Комедийный рассказ об истории Европы 1920–1930-х годов сквозь призму детских впечатлений режиссера.
Трагикомедия |
12+ |
Федерико Феллини |
13 декабря 1973 |
2 часа 3 минуты |
Тонино Гуэрра подарил Феллини медаль, сделанную в тюрьме Параджановым и отлитую из серебра... А Фелини предложил сделать из этой медали приз, назвать его "Амаркорд" и вручать в городе Римини, там где он снимал фильм "Амаркорд"...
Сразу несколько рассказчиков наперебой хотят поведать нам историю одного парня, одного города, одной страны. Очень умный адвокат, которого при возможности стараются обидеть местные хулиганы; старый торговец, видавший в этом городке многое; пьянчужка, без которого не происходит ни одно событие в городе, как к примеру, день проводов зимы, когда в небе летит пух, знаменующий пришествие весны. В городке есть небольшая школа, в которой этот самый паренек Титта учится. Это обычная школа с безобидными шутками учеников, безумными преподавателями и веселыми товарищами, с которым он делит не только тайные сексуальные фантазии. В город приходит фашизм и самые безобидные шутки рискуют стать последними в жизни шутника, а те, кто жил рядом с тобой через стену, может оказаться предателем. Но фашизм приходит, фашизм уходит и город продолжает жить своей жизнью, где найдется место всему, даже чокнутой проститутке и сбрендившему дяде.
Во многом фильм теряется на фоне чуть ранее вышедшего «Рима» - ровно такая же повествовательная форма применяется для попытки передать жизнь одного человека (конечно же, автора), его воспоминания, через жизнь города, спроецировав его на общенациональную историю всей Италии. Разве только в данном случае местом действия выбран Римини – родной город Федерико Феллини, да воспоминания касаются более личной жизни, в отличие от «римских» историй, что были сняты скорее в качестве осанны итальянской столице.
Опять же, тема трагедии фашизма в «Амаркорде» занимает большее место, чем это было в «Риме». Феллини старается показать эту проблему не как очередной этап в жизни страны, а как степень личной болезни, чего-то скрытого на глубинах души, низкого, жестокого, но присутствующего в жизни безотносительно того, кто стоит у власти.
Что интересно, попытка воссоздать историю Италии посредством серии событий в одном городе удалась в большей степени как раз в «Амаркорде». Возможно потому, что судить по Риму о всей Италии так же умно и репрезентативно, как по Парижу о Франции или о России по Москве. Но затронув тему жизни в итальянской провинции, Феллини, специально или нет, отпускает одну за одной ностальгические нотки по поводу изменившейся жизни за все это время в небольших городках.
Очень показателен очередной заочный «бой» с церковью, которая представлена не очень дальновидным католическим священником, к которому приходит Титта на исповедь. Все это, особенно в совокупности с папской церемонией нарядов из «Рима» выглядит не так зубасто и обидно, да и официальные представители Ватикана, кажется, смирились с бунтовщиком, не обращая на него внимания и ухмыляясь, что в результате скорее похоже на пикирование двух старых друзей, хотя сам режиссер вряд ли отнесся к сравнению подобного рода снисходительно. Но тут все понятно – изменились времена, изменился Ватикан, изменились люди, изменилась страна, изменилось кино. Все изменилось. Но не сам Федерико Феллини.
На самом деле это единственный фильм Ф. Феллини, который пришёлся мне по душе. Всё-таки он как и положено быть творческому человеку, повёрнутый на голову, и не всякий может достойно воспринять его творчество. Но именно «Я вспоминаю» наиболее адекватный и трогательный мирок, созданный Феллини.
Я нашёл то, что искал! Я обожаю такие произведения искусства, когда можно успокоиться наконец и замереть, вбирая в себя гармоничное течение неторопливого развития действий. (У Кустурицы почти все фильмы тоже такого плана). Когда в фильме и сюжета, как такового нет, но в то же время охвачена целая жизнь человека. Как умело режиссёр вставляет в картину своего рассказчика, то ли самого себя, то ли повзрослевшего главного героя.
Это так полезно просматривать периодически такие гармоничные фильмы, потому что они вырывают нас из современного опасного мира со всеми этими супербюджетными блокбастерами, которые засоряют мозг.
Из всех просмотренных за последнее время в кинотеатрах фильмов, я не получил почти ничего, а от этого фильма — масса эмоций и чувств!
Некоторые часто сравнивают наши «Покровские ворота» с этим фильмом, хотя я не сказал бы, что Казаков прямо-таки слизал свою картину с «Амаркорд». Возможно мотоциклиста он и взял оттуда и атмосфера фильма тоже чем-то похожа, но атмосферу скопировать невозможно.
В общем доволен тем, что посмотрел этот фильм недавно по каналу «Культура» и понял, почему бабушка и мама так восхищались им в своё время. Спасибо знатному режиссёру!
9 из 10