Наконец-то распрощавшись (но это не точно) с «елочной» франшизой и немного остыв к скринлайфу, самый коммерческий отечественный режиссер Тимур Бекмамбетов меняет творческий курс в сторону более традиционных, строгих и серьезных картин. Такой и стал «Девятаев», который ранее носил более сбивчивое шаблонное название «Фау-2. Побег из ада». Это размашистый военный блокбастер, который Бекмамбетов поставил в соавторстве с Сергеем Трофимовым (в качестве оператора работал над франшизой «Гоголь», всеми «Елками», «Дозорами» и «Аванпостом»). Картина расскажет о невероятном подвиге советского летчика Михаила Девятаева: в 1944 году он попал в немецкий плен, а год спустя десять заключенных под его командованием захватили вражеский бомбардировщик Heinkel He 111, на борту которого удачно оказались секретные данные фашистов о площадках для испытаний ракет «Фау-2», и успешно сбежали на нем из концлагеря. В качестве консультанта картины Бекмамбетова выступил сын знаменитого летчика — Александр Девятаев, а роль самого главного героя исполнил Павел Прилучный, заменивший Данилу Козловского.
Биография, Драма |
12+ |
29 апреля 2021 |
1 час 30 минут |
В 1944 году советский летчик-истребитель Михаил Девятаев (Павел Прилучный) оказывается сбит над Львовом и попадает в плен, где встречает своего боевого товарища Кольку Ларина (Павел Чинарев), переметнувшегося на сторону немцев. Ларин активно зазывает Девятаева на темную сторону, но тот демонстрирует стойкость духа, вследствие чего отправляется в лагеря: сначала в Лодзинский, потом в Заксенхаузенский, а в довершение на остров Узедом, откуда ему с другими заключенными удастся сбежать на вражеском бомбардировщике (а после предоставить советскому командованию координаты ракетных установок «Фау-2», ведь именно там нацисты проводили их испытание). Снятый Тимуром Бекмамбетовым в соавторстве со своим постоянным оператором Сергеем Трофимовым (для последнего это режиссерский дебют) «Девятаев» тяготеет к тому же прославлению советского подвига и к той же пунктирной драматургии, что и другой бекмамбетовский проект — «Время первых». Действие нашинковано так криво, а монтажные склейки так проглатывают целые сюжетные куски, что, очевидно, мы еще увидим сериальную версию фильма на, скажем, Первом канале или «России 1». И еще одну — для смартфонов, ведь картина была снята в двух форматах: традиционном горизонтальном (ее сейчас показывают в кинотеатрах) и экспериментальном вертикальном, предназначенном для гаджетов. Также необходимо сказать, что все воздушные бои были поставлены в игровом симуляторе War Thunder, то есть актеры сидели в реальных кабинах, но вокруг них была видеоигра. Это, впрочем, неудивительно, ведь Тимур Нуруахитович в последнее время много экспериментирует с изображением (чего только стоит его визионерская линейка скринлайф — серия хорроров и триллеров, действие которых происходит на мониторе компьютера), однако эти новомодные примочки не сильно спасают фильм, у которого хромает не только структура, но и в котором отсутствует химия между Чинаревым и Прилучным (кстати, изначально Девятаева должен был играть Данила Козловский). Это, пожалуй, самый важный аспект картины, ведь несмотря на то что «Девятаев» выглядит как воздушный побратим «Т-34» (бой, плен, побег, бой), корнями он уходит не в советское военное кино типа «В бой идут одни старики», а в голливудскую классику наподобие «Лучшего стрелка» или «К солнцу». От первого тут мощная гомоэротическая линия между главными героями, от второго — пара летчиков, один из которых перешел на сторону врага, а другой решил прорываться к своим. Прилучному и Чинареву не хватает обаяния Тома Круза и Вэла Килмера, Майкла Паре и Линдена Эшби, а самой картине — движка, который превратил бы ее из игрового симулятора в кино. Да, в «Девятаеве» есть несколько захватывающих, адреналиновых, запоминающихся сцен (одна из них, например, посвящена обезвреживанию бомбы, свисающей с крыши ангара над истребителем), но их оказывается недостаточно, чтобы эта махина взлетела.