Пикник Афиши 2024
МСК, СК Лужники, 3–4.08=)СПБ, Елагин остров, 10–11.08
Афиша | СБЕР — генеральный партнёр
Москва
6.6

Фильм
Эйфория

Россия, 2006
Реклама
Смотрите дома онлайн
Кино за 1 ₽ в онлайн-кинотеатре Okko
Смотреть в
Первый фильм режиссера Ивана Вырыпаева.

Абстрактные жители донской степи испытывают могучие чувства, убивают коров и умирают сами. Камера снимает это с высоты птичьего полета, за кадром звучит минимализм на баяне. Кинодебют лидера "новой драмы" Ивана Вырыпаева. В театре Вырыпаев сам зачитывает свои тексты на манер какого-нибудь 50 Cent, а тут дал их актерам - что, в общем, было роковой ошибкой.

  • Эйфория – афиша
  • Эйфория – афиша
  • Эйфория – афиша
  • Эйфория – афиша
  • Эйфория – афиша
Драма
14+
Иван Вырыпаев
11 февраля 2006
11 февраля 2006
1 час 14 минут

Другие фильмы Ивана Вырыпаева

Участники

Рекомендации для вас

Популярно сейчас

Как вам фильм?

Рецензия Афиши

1
Роман Волобуев
535 отзывов, 587 оценок, рейтинг 11397
25 сентября 2006

Через донскую степь, по сумасшедшим белым дорогам, мимо высоковольток, обрывов, тектонических разломов, мимо девушки, мечтательно крутящей на указательном пальце собственные трусы, едет на жестянке влюбленный дурак (Ушаков) — признаваться в своем огромном чувстве хмурой замужней женщине, которую видел раз в жизни (Агуреева). «Че делать-то будем?» — взывает он к ней через овраг. Входят лютый муж (Окунев), ребенок и черный пес.

В своем кинодебюте лидер русской «новой драмы» Вырыпаев задается ключевым для русской кинематографии вопросом: чем бы стукнуть зрителя, чтобы у того хоть что-то отозвалось внутри. Причем речь не об «отрезвляющей пощечине», не о «нажатии на болевую точку». Речь о действии, точнее всего передаваемом глаголом «е…нуть». Таком сугубо отечественном движении тела и духа, когда человек вдруг бросается на тебя всем весом, никуда тебе конкретно не целясь и ничего конкретного не подразумевая (как вариант — подразумевая практически все и сразу). Ощущение — удивительное. Вроде кто-то промелькнул с криком «Гыть!», влетел в стену, а ты оборачиваешься и видишь: человек-то интеллигентный и засветить тебе пытался не штакетиной из забора, а двухтомником Фолкнера. Реакция тут возможна только одна: мужик, ты чего?

То есть на самом деле понятно — чего. Вырыпаев бежит от фальшивых частностей к высоким метафорам, от лживого психологизма к формализованным античным схемам. Как многие программные безбожники, он такой любитель мистерий и космогоний, что в фильме нет ни секунды тишины: стоит замолкнуть баяну, выводящему мелодию дикого сердца, слышно, как скрипят сферы, проворачиваются шестерни мироздания, стонут ветхие сооружения, построенные лишь для того, чтобы красиво просвечивать на фоне полуденного неба, — знаете, как на картинах у американского художника Уайета. А еще там у него античный герой-символ бежит по степи с ружьем в одной руке и бутылкой водки «Путинка» в другой.

Дело, разумеется, не в бутылке. Вырыпаев в своей честности, кажется, не понимает про кино самого главного: что это искусство иллюзий и манипуляций. Что в кино, прежде чем проповедовать, надо научиться показывать фокусы: доставать из кармана цветные ленты, ездить задом наперед на колесе, распиливать женщину; что пресловутая истина если и может быть рассказана с экрана, то лишь человеком, в совершенстве овладевшим искусством обмана. Самые страшные кинопроповедники (допустим, фон Триер) шли к своим высоким кафедрам через манипуляторство. А Вырыпаев не хочет, это ниже его достоинства. Он по революционной театральной привычке ставит в степи табурет и лезет на него с бумажкой. Читает вслух, а чтобы не отвлекались (скучно ведь невыносимо), бьет по ушам, по глазам, норовит пнуть в живот, наяривает на баяне. Из этой уверенности, что его непременно должны слушать, потому что он говорит про «главное» (базовое понятие программного вырыпаевского «Кислорода»), и рождается то, что сводит на нет все шумные усилия автора, — то, что Оскар Уайльд называл «непростительной манерностью стиля».

Я не такой специалист по красоте, чтобы обзываться на образующие «Эйфорию» планы-картинки страшным словом «глянец». А вот про мат, который у Вырыпаева задуман как индикатор подлинности, сказать могу: мат у него страшно интеллигентский и манерный. Нефальшивая реплика на фильм вообще ровно одна — это слово «здрасте», произносимое выходящей из кустов второстепенной героиней. Секунду спустя эту героиню, кстати, убивают — вилкой. Кажется, как раз за то, что не сфальшивила, нарушив тем самым стилистическую целостность произведения.

Будь «Эйфория» работой чуть менее концептуальной, ее можно было бы разглядывать вне пресловутого культурного контекста; в этом случае она могла бы стать предметом куда более сочувственного и доброжелательного исследования. В конце концов, Вырыпаев-то что — он умный, у него идеи. Он или поймет, что кричать их с табуретки — это не метод, или нет. А вот русским киноведам, которые на манер девочек-чирлидерш дружно скачут вокруг него с ритуальными мочалками, превознося за отвагу и открытие новых горизонтов, уже ничто не поможет. Говоря правдивым языком «новой драмы», вы, кажется, совсем ох…ли, ребята.

31
0

Отзывы

?
Stefania
1 отзыв, 1 оценка, рейтинг 5
2 августа 2007

Очень не понравился фильм!
Манерный сюрреализм. Впечатление вторичности - где-то все это уже видел и слышал. Порождает агрессию
Первое ощущение после просмотра "Эйфории" разломать диск, который "несёт" на себе ТАК безумие. Даже не утилизировать в качестве подставки под кружку. Именно, уничтожить.
Безусловно, любое искусство имеет право на существование. Только не "коллаж" из видовых картинок и примитивного линейного сюжета.
НЕ любовь, НЕ ревность, НЕ семья - слишком много "НЕ". Зачем?

5
0
9
Михаил Игнатьев
17 отзывов, 21 оценка, рейтинг 33
23 октября 2012

Просто в восторге! Операторская и режиссерская работа на высшем уровне. Подбор актеров - лучше не видел. Фильм не может оставить равнодушным никого, либо сильно понравиться, либо вызовет отвращение! Режиссер свою миссию выполнил. 5! Кстати, даже музыка на высшем уровне! Наконец-то наши стали опять снимать фильмы с большой буквы.

2
0
7
Ksenia Barkalova
151 отзыв, 165 оценок, рейтинг 229
6 января 2010

Вера замужем за старым алкоголиком и с маленькой дочкой Машенькой на руках. Павел молодой, красивый, свободный, волевой, решительный парень. Он и она познакомились на свадьбе, просто сидели и смотрели друг на друга. Она хотела забыть его и не подавала вида, что увлечена им. Он же хотел расставить все точки над i в их взглядах на той свадьбе. Их сводит несчастье в семье Веры, Павел ей помогает. И эта помощь перерастает в нечто большее, в страсть, в похоть, в новый мир, в азарт, в наваждение, они не могут даже дышать друг без друга, они одно целое. Им так спокойно вдвоем. Какое-то наркотическое опьянение, приятная усталость, идиллия, равновесие, наслаждение, эмоциональный покой, глубинность, отрешенность…

Но увы, эйфория всегда сменяется тревожностью, страхом, отрезвлением, осознанием и тишиной…

Фильм представляет очень много кадров, красивых и убогих, воздушных и тяжелых, милых и жестоких. Он наполнен красками, влечением, водкой и ревностью. Дикой ревностью и местью. Муж Веры хочет что-то доказать, вопрос кому: себе, жене, любовнику или всей деревне? Он сам не понимает, что делает, но все равно делает.

На протяжении просмотра меня захватывали самые разные эмоции. Я любила Веру, мне не нравилась настойчивость Павла, я хотела сама зарубить мужа Веры. И постоянно думала о ревности и верности… Хм, а эти два слова состоят же из одинаковы букв, меняются только две буквы местами. Эта история дала мне почву для размышлений. Я сейчас пишу в неком трансе, даже эйфории.

Фильм короткий, но глубокий. В диалогах присутствует ненормативная лексика, сначала она резала слух. А потом я понимаю, что это жизнь, каждый день мы слышим эти выражения, каждый день сталкиваемся с супружескими изменами, недоверием, адской ревностью, мщением, собственностью, желанием вернуть половинку любыми путями, привязать. И совсем забываем, что мы люди, мы не помним о желаниях других, не знаем, что другим людям бывает тоже больно. Мы не понимаем ничего…

P.S. Я снова преклоняюсь перед талантом Полины Агуреевой, она очаровательная женщина!

2
0
9
NagualSergio
22 отзыва, 506 оценок, рейтинг 29
28 декабря 2009

Эталон куросавского стиля, замешанный на мотивах донских степей. Картинка, эстетика, краски, стиль. Небанальный сценарий заезженной темы о Любви и смерти. Все гениальное - просто. Редкое кино.

2
0
7
Дмитрий
27 отзывов, 59 оценок, рейтинг 88
10 октября 2009

Происходит что-то, что сильно меняет внешнее поведение и поступки двух простых и заурядных людей. Это же очень странно, когда нормальной, в общем-то, женщине, вполне заботливой матери, вдруг становится безразлично состояние своего ребенка после серьезной травмы. Главные герои могут теперь только бестолково действовать, но не могут это понять и объяснить даже самим себе. Парень пытается «барахтаться и дергаться» в этом своем новом состоянии, а женщина, она как во сне. Они умирают, так и не поняв разумом, что это было, а их окружение и среда не формировали возможностей для такого понимания. И настоящая трагедия не в том, что они умерли, а в том, что не смогли или не успели понять.

2
0
...

Читайте также

Подборки Афиши
Все