Биография, Исторический, Драма |
16+ |
Висенте Аранда |
28 сентября 2001 |
1 час 55 минут |
juanalaloca.com |
«Моя мать умерла! Мой муж мне изменяет! Моя мать умерла! Мой муж мне изменяет! Безумная! Да, я безумная!» — кричала в день смерти королевы Изабеллы Великой ее дочь, кастильская престолонаследница Хуана, валяясь на коленях под проливным дождем в патио фламандского дворца своего супруга, Филиппа Габсбургского Красивого. 16-летнюю Хуану отправили в Брюссель для создания дипломатического брака: Испании был необходим союз с Фландрией. Не успела Хуана дочитать приветствие, как плечистый Филипп подхватил ее на руки, отнес в спальню и не выпускал из объятий восемь дней. Так Хуана обрела любовь всей жизни, юный и любвеобильный Филипп — ревнивую жену, из-за которой ему будет невмочь возвращаться домой с охоты, а кастильский двор — королеву, которая войдет в анналы под прозвищем Безумная.
История страсти Хуаны Безумной, которую специалисты по испанскому двору XVI века, скорее, назовут историей шизофрении, в «Безумии любви» представлена ни в романтическом, ни в клиническом свете. Режиссер-ветеран Висенте Аранда, среди многих заслуг которого ошибочно приписываемое Альмодовару открытие актерской звезды Виктории Абриль, — специалист по женской страсти, но не поэт ее. Исступление по мужчине, переживаемое героиней, не застилает Аранде глаза. Мужчина в фильмах Аранды — не придаток праведной страсти и вытекающих из нее гнева, ревности, рукоприкладства и угроз самоубийства (как бывает в мелодрамах), а полноценная личность. Другое дело, что Аранда подробно раскрывает и логику женщины, предавшейся страсти, к каким бы уродливым последствиям та не привела. Поэтому после ролей у Аранды актрисы просыпаются великими. Роль в «Любовниках» принесла Абриль приз Берлинского кинофестиваля, роль во «Взгляде другого» превратила арманиевскую модель Лауру Моранте в одну из ведущих актрис Средиземноморья. Роль Хуаны сделала из Пилар Лопес де Айяла национальный фетиш той же значимости, что роль Дианы в «Собаке на сене» — из Маргариты Тереховой для СССР 70-х. Фетиш сертифицирован двумя призами — международного кинофестиваля в Сан-Себастьяне и национальной кинопремией «Гойя».
Жила-была испанская принцесса Хуана, жила она безмятежно и счастливо, пока ее не выдали замуж за принца Филиппа. Принц оказался, как в сказке, красивым и темпераментным. Полюбила его Хуана неистово и самозабвенно. Но принц оказался неверным и коварным, решил лишить супругу трона, но, вот незадача, умер раньше положенного срока. А наша героиня вошла в историю под именем королевы Хуаны Безумной. Нет, это не сказка в духе братьев Гримм, это фильм испанского режиссера Висенте Аранды, основанный на реальных исторических событиях. Перед нами образец настоящего испанского кино: страсть, сжигающая изнутри, ревность, отравляющая душу и как следствие любовь, переходящая в безумие. Если Альмодовар - душа и сердце испанского кино, то Аранда - его плоть и кровь. Можно долго перечислять недостатки "Безумия любви", но одно бесспорно - испанцы давно не снимали фильмы о своих королях. Поэтому огромное Спасибо Аранде за, прямо скажем, блестящую попытку возродить полузабытый жанр европейского королевского кино. Viva el Rey y la Reina! Viva Espana!