываются помогать гномам, но в следующем же кадре они уже вовсю орудуют вместе... Торин выбегает из Горы пешком, и уже через секунду его отряд скачет на неизвестно откуда появившихся стильных боевых баранах, которых до этого просто не существовало в фильме.
Таких несуразностей довольно много, но скорее всего в дальнейшем эти дыры будут заткнуты вырезанными пока что кусками. Вот тогда-то и можно будет оценить фильм, да и всю трилогию в полной мере. А пока что... Пока что это снятая по мотивам книги сказка, но не экранизация (пусть и расширенная отсутствовавшими в книге линиями).
А вот что порадовало - так это концовка (в которой, кстати, тоже очевидно выдраны с мясом некоторые куски). Не секрет что окончание любой хорошей истории вызывает у полюбившего её человека грусть. Лёгкий сплин, ведь хочется смотреть ещё и ещё, и как обидно что уже всё закончилось. Но Джексон, молодец дядька, умудрился завершить вторую (она же первая) трилогию на том самом месте где начинается первая (она же вторая). В итоге из кинозала выходишь со стойким намерением по приходу домой запустить диск с Хранителями. Никакого расстройства, никаких прощаний, смотрим что было дальше, ведь всё только начинается!
Внимание, Толкиенисты! Хотите придать своим волосам шикарный объем без специальных средств и дорогих салонов? Нет, вам не нужен Shamtu, вам сюда. Волосы встанут дыбом, результат гарантируем.
Специально не стала перечитывать книгу, чтобы хоть 10% времени смотреть на экран, а не в собственную ладонь.
Лось. Они убили лося Трандуила. Самая большая катастрофа за весь фильм, серьезно. У всего ряда синхронно открываются рты и ползут по щеке предательские слезинки.
В принципе, это все, остальное и так понятно. Ну а кому интересно, можете почитать дальше)
Это просто невозможно смотреть серьезно, ну правда. Людям, любящим творчество Дж.Р.Р.Толкина, просто противопоказано хоть как-то связывать фильмы с книгой. Это вредно для здоровья как физического, так и психологического.
Половина диалогов обсуждения фильма в зале строилась примерно так:
-А смысл..?
-Смысл??
-А, ну да…
То же касалось и логики.
Кстати, еще с момента выхода трейлера 1 части «Хоббита» было понятно, что ПиДжей делает ставку на баб 12-15 лет. Огромную ставку, невероятных размеров. Почему? Потому, что он сделал банальнейший ход из всех, что можно было придумать. Он сделал прям красивыми и прекрасными тех 3х гномов, которых в конце надо было убить. Ужасно примитивный расчет. Однако если бы умерли Бофур, Нори или Ори, мне было бы их жалко даже более, чем померших в результате (хоть на этом от книги не отошли, и то спасибо).
Да, кстати, гномов было мало. Ну очень. Только Торин-Фили-Кили, да Двалин изредка проскальзывал.
Ладно. Я не буду пересказывать сюжет целиком, только то, что просто врезалось в память, ладно?
Галадриэль. А почему, простите, древний, но все-таки эльф, даром что ведьма, у нас оказалась в разы сильнее двух майар, по сути, младших божеств? Да, для тех, кто не знает: нет такой расы как маг, господамы. Есть 5 истари – орден майар, прибывший в Средиземье дабы помочь ему. Если сильно упрощать схему, можно сказать, что это младшие божества. И вот почему одна какая-то непонятная эльфийка (даром что Галадриэль) по могуществу превосходит парочку этих божеств, мне непонятно. Помимо боевой мощи, есть еще одно подтверждение моих слов: Вы помните, сколько Радагаст пыхтел, чтобы ежика помирающего с того света вытащить? Ну так нашей светлой леди, чтобы вытащить здоровенного Иена МакКеллена, достаточно чмокнуть его в лобик. Чего там с бубнами танцевать, да заклинания накладывать, верно?
Кстати, когда она изгоняла дух Саурона (или что это там было), выглядела тетя… Даже подруга, весь фильм пытавшаяся его смотреть как нечто хорошее, с тихим ужасом в голосе спросила «Господи, что с ней?». Я не смогла ответить, правда.
Армии. Вот мне интересно, чего после таких количеств народу на экране во Властелине Колец народ удивляется численности армии Сарумана? Питер, душа моя, думать надо, а также связывать факты воедино. Вот сейчас ты своим девизом «Больше эпичности богу эпичности» в последнем творении прям берешь и унижаешь Властелина Колец в глазах всех «киногуру», которые писают кипятком с «Хоббита».
Летучие мыши. Мыши? Это?? Ребята, вас надули. Где-то в руинах Ангмара поселилась Генгема, вы что, Волшебника Изумрудного Города не читали? Вот летучие обезьяны, идите дальше, может, Элли найдете.
И тут Леголас и рыжая баба (я принципиально ее имя не запоминаю) выдают гениальный диалог.
Л: Эти чудовища были выведены с одной целью.
РБ: Какой?
Л: Воевать.
Да ладно. Ты серьезно? Как так, они же просто созданы для сбора клубники в руинах королевства-родины вожака назгулов!
Момент, вокруг которого должен крутиться весь фильм вообще. Осада Эребора. Эльфы и люди стоят и жаждут получить некоторую компенсацию за моральный ущерб. Бард Лучник и Торин ведут переговоры у маленького окошка в стене. Торин стыдливо прячет прекрасные глазки, скромно отворачивается и хлопает ресничками. Школьница договаривается о свидании, ага. Паранжи для образа не хватает. Но так как школьница попалась строптивая, Бард возвращается к Трандуилу ни с чем. И войска нашей «трусливой лесной феи»(за цитату спасибо герою следующего абзаца) встают у Эребора, грозя разобрать его по камешкам, если надо, потому как фее хочется бздямочек, а бздямочки внутри.
Но тут на подмогу несется дядька Торина на боевом минипиге. Люди, которые, как и я, пришли уже с готовностью к любому бреду, рыдали. Я слышала всхлипы и стоны где-то сзади, честное слово.
Как и предполагалось, у дяди гнома и Трандуила происходит то, что мы в свое время назвали «пересранка – обмен летящим говном в обе стороны». Никто никому не собирается уступать, а про помогать я вообще молчу. И тут – опа! – орки!
Вы когда-нибудь слышали выражение «политическая шлюха»? Ну так Трандуил у нас элитная шлюха Лихолесья. И в следующую секунду эльфы прыгают по гномам, гномы прыгают по эльфам, и весь этот прекрасный вальсирующий поток мочит орков. Идиллия.
А в то время как внизу народ махается с Азогом и его компанией, гномы в Эреборе говорят Торину, что он бяка, и фу таким быть. Там народ мочат, а мы тут сидим, нехорошо. После применения скилла убеждения Торин соглашается, что помочь бы надо, народ разбирает баррикады, и…
Иии легкоатлетическая сборная Эребора вырывается вперед! Ряды союзников дружно расступаются, пропуская их, на макушках (сцена показывается сверху) написано «Идите, ребят, идите, нафига тут армия, когда есть чертова дюжина гномов!» в разных формулировках.
Но потом мы видим Азога, который стоит в сторонке на башенке и отдает приказы довольно-таки сложной для мозгов его расы сигнальной системы «бабочка+». Торин кастует козлов. Боевых барано-козликов в броне с пропорциями японских чибиков. Такая, знаете, боевая уняняшность. Сразим врагов милотой!
На этом моменте я уже минут 5 как ржала-рыдала в плечо подруги не переставая, поэтому на голос тётеньки спереди «Вы сегодня успокоитесь или нет?!» незамедлительно ответила «Сегодня – нет», чем явно привела ее в некоторое замешательство.
Если козлов накастовал не Торин, то я не знаю, откуда они взялись. Как кролики из шляпы. Вот их нет. А вот мы моргнули, и они есть. Уже на полном ходу несутся в сторону Азога, запрыгивай да катайся.
Что, собственно, ООО «Торин и Ко» и делают. И несутся обследовать башню. Фили-Кили обследуют как-то внезапно опустевшее строение, Торин собирается драться с Азогом, Двалин болтается как г-но в проруби, но о дефектах ледяного покрытия водоемов чуть попозже. Где-то там тоже болтаются Леголас с РыжейБабой. Пока появляются орки и мочат семейство, Торин танцует с Азогом. У нас же «битва 5 воинств», поэтому танцы с клинками – это у нас 80% времени. Торин танцует – остальные просто мочат друг друга, гномоэльфы – орков, орки – гномоэльфов, с переменным успехом. В результате на глазах гномьего короля регионального значения убивают сначала одного племяша, потом – второго. За второго вступается наша незабвенная РБ, за которую вступается Леголас.
Леголас – русский. Мы в этом уверены. Во-первых, такая смекалка и размашистость действий присуща исключительно нашей нации: нужно убить орка? Почему бы на свалить на него башню! Ну а во-вторых, русские парни активнее всех остальных пытаются выбраться из френдзоны, при абсолютной кристалльной ясности провала.
А Торин с Азогом, да. У нас тут ледовое побоище 2х титанов. «Танцы на льду!» - доносится до меня справа, и не согласиться я не могу. Опустив ненужные подробности, перейдем к самому веселью. Лёд – это очень странный предмет. Вот он, он есть, а вот его нет. Итак, лед тронулся, господа присяжные заседатели, он ломается… «Мы плывем на льдине, как на бригантине, по седым суровым морям…» - напеваю я. Справа, приплакивая, грозятся меня прибить.
А тем временем Торин хватает какой-то булыжник на цепи – оружие Азога – и с подтекстом «получи, фашист, гранату» и командой «Апорт!» на лице кидает его в ручки белые законному обладателю. Обладатель послушно его ловит, лед не выдерживает и отправляет крестокамненосца вниз, в прохладную освежающую водичку.
Следующая сцена прекрасна.
Наша Офелия aka Азог Осквернитель проплывает подо льдом, глядя на Торина. В глазах Офелии читается «Я же тебя любила, а ты…», и закрывает она свои ясные очи. Торин преследует возлюбленную, в смысле, идет над ней по льду. Но он забыл, что женщины – коварные существа. Ну очень коварные. Поэтому получает сквозь лед и собственную ногу холодное оружие на память, а Азог вскакивает из воды (сквозь лед) с целью завершить начатое. Азог пронзает мечом Торина, Торин убивает Азога.
Торин, радость моя. Нас прошили мечом насквозь. Мы, правда, отомстили, но трагичность ситуации от этого не уменьшается. Но. Мы можем сколько угодно ходить в одиночестве (после убийства Азогушки), и не прольем ни капли крови. Ноо как только появились зрители в лице Бильбо, вокруг сразу как-то нарисовывается та лужа кровезаменителя, местонахождением которой зритель интересуется последние минут 5.
Всем грустно, но все хорошо, битва закончена.
В общем, все умерли. Кто должен был. Остальные выжили, Бильбо вернулся домой, забрал свои ложки у Лобелии Саквилль-Бэггинс, все чудесно. И вы знаете, что мне больше всего понравилось в фильме? Финал. Именно. Связь с началом «Властелина Колец». Хоть что-то было замечательно)
В общем и целом, я опустила технические ляпы, описав только самые яркие примеры ляпов логических и сюжетных, а также собрав самый сок бреда и накуренности фильма.
В фильме было ужасно мало гномов, в особенности – Глойна, который так меня радовал своей схожестью с сыном, всего 35 секунд Элронда, по которому я ужасно соскучилась, зато были тролли-тараны в кокошниках, орки-франкенштейны и куча такого, от чего у толкиенистов волосы встанут дыбом.
Почему оценка «2», а не «1»? Потому, что операторская работа и антураж. Костюмы, декорации, вещи. Вот тут – просто 5+++, но фильм, знаете ли, на этом удержать сложно. И если 2 часть была ужасна, но времени на рассмотреть антуражку у меня не было, то тут его было завались. Что говорит о чем? О том, что фильм скучный. Предсказуемый, понятный, простой и, конечно же, бредовый.
Смотреть этот фильм - мучение. Выходишь из зала смущенный и растерянный, мол, как же можно было так плохо всё сделать и зачем вообще так делать (хотя, естественно, понятно зачем - все попрутся смотреть из желания завершить коллекцию).
Больше всего фильм похож на летсплэй видео какого-нибудь эпического файтинга.
Начало фильма явно должно было вбросить зрителя в захватывающий водоворот событий, а на самом деле приводит в замешательство. Ужасно не хватает пятиминутки "в предыдущих сериях". За 5 минут ужасных нарисованных пожаров убивают главного героя предыдущего фильма - дракона. Всё остальное время посвящено одному большому рубилову. Гномы сначала наблюдают за ним с балкона, а потом рвутся в атаку и вшестером переламывают ход битвы. Законы физики, логики и сочетаемости отступают в бессилии. Про перламутровый камень, который в начале фильма значил ВСЁ, в конце никто и не вспоминает. Откуда взялись некоторые важные герои со смешными именами и куда пропали другие важные герои? Неясно. Лавстори между дельфином и русалкой заканчивается импотентно. Со всех сторон валится плохоиграющая массовка и дети. Монобровный подхалим становится комическим героем, беннихиллит и исчезает в никуда. Убитые однажды продолжают убивать. Не хватает только музыкального номера.
В конце прилетают орлы.
Сказать, что фильм плох - ничего не сказать. Фильм убог. Все хорошее, что было в ВК и проскальзывало изредка в первых двух частях "Хоббита" тут заменено на CGI-мясо.
Диалоги пустые, если не сказать больше - глупые. Например: "Эти жуткие чудища были выведены с одной целью". "С какой?" "Для войны!". Да ладно!? Мы то думали, что эти дивные плоды генной инженерии призваны помогать оркам по хозяйству!
Несказанно раздражает эльфийка Тауриэль, со своими половыми извращениями (когда она целовала гнома, хотелось крикнуть: "вот так в нашем мире появился СПИД).
Количество абсурдных оркотроллей зашкаливает (особенно умилило огромное нечто с отрубленными руками и ногами, которое использовалось как таран).
Галадриель страшная аж жуть, чуть не обделался. Будь я на месте Саурона я бы тоже смотался.
Беорна почти что и нет. Гномов нет. Смысла нет. Ходить не стоит.
P.S. Еще показалось, что Джексон вдумчиво курил сценарии "Ивана Грозного" и "Александра Невского" Эйзенштейна. Торин, охваченный "драконьей болезнью", ну вылитый Иван IV, финальная битва добра с "псами-рыцарями", т.е. простите, с орками Гундобада на заледенелом озере, всерьез напоминает сражение на Чудском озере образца 1938 г.
Вчера вечером я была самым счастливым человеком в мире - я посмотрела последнего "Хоббита", и он оказался хорош. Очень боялась, что ПиДжей сольет его, трейлеры были ужасающи.
Конечно, ПиДжею приходится кое-что прощать - все равно других хоббито-режиссеров нету. Затянутые крупные планы были очень затянуты, и вообще, они получались только у Фродо в конце первой части ВК. Остальные стараются, но не очень дотягивают (Кили все же очень ничего!).
Повезло с публикой - зал был благодарным и неравнодушным - все замирали, смеялись,хлопали и вытирали глаза достаточно синхронно. И самый главный плюс этой последней части - эмоциональная динамика, потому что, конечно, кукольность осталась, пафосоэпичность подтянулась, идеально сказочных кадров было многовато, ну и так далее. И, пожалуй, мой отзыв захлебывается в эмоциях и не готов отражать реалии фильма.
Резюме - ПиДжей не слил третью часть. Погибли те, кто должен, линию эльф+гном=love закрыли красиво (не нарожает Тауриэль маленьких эльфопигмейчиков), и то хлеб. Волшебную музыку не расслышала, и вообще, не исключено, что после 3-4 просмотра я эту рецензию перепишу.
Но вот ПОСЛЕ просмотра меня накрыло. С ПиДжеем я прожила в общей сложности более 10 лет, и знать, что больше НЕЧЕГО ждать, - вот основная трагедия этой последней части. Ведь он вряд ли возьмется за Сильмариллион, да и Гендальф с ребятами моложе не становятся......
P.S. Так и не поняла пока, стал Питер Джексон снимать лучше, или наоборот....