Москва
7.4

Фильм
Географ глобус пропил

Россия, 2013
Реклама
Смотрите дома онлайн
Кино за 1 ₽ в онлайн-кинотеатре Okko
Смотреть в
Описание Афиши
Описание прокатчика
Кино про тайного героя нашего времени

Победитель «Кинотавра», возможно, лучший (и точно самый важный) русский фильм года, экранизация одноименного и крайне удачного романа Алексея Иванова — про вечного неудачника (Константин Хабенский), вынужденно ставшего преподавателем географии в пермской школе и влюбленного во все человечество — от собственной неверной жены (блистательный выход Елены Лядовой) до нагловатых школьников, раз от раза придумывающих для него все более жестокие проверки. Почти советское по уровню (в самом лучшем смысле) и одновременно крайне современное кино, обнаруживающее героя нашего времени совсем не там, где его можно было ожидать.

  • Географ глобус пропил – афиша
  • Географ глобус пропил – афиша
  • Географ глобус пропил – афиша
  • Географ глобус пропил – афиша
  • Географ глобус пропил – афиша
Драма
16+
Александр Велединский
26 июля 2013
7 ноября 2013
2 часа

Другие фильмы А.Велединского

Участники

Рекомендации для вас

Популярно сейчас

Как вам фильм?

Рецензия Афиши

7
Василий Миловидов
102 отзыва, 103 оценки, рейтинг 1463
8 ноября 2013
Удачная экранизация одного из важнейших русских романов нулевых

Пермский биолог Служкин (Хабенский), уволенный из библиотеки закрывшегося завода, устраивается учителем в школу: знакомые биология с ботаникой заняты, свободна только география, в которой он явно не силен. Дома пилит жена, к которой к тому же начинает подбивать клинья поселившийся по соседству одноклассник героя. На работе тем временем обнаруживаются привлекательная преподавательница немецкого и влюбчивая ученица 10-го А.

С фильмом Александра Велединского («Живой», «Бригада») произошло то же самое, что и с легшим в основу романом Алексея Иванова, — он смотрится нездешним зверем на общем фоне современного российского кинопроизводства, как и книжка в контексте русской прозы нулевых. В первую очередь, по нему становится заметно, насколько отечественное кино разучилось транслировать на экран образ неудачника. В центре «Географа» как раз-таки он — классический русский хороший человек, существующий как бы вне реальности, не обремененный идеологическими рамками, с каким-то корневым родством с природой. Этот образ — вместе с требуемым лиризмом повествования — существовал в нашем кино весь поздний советский период, а потом будто бы сгинул. Похоже, как и сам герой, он продолжал плыть по течению, которое просто на пару десятков лет стало глубинным. «Географ» — «Осенний марафон», массовое и любимое позднесоветское кино, по которому было пролито столько слез. От него фильму достались несколько условные связи с реальностью — для выбранного социального класса здешние герои слишком хорошо выглядят и шутят, — но от этого лишь отчетливей его универсальность. «Географ», по-хорошему, образец народного фильма — если и не по бокс-офису, то по сути. В нем не сложно отыскать ворох недостатков, но слишком редко в русском кино появляются фильмы, снятые и сыгранные с такой любовью; ничего не остается, как относиться к ним со схожим чувством.

63
0

Отзывы

1
denistravin
5 отзывов, 240 оценок, рейтинг 362
8 ноября 2013
То ли случка, то ли служка... или "полюбить" полудурка в запое

Моя затащила на фильм "Географ глобус пропил". Сказала типа "надоела по холодным подъездам придатки отмораживать", пойдём на места для поцалуев.
Всё было, как в том анекдоте:
"- Дети, сегодня мы будем учиться натягивать гандоны на глобус!
- ... а что такое глобус?
- Именно этому и будет посвящён наш урок географии."

Какой-то алик, похожий на генерала Корнилова, выходит из запоя и решает замутить лавандос. Терпилу по жизни - ненавидящая жена, сопливая шестилетняя дочь и случайная тётка для быстрого перепихона (любовница) - гонять ссаными тряпками из дома, вынуждая заняться социально-полезным трудом. Предыдущее место работы "талантливого биолога" Виктора Служкина библиотека (?).

Бодро заглотнув из горла бормотухи в одну харю, будущий пидагог выбирает местом работы ближайшую от квартиры школу. Бред ситуации в том, что от такого количества выпитой только на экране бормотухи не то, что серое вещество головного мускуля отказывает, но и висячка становится неработоспособной. С невозможностью выполнять "в горе и радости" обязанности мужа прохиндей не заморачивается - подкладывает жену под собутыльников. Посаны! Бросайте пить и курить - все на лыжи!

В течение учебного года потрёпанное жизнью и асоциальными излишествами чмо пытается втыкать не по теме во вверенном ему классе. Братанов в расслабухе на камчатке его запои не впечатлили. Оно и понятно - зуб даю, что на переменках в туалете они по вене гонять. Короче, гнилой вошёл в доверие только, когда начал клеить выпускную чиксу. Зачем это импотенту для меня осталось загадкой. В глазах взрослеющей дурочки он - Боярский в роли Д'Артаняна. На самом деле - безвольное жывотное.

Педагогическую задачу быть ближе к ученикам Служкин понимает во всей её многогранности. Что может быть более действенными, чем переброситься с ними сальной шуткой, организовать совместную пьянку или подбить клинья под нимфетку! Одновременно юморист режиссёр раскрывает богатый внутренний мир педоколлектива за дверями учительской.

Говорят, повестушка, по которой слепили эту шнягу, вышла в 2003 г. Стопудов автор слизал её с фильма С. Соловьёва "Нежный возраст"(2000) Рекомендую - жесть и напалм, шок и трепет. Заодно начнёте отличать конфетку от дерьма.

Потерпев афронты на интеллектуальном поле, биолог/географ в лучших традициях homo erectus решает завоевать доверие пидерастающего поколения туристическим походом и рафтингом.
Единственные смотрибельные картинки - природу и силу воды никакой пошлятиной не перешибёшь. Хотя, сами школьные туристические походы в 90-х, что-то из области фантастики.

Из личного жизненного опыта скажу так - 90-е остались в памяти вечной пустотой в желудке и сбором бутылок на помойках. Главным развлечением тогда было на спор расплющить до пяти алюминиевых банок разом. О том, как раздевали тачки помолчу, до сих пор значки с меринов и бэшек где-то валяются.

"Князь Мышкин в запое" (определение режиссёра Велединского) борется, а потом и дружит с учениками, против зав. учебной частью. То, что географ служит зелёному змию, не только никого не смущает, но и является оправданием его распущенному поведению. Как знакома столь наглая и вызывающая заявка на оригинальность!

Вменяемый персонаж коллектива преподавателей завуч поначалу довольна - мужчины в школе такая редкость. Она ещё не знает, что приняла на работу растлителя и алкоголика.

Будучи отъявленным совком, ей не вдомёк, что это не вина его, а беда. К концу фильма и его герои и зритель в зале понимают - всё зло в ней. Она мешает раскрыться талантам тонкой и возвышенной души Служкина. Внутренняя логика развития событий подсказывает - спасти её реноме может только совращение пятиклассника... Но, в отличии от географа, авторы фильма не дали ей возможности реабилитировать себя в глазах школьного коллектива и жителей города Пермь - фильм закончился.

Закончился предсказуемо - перековки не случилось. Алкоголизм - это навсегда. Рождённый пить - е**** не может. Тухлый отъезжает с клеймом м***ка.
Народ выходил и плевался... а моя осталась довольна :-)))

p.s. Реклама вовсю зазывает на просмотр фильма. Читаем правильно восторженные анонсы:

- "Постоянные финансовые проблемы и семейные ссоры заставляют талантливого биолога идти работать географом в школу. Там он не может найти общий язык с детьми и руководством из-за своей пагубной привычки - выпивать. В центре драмы - Виктор Служкин, изнывающий от семейных ссор и финансовой неблагополучности."

Талантливый биолог идёт работать в школу, чтобы решить финансовые проблемы. Неужели даже в 90-х работа по специальности и призванию сулила меньший доход, чем ставка учителя географии в Перми? Или "князь Мышкин" пропил не только глобус, но и собственные мозги!

- "... герой начинает борьбу с девятиклассниками, которые не воспринимают его всерьез. ... он любит выпивать. Но скоро ситуация резко меняется. Ребята к нему быстро привыкают. ... он даёт детям дельные советы и помогает в трудных ситуациях. И вроде бы всё начало налаживаться, как вдруг возникает неординарная ситуация – герой картины воспылал нежными чувствами к старшекласснице."

Круто! Школьники привыкают к запоям учителя, а он даёт им дельные советы в борьбе беленькой с красненьким плодово-выгодным. Воспылал нежными чувствами - там гореть нечему, всё пропито!
И, как писали в брошюрах общества "Знание", алкоголизм - прямой путь к неразборчивости в половых связях. В представлении создателей фильма промискуитет и есть катарсис всей истории.


ВАРИАНТ №2 - О природе свободы личности в капиталистическую эпоху (для недогоняющих)

В электричке едет Служкин. Вокруг него быдло-совок и ватники этой страны. В его понимании, как это показывает оператор, они антиэстетичны и омерзительны по причине полного идиотизма.

Взяв быка за рога, творческий коллектив предъявляет зрителю альтер эго героя. Ту планку, а точнее плинтус, ниже которого герою не упасть - опустившийся побирушка по вагонам, исполняющий кипеловское «Я свободен».

Воспылавшее свободой бессодержательное чмо решает отказаться платить за проезд. Рассерженный горожанин со светлым лицом выкатывает протест гнусной действительности путинского режима - прикидывается глухонемым. Попытка социально-политического активизма пресекается грубыми контролёрами - смелая аллегория на кровавую гэбню.

Всё заканчивается мерзкой дракой, победа в которой, как это представляется герою, отмечается пивасиком. Конечно это не Жан-Жак, но и он не в Москве.

Раскрыв глобальное миропонимание героя через частный случай алкоголизма, творческий коллектив фильма уже не нуждается в каких-либо этических и эстетических рамках самоограничений.

Весь это фарс был бы ещё оправдан самоиронией. Но "инженеры человеческих душ" впаривают интеллектуально-романтическую шнягу на полном серьёзе. И тут одно из двух - либо они больные, либо за идиотов держат "благодарного зрителя".

Вагонный побирушка так и остаётся единственным светлым пятном этой драмы - хотя бы благодаря своей искренност


ВАРИАНТ №3 - "Вечно молодой - вечно пьяный" (для выживших в эпоху "клинского" и сдававших ЕГЭ)

Антураж - разлагающиеся предметы вещественной культуры: засранная квартира алкоголика, разбитая электричка со стойким запахом блевотины, обоссанные подворотни провинциального городка. Былое величие культурного наследия угадывается по там и сям мелькающим артефактам советской эпохи.

Персонажи : тупое быдло (мужчины, женщины, дети, подростки) облагораживаемое непрекращающейся пьянкой на блат-хатах, квартирах, в общественном транспорте, в местах общего пользования, на природе.

Общение с себе подобными : постоянные истерики, женские крики фальцетом, мордобой, пошлые шутки, нецензурщина, обильное слюноотделение.

О детях : они лишние в этой жизни. Лозунг "всё лучшее - детям!" выражается в изодранной коробке в качестве игрушки, утренних волочениях в детский сад и присутствии ребёнка на папиных возлияниях, в то время как его собутыльники развлекают мамашу.

В СССР секса не было, была любовь. Зато здесь секс на все случаи жизни. Начиная с насилия Служкиным над собственными мозгами и заканчивая его же попыткой "сорвать в утренней дымке нежный нераскрывшийся бутон лотоса".

Мораль : алкоголизм - это счастье жизни! Алкоголик, несущий "доброе и вечное" в школу - это умилительно! Друзья-собутыльники, пользующие супругу - это прекрасно! Женщины всему этому умиляющиеся, обслуживающие и поддерживающие существование такого жизненного сценария.

Губит людей не пиво, губит людей вода. По хорошему Служкин должен был утонуть, спасая невинных детишек, им же отправленных в бурные воды грозных порогов. Достойным финалом ситкома стала бы общая пьянка-поминки с хвалебными речами в адрес "героя нашего времени".

80
1
9
Александр Савельев
9 отзывов, 25 оценок, рейтинг 89
18 ноября 2013

Я вот думаю: кто все эти люди, которые пишут: «чернуха», «это фильм про алкаша и слабака», «фильм ни о чём» и т. д. Какие требовательные люди: от героя они ждут непременно каких-то побед, от фильма – острого сюжета. Сильные люди: поэтому им непременно нужно заклеймить Географа эпитетом типа «слабак», «лузер», а кто-то даже написал в том смысле, что он упустил возможность насладиться телом влюблённой школьницы - и поэтому, мол, лузер вдвойне.

Эти сильные люди как-то даже допустить не могут, что поступки (или кажущееся бездействие) Географа – это как раз результат его внутренней силы и человеколюбия. Я уж не буду разжёвывать, если человек по фильму не понял – то объяснять бесполезно, наверное.

Но именно тут в комментариях, «Географ» вскрывает – как много людей у нас думают, что человек без внешнего успеха – и не человек вовсе. Как много людей человечность считают за слабость и «лузерство». Как много людей, встретившись в реальной жизни с таким вот «Географом», будут смотреть на него свысока.

И что касается сюжета – то смотрите: есть масса вариантов, которые могли бы произойти, если бы Географ был менее человечным. Ну, например: избить жену за измену, потерять друга детства, переспать с парой женщин просто потому что подвернулась возможность, воспользоваться Машей. А также не начинать конфликт со школьниками, и в поход с ними не идти, а тихо читать уроки для галочки.

Конечно, когда какой-нибудь Брюс Уиллис с бутылкой вискаря в одной, с сигаретой в другой и с девчонкой в третьей руке легко спасает вселенную – это нормально, он герой.
А вот когда человек среди будничного хаоса и абсурда, среди нажитых семейных проблем и обязательств всё равно остаётся человеком - это как-то незаметно, не подвиг вовсе. Бутылка в руке - значит алкаш и лузер.

35
0
9
Awesome Awesome
27 отзывов, 40 оценок, рейтинг 76
16 ноября 2013

Быть может, я много на себя беру, но мне очень обидно слышать об этом фильме слова вроде "... о смешном алкаше-неудачнике и тусклой и грубой жизни российской провинции". О фактической стороне фильма каждому из нас и без того известно не понаслышке. Поэтому суть его заключается не во внешней стороне.
Мне показалось, что эта картина о любви - к человеку, природе, родине. Герой Хабенского сочетает в себе русского интеллигента, образованного и думающего, и русского мужика, непритязательного и глубоко чувствующего дух родной земли. Не зря этот герой несколько раз называет себя проповедником: он хочет научить той самой истинной любви жену, друзей, своих учеников, в первую очередь убеждая их мыслить независимо и быть свободными - отпускает жену к другому, общается с детьми жестко, на равных. И именно после того, как эти люди становятся предоставлены самим себе, они меняют образ мыслей.
В США этот фильм не был понят зрителями, большинство не увидело ничего дальше комедии. Может быть, им и не нужно понимать его, потому что "Географ глобус пропил" - это фильм о русской душе, о ее неразрывной связи с величественной и суровой природой вдали от городов, о ее народной гордости и скрытом духовном начале, которое есть в каждом из нас.

20
0
7
Vasilina Sidorova
1 отзыв, 9 оценок, рейтинг 19
27 ноября 2013

Фильм начинается с песни Кипелова «Я свободен», в которой пафос заявления лирического героя сводится к тому, что в его душе нет больше места для когда-то любимой женщины, такая вот подмена понятий.

Свобода Служкина проявляется, видимо, в том, что можно не заплатить за билет в электричке, но тут же на станции прикупить пивка, можно ничего не зарабатывать, но постоянно тратить деньги на водку и сигареты, можно огорчать жену своим пьянством и бездельем, но ночью привычно к ней приставать, а, получив ожидаемый отказ, постараться пристроить ее к лучшему другу. Проще оставаться лузером, чем попытаться преодолеть себя.

Взрослые не хотят ничего настоящего, в отличие от детей. Это только кажется, что детям в жизни ничего не надо, кроме мобильников и халявы. Служкин во время игры в карты выговаривает, как он устал от них, как он их ненавидит, что они не личности, в них нет культуры, но весь этот обличительный монолог гораздо более применим к самому Географу и его окружению. Дети лучше взрослых с самого начала, у них еще есть мечты, они хотят изменений, путешествий, хотят внимания и любви. Есть и обида на апатичных отцов: «Это наша Родина сынок» (надпись на доске), «Вы все развалили, а нам налаживать» (Чебыкин), «Вы здесь и живите, а я свалю на фиг» (Овечкин). Им не интересно тупо писать под диктовку «На всех уроках писали, и сейчас писать» (Митрофанова), но они стремятся к личному общению с учителем, ведь на затоне они задают Географу вопросы, где он был сам, мог бы он их куда-нибудь взять, но он даже не оборачивается к ним. Он не стремится как следует готовиться к урокам, а с плохой дисциплиной борется характерным для нашей школы методом выставления двоек, несправедливость которого отмечает Чебыкин.

Почти весь поход Служкин беспробудно пьет, между ним и ребятами почти не происходит значимых диалогов. Ребята отстраняют его от командования («А на фига нам командиры, мы тут все командиры») и обнаруживают удивительную самоорганизацию, сплоченность и ответственность. Оказывается, они умеют сами ставить палатку, разжигать костер, собирать катамаран, они тщательно подготовились и запаслись достаточным количеством продовольствия. Когда пьяный Географ уплывает на катамаране, они не теряются и строят плот из подручного материала. Когда Овечкин рискует собой, обрубая топором ветки березы, за которую зацепился катамаран, Географ его отчитывает за этот подвиг.

В общем, достаточно быстро становится ясно, что ребята, неучи и раздолбаи, свой порог Долган пройдут, ибо полны жизни, чего нельзя сказать о Географе.

В Служкине больше всего раздражает безволие, апатия, отсутствие амбиций, способности к созиданию и самокритики. В жизни ему ничего не надо кроме выпить и закурить, он вполне счастлив и к тому же уверен в своем обаянии (несмотря на то, что перегаром от него за версту должно нести). Пусть жена считает, что он ей поломал жизнь. Толкая Надю в объятья Будкина, он заставит ее испытывать чувство вины, зато сам себе будет казаться великодушным и непонятым. Главное, самому не меняться, тогда можно свое бестолковое существование оправдывать высокопарными фразами.

Маша – единственная женщина в фильме, которая спрашивает Географа о любви. С его точки зрения, любовь - это «синяк, который со временем рассасывается». С Веткой Служкин делится своим пониманием «любви с большой буквы Л»: «Чтобы никому не быть залогом счастья и чтобы ему никто не был залогом счастья». В этом он видит святость, не понимая, что это и есть отрицание любви. Он не хочет принимать участие ни в чьей жизни, и ему некомфортно, когда кто-то пытается изменить его жизнь, потому что ему и так хорошо с самим собой.

Маша, желая видеть в Географе лучшее, пытается на него влиять, и он боится Машу не потому, что она еще девочка, а потому, что полюбив ее, он столкнулся бы с напряженной необходимостью перемен в себе, которых стремится избежать и которых ее любовь обязательно потребовала бы. Девичьей любви свойственно замечать все мелочи, все черточки в любимом, расстраиваться из-за несоответствия образу, но продолжать любить, видеть только хорошее и оправдывать плохое. Маша признается в любви к Географу, но его ответное «Люблю, очень!» звучит глухо и бестрепетно. «Я не смогу без Вас жить» и его звонкое, как удар хлыста, «Сможешь». Так он просто растоптал ее признание. Ему ставят в заслугу то, что позже в сцене в пекарне он смог побороть неудержимое желание, устоял перед искушением тронуть Машу, что, конечно, правильно, но к ее чувствам он был не способен отнестись деликатно.

Когда дети проходят Долган, Служкин отстранен, ведь он свой порог не прошел и не пройдет. Ему несколько раз предоставлялась возможность деяния, будь то сделать свои уроки интересными для учеников, наладить жизнь в семье, стать лидером в походе, принять любовь. Но Служкин каждый раз предпочитает водку попытке сделать хоть что-то.

Для ребят Географ так и не стал столь необходимым для их становления Взрослым, об этом говорит повисшая в пауза в сцене на спортивной площадке. На вопрос школьников, где он сейчас работает, Служкин отвечает: «Не важно».
Татка спрашивает: «Папа, а что важно?». И он отвечает: «Важно сейчас покурить, а нету».

В общем, на взрослых надежды нет, только дети окажутся способны пройти пороги. Но как сделать так, чтобы они повзрослели, не превратившись в Служкиных, Будкиных и Колесниковых? Может быть, пора перестать разбираться в закоулках сознания "лишних людей" и начать находить, наконец, настоящих героев?

Полный анализ фильма http://fiorecampestre.livejournal.com/1711.html

20
1
9
Андрей Лагунов
43 отзыва, 819 оценок, рейтинг 525
17 ноября 2013
Редкий случай

Читаю отзывы и от некоторых, буквально, оторопь берёт....
Как скоро трагедия стала для кого-то "чернухой", как легко чистое чувство стало выглядеть "околосексуальной темой"....
Люди, любовь всегда "околосексуальна", на то она и любовь. Или не так?

Неужели уже стало так сложно отличить внутреннюю чистоту от "давай просто потрахаемся", жестокие "развлечения" и сложности школьников от настоящего выживания в реальной природе. Ведь это уже не какая-то тонкость, а просто колоссальная разница.

Мне тоже вспомнились во время просмотра и "Полёты во сне и наяву", и "Дорогая Анна Сергеевна". Подумалось даже, что, в связи с последним, отчество главного героя тоже не случайно - Сергеевич.

Фильм очень понравился.
Действительно, это один из тех редких случаев, когда можно отметить превосходную игру всего актёрского состава в отечественном фильме.
И это тот редкий случай, когда фильм настолько хорош, что получился даже лучше книги. Сюжет фильма для выразительности сделан более жёстким и конфликтным, чем в книге, но это пошло ему только на пользу.
Это тот редкий случай, когда фильм настолько забирает, что прямо мороз по коже и переживаешь по-настоящему, по-человечески, а не от того, что на экране что-то взрывается или оглушительно стреляет.

Тот, кто увидел в этом фильме только "чернуху" - посмотрите в свою душу повнимательнее. Может, в лучшем случае, вы просто не русский человек, а в худшем - просто нечуткий.

После фильма вспомнились грустные слова одного духовного человека, что если "современный мужчина не будет выпивать - он может просто сойти с ума от существующей реальности".
Хотя сам я пить никому не желаю и не советую. Занимайтесь спортом. Ну, или лобзиком выпиливайте. Говорят, тоже успокаивает...

18
1
...

Читайте также

Подборки Афиши
Все