Москва
7.6

Фильм
4 месяца, 3 недели и 2 дня

4 luni, 3 saptamani si 2 zile, Румыния, Бельгия, 2007
Реклама
Смотрите дома онлайн
Кино за 1 ₽ в онлайн-кинотеатре Okko
Смотреть в
Румынский арт-хаус о нелегальных абортах. Золотая пальмовая ветвь в Каннах

Румыния времен заката Чаушеску, две студентки (Маринка и Василиу), одна из девушек беременна; вторая пытается помочь ей совершить нелегальную операцию — аборт. По внешним признакам победитель последнего Каннского фестиваля напоминает не столько даже эталонную британскую социалку, сколько перестроечное кино. Но у Мунджу беременная девушка — почти статистка, а фокус — на ее деловитой подруге, перед которой за один вечер вдруг открывается такая бездна, что никакими Чаушеску ее глубину не измерить.

  • 4 месяца, 3 недели и 2 дня – афиша
  • 4 месяца, 3 недели и 2 дня – афиша
  • 4 месяца, 3 недели и 2 дня – афиша
  • 4 месяца, 3 недели и 2 дня – афиша
  • 4 месяца, 3 недели и 2 дня – афиша
Драма
16+
Кристиан Мунджиу
17 мая 2007
1 час 54 минуты
4months3weeksand2days.com

Другие фильмы Кристиана Мунджиу

Участники

Рекомендации для вас

Популярно сейчас

Как вам фильм?

Рецензия Афиши

9
Юрий Сапрыкин
460 отзывов, 579 оценок, рейтинг 559
30 сентября 2013

Гэбица, беспечная студентка бухарестского политеха (Василиу), собирается сделать аборт — но на дворе 1987 год, а в социалистической Румынии за это сажают. Организовать подпольную операцию помогает соседка по общаге Отилия (Марин­ка). Через цепочку знакомых они выходят на специалиста-нелегала по имени Бебе (Иванов), берут у знакомых в долг, снимают номер в гостинице — но что-то идет не так.

Неожиданно получивший «Золотую пальмовую ветвь» и оформивший «новую румынскую волну» как глобальное явление фильм Мунджиу — если смотреть его из России — поражает прежде всего интонацией рассказа о собственной недавней истории: без демонизации, без ностальгии, что называется, «с холодным носом». Мунджиу спокойно, бесстрастно рассказывает совершенно частный сюжет, где даже аборт не является метафорой чего-то большего, а выглядит рядовой бытовой подробностью, — и от этого спокойствия становится еще страшнее. Мир «4 месяцев» — это странное место, где все происходит медленно и неправильно, где ничего не работает как надо, где простейшие житейские заботы — поймать такси или забронировать номер в гостинице — превращаются в проблему вселенского масштаба, где человек обложен со всех сторон нелепейшими запретами и на каждом углу ждет подстава; это мир какого-то тотального метафизического неуюта. Но смысл этой истории — не в том, что всем плохо и все страдают: «4 месяца» — это фильм о подвиге человечности, кото­рый парадоксальным образом проявляется в момент убийства не­рожденно­го ребенка — и который у Мунджиу опять же не выглядит под­вигом. Просто девушка Отилия, сжав губы и подавив рефлексию, делает то, что нужно в каждый отдельный момент, будь то переговоры с садистом-доктором или день рождения мамы жениха (возможно, единственный по-настояще­му кошмарный эпизод этого холодного фильма). Что бы ни происходи­ло вокруг, она дойдет, добежит, дозвонится, все разрулит и всех спасет — а напоследок, уже пройдя по всем кругам тихого восточно­европейского ада, спокойно скажет: «Давай только никогда больше не вспо­минать об этом».

3
0

Отзывы

9
Dimarick
4 отзыва, 4 оценки, рейтинг 21
25 ноября 2007

Картина лишний раз доказывает, что для съемок хорошего кино не нужно иметь миллионные бюджеты, достаточно чего попроще - отзывчивого сердца, светлой головы и достаточно чувствительных нервов. Остальное вторично.

Можно передавать страшнейшую тревогу и одной приглушенной гаммой, нервной камерой, буквально несколькими звуками вечернего города, без драматичной музыки, без спецэффектов и дорогих декораций.

Можно всадить нож почти в начале фильма в полотно повествования (забытый "врачом"), он останется торчать в нем до самого конца, не давая покоя ни на минуту.

Можно смотреть на милую светскую беседу на семейном дне рождения, с разговорами о маринадах и пасхальных яйцах, и сидеть как на иголках, второй половиной сознания понимая состояние, в котором находится сидящая по центру приглашенная и зная, что сейчас происходит в отеле.

Можно парой штрихов (забытый "врачом" паспорт, потерянный паспорт героини, тряпичная сумка, то и дело как бы случайно оказывающаяся в кадре) дать понять, что совсем скоро их найдут и дадут лет по 10 за преступление, ведь она в панике выбросила ребенка в этой самой сумке со всеми уликами.

Нарастание гула машин с этой стороны ресторанного стекла, и героиня на миг смотрит в его сторону, это не гул - это тревога, осознание того что произошло, понимание придет чуть позже, на миг позже, но в тот момент мы с вами уже будем смотреть титры.

9
0
9
BigBigZ
67 отзывов, 109 оценок, рейтинг 473
5 августа 2008

Румыния. 1987-ой год. Студентки (Маринка и Василиу) политеха живут вдвоем в четырехместной комнате в общежитии. Одна из них беременеет. Нужно срочно делать аборт - девушка то ли на 3-ем, то ли на 4-ом месяце беременности. В номере отеля, который девушки сняли "для дела", местный народный "акушер" (Иванов), сначала ломается из-за недостаточной суммы денег, но после нескольких крупных планов и секса со "здоровой" подругой все-таки соглашается помочь.

"4 месяца, 3 недели и 2 дня" напоминают недавний "Кус-Кус и Барабульку" (или наоборот). Причем не только заковыристым названием, но и нетерпеливым, еле уловимым ритмом картины, которым Мунджу скорее хочет убаюкать, чем рассказать историю. Режиссер то останавливается на минуту, то снова включает первую передачу. Но только для того, чтобы в очередной раз замереть, когда это потребуется. Мунджу не боится быть отрешенным созерцателем, предпочитая длинные планы и путаные реплики о каких-то непонятных бытовых вещах: о цене пачки "Кента" у местного барыги, о переносе грядущего экзамена и головной боли, наконец. Венцом композиции служит потрясающая сцена за праздничным столом на день рождении мамы бойфренда главной героини, которая рубит картину на две неравные части: в первой еще есть надежда на просветление, во второй уже нет.

Но за всей видимой простотой и даже небрежностью мы натыкаемся на чувственный образ замухрышки способной почти на все, даже если для "общего блага" нужно переспать с незнакомцем. Она - прима картины. Мунджу награждает ее десятками крупных планов (Остальные на всех получают сущие крохи), выворачивая внутренности наизнанку. Режиссер чертит образ героя, а точнее героини, на один вечер. Завтра все пройдет. Но сегодня только она сможет найти выход из бесконечного лабиринта обшарпанных жилых домов, безликих подъездов и всеобщей серости в которую загоняет ее чужой случай. Да так сильно, что из перестроечного глухого "ниоткуда" невозможно вернуться целым и невредимым. Пятнадцатиминутные наперегонки с реальностью в финале не оставляет не единого шанса зрителю. Происходящее втаптывает в кресло и не дает отдышаться. Чтобы мы не теряли хватку.

5
0
7
Евгений Прокошев
32 отзыва, 549 оценок, рейтинг 172
20 марта 2009

Фильм очень понравился. Заслуживает твёрдую четвёрку. Атмосфера картины выдержана с начала и до конца: хорошо передается общежитие, семейный праздник, город, гостиница. Игра актёров отличная, характеры героев обрисованы хорошо. Тем более в фильме не выпячиваются "ужасы совка", что уже не плохо. Недостатков не много. Отилия вытащила нож из чемодана доктора и.. дальше ничего не произошло - этот сценарный ход мне совершенно неясен. И может быть еще некая недосказанность в конце. Фильм закончился слишком быстро, например, не совсем понятно как сложились дела у доктора. Может быть это сделано специально, для того, чтобы смотреть на происходящее именно глазами девочек. В общем, фильм хороший, интересный, всем советую.

4
0
9
Kater
165 отзывов, 944 оценки, рейтинг 796
29 ноября 2007

И снова социализм. Снова хамская, гнусная, неэстетичная среда, 100% узнаваемая всеми, кто через это проходил. С трудом верится, что фильм нынешнего года. Как можно так точно передать атмосферу 80-х, да еще без любования, без ностальгии? Абсолютный реализм, без понтов: ржавые гаражи, облупленные железные заборы, очереди, обшарпанные автобусные остановки и бензоколонки, стертый рисунок на клеенке, фарцовщики, обстановка гостиницы, обстановка студенческого общежития, обстановка мещанско-интеллигентской квартиры… многое множество деталей, - устанешь перечислять. Щипит внутри очень сильно. Неужели так было и у них? А ведь для нас их соц.лагерь был вожделенен, потому что это была единственно доступная заграница - Болгария, Румыния да ГДР. Неужели там было все то же самое. И даже хуже... И все, не буду на этом больше останавливаться, тема уже полностью раскрыта другими авторами. Тем более, что фильм не про румынский социализм. И не про подпольный аборт.
Я хочу свернуть в другую плоскость и акцентироваться на взаимоотношениях Отилии и Габиты. Есть такие люди, которые не отдают себе отчет в своих поступках, не несут ответственности за свои действия, не платят за свои ошибки. При любом режиме есть те, кто используют преданность других людей на свое благо. Сами они бегут от проблем, а если с ними что-то случается нехорошее, то за их вину или оплошности платят другие. Ибо в этом мире ничего не бывает бесплатно.
Врач, принимающий плату натурой, как раз не вызывает особого отвращения, он действует в рамках свей, довольно убедительной логики: «Мы здесь не в игрушки играем». Он действительно рискует, его могут посадить. Почему он должен сочувствовать девушке, которая элементарно не выполняет его требований? Как будто это ему надо, а не ей.. Его вполне понимаешь, оправдывая как раз тем, что описано выше – средой, атмосферой, старой матерью, которая теряет ключи от дома, и за которой нужен постоянный догляд (фантастическая по своему напряжению сцена, свидетелями которой мы становимся вместе с героиней как бы случайно). Совершенно здоровый меркантилизм и осторожность. Человек, старательно вписывающийся в окружающий убогий мир.
А вот у Габиты явно перевернутое сознание. И каждое ее появление на экране вызывало у меня сильное желание ее придавить (такую личную неприязнь испытываю к потерпевшему, что кушать не могу). Ведь она не просто «дура». Это человек, паразитирующий на другом человеке. Девушка-отличница, выработавшая себе яркий имидж несостоятельной, слабой, не умеющей о себе позаботиться. Жуть берет: пока ее подруга, испытывая невероятный страх и унижение мечется по темным улицам с сумкой, в которой завернут абортированный плод, шарахаясь от случайных прохожих и собак, она заказывает в гостиничном ресторане мясное ассорти со свадебного стола. А назавтра продолжит жить, как ни в чем не бывало.
Жертвенность Отилии, ее преданность и забота - не уникальный случай (случайный попутчик не задумываясь делится с ней лишним билетом в автобусе). Такая взаимовыручка всегда существует между людьми в сложных жизненных ситуациях. Но хочется верить, что на последнем эпизоде эта преданность "подруге" окончательно исчерпана. Хотя финал открыт, фраза «Давай об этом никогда не будем говорить» прозвучала для меня как «Иди ты к черту».

4
0
9
Ушёл Снимать Кино
13 отзывов, 71 оценка, рейтинг 43
13 июня 2008

Если кто-то хочет понять что такое кино - то надо смотреть именно этот фильм. Никаких подчёркиваний, ничего в лоб (за исключением одного жуткого, но нужного крупного плана), уникальное чувство цвета и кадра, баланс поэзии и реализма.

Если кто-то считает, что Груз 200 - это приговор "совку" - он ошибается. Приговор "совку" - именно этот румынский фильм, в котором, в отличие от слегка пошловатого фильма Балабанова, нет ничего in your face. Ты больше чувствуешь и ощущаешь, чем видишь и думаешь. Такое разве что на "Зеркале" Тарковского можно ощутить. Когда кино смотришь не мозгом или сердцем, а душой.

P. S. Один из немногих фильмов, где есть изображение. Где за кадрами ты не чувствуешь желания режиссёра показать, как он умеет с оператором поставить свет или какой интересный ракурс он может выдумать. Один из лучших фильмов нулевых.

3
0

Читайте также

Подборки Афиши
Все